Балагурова Елена
Пальчиковые игры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ные уже давно установили четкую взаимосвязь между развитием и совершенствованием тонкой пальчиковые игрымоторики руки ребенка и становлением его речи. Двигательная проекция руки в мозге человека настолько велика, что даже появлению первых слогов в детском еще неосознанном лепете предшествует противопоставление большого пальчика остальным в процессе захвата предметов, происходит это обычно в 5-6 месяцев. А первые слова не смогут возникнуть до того момента, пока малыш не научится дифференцировать движение каждого пальчика при выполнении тонких действий руками.
Публикация «Пальчиковые игры в ДОУ» размещена в разделах
При этом научно доказано, что на процесс совершенствования мелкой моторики ребенка родители могут влиять, подталкивая и поощряя его, и сделать это совсем несложно. Нейролингвистические эксперименты доказали, что даже легкие поглаживания ладошки младенца и ежедневное сгибание и разгибание его пальчиков через несколько недель приводят к существенному повышению активности электрических колебаний в височной и лобной зонах головного мозга – будущих центрах речи малыша.
Народная мудрость уловила подобную связь на интуитивном уровне уже сотни лет назад и создала богатейшую коллекцию доступных, поднимающих настроение ребенка игр с пальчиками. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость действий этих своеобразных спектаклей-сказок, их влияние на развитие логического и пространственного мышления, совершенствование координации движений, установление теплых эмоциональных отношений с малышом поистине колоссально.
Самое оптимальное время для того, чтобы начинать осваивать наиболее простые пальчиковые игры – 5-6 месяцев. Выберите время, когда ребенок бодр и находится в хорошем настроении. Большой плюс любой пальчиковой игры для малыша в эмоциональной и занимательной подаче новых движений, поэтому постарайтесь сопровождать любые действия пальцами интересным сюжетным текстом, лучше, если он будет рифмованным. Можно найти готовые варианты потешек или придумать короткие стихи к пальчиковым играм и придумать под них игру пальчиками самостоятельно, учитывая умения и навыки Вашего малыша. Важно рассказывать потешку выразительно, интонацией и мимикой концентрируя внимание ребенка на выполнение определенных действий.
Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые способны укрепить ручки ребенка, сделать их более сильными. Можно начать с классических пальчиковых игр типа «Сороки-вороны» и «Козы рогатой». Перед началом игры слегка разомните и погладьте ручки малыша, затем расскажите стихотворение-потешку и выполните требующиеся от крохи действия самопальчиковые игрыстоятельно. Постепенно включайте малыша в игру, аккуратно сгибая и разгибая его пальчики в такт стихотворному тексту. На следующем этапе освоения игры Вы можете делать нужные манипуляции пальцами вместе, малыш, который еще не твердо запомнил последовательность движений, будет ориентироваться на игровые действия взрослого. Постепенно малыш запомнит последовательность требующихся от него действий, и с удовольствием будет помогать маме их выполнять.
В 7-8 месяцев с ребенком можно поиграть в игру «Пальчики здороваются» : взрослый по очереди прикасается к пальчикам малыша – от указательного до мизинчика, приговаривая: «Здравствуй, пальчик, выходи на мою дочку (моего сына) погляди!». Затем тихонько сгибаем пальчик и медленно разгибаем со словами: «Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка, посмотрел ладошку - поднимайся, крошка!»
Поочередно разжимать пальчики поможет игра-потешка «Семейка». Один за другим разжимаем сжатые в кулачок пальчики крохи и приговариваем:
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
А мизинчик это – я,
Здравствуй, дружная семья.
Еще один вариант простой пальчиковой игры – «Встреча». Просим малыша растопырить пальчики на ладошках, а затем начинаем поочередно хлопать разными пальчиками. Сначала большие пальчики левой и правой руки хлопают друг о друга -
Кто приехал?пальчиковые игры
Затем фиксируем большие пальчики малыша, самым маленьким понадобится помощь взрослого, и хлопаем кончиками остальных пальцев :
Мы, мы, мы!
Снова хлопаем большими пальчиками :
Мама, мама, это ты?
Хлопаем указательными пальчиками 3 раза :
Да, да, да!
Далее продолжаем чередовать похлопывание больших пальцев и средних, безымянных и мизинцев соответственно:
Папа, папа, это ты?
Да, да, да!
Братик, братик, это ты?
Да, да, да!
Ой, сестричка, это ты?
Да, да, да!
Когда малыш научится уверенно сидеть, можно с ним поиграть в пальчиковую игру «Часики». Пальчики ребенка изображают проворную мышку, которая будет бегать от коленей ребенка до его макушки и обратно.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(При этих словах малыш хлопает в ладоши у себя над головой один раз).
Затем повторяем то же стихотворение, только часы на башне будут бить уже два, а потом три раза и т. д. При желании это упражнение можно повторять хоть 12 раз подряд, главное, чтобы крохе не наскучила игра.
Развить силу пальчиков поможет игра «Снежки». Дайте малышу лист бумаги или салфетку и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в самые настоящие белоснежные шарики-снежки. Малыши предаются этой забаве подолгу и с удовольствием.
Занятия пальчиковыми играми в возрасте до года не должны превышать 5-7 минут, заканчивать их лучше до появления у ребенка первых признаков усталости или потери интереса.
С малышом старше года можно разучить уже более сложные действия, но задействовать при этом лучше пока только одну руку. Продолжительность занятий можно увеличить до 10минут, однако старайтесь дозировать количество нового материала: хорошо выучите 2-3 игры, и лишь затем переходите к разучиванию новых потешек.
Дошкольники ценят в пальчиковых играх динамичный сюжет, они уже готовы повторять не только движения взрослого, но и тексты стихотворных потешек. Возможно, сначала малыш будет повторять лишь начальные строки и концовки стихотворений, но постепенно с Вашей помощью сможет выучить текст и целиком.
Малышу трех лет можно показать, как при помощи указательного и среднего пальчика можно изобразить человечка или зайчика, а переплетя пальцы обеих ладоней в замок, превратить их в забавного ежика. После этого можно разучить пальчиковую игру «Зайчик и ежик» :
Зайка – ушки на макушке -
(Малыш демонстрирует правой рукой зайчика, детям 4 лет и старше можно предложить работать уже двумя руками)
Так и скачет по опушке.
(Ребенок складывает ладошки в виде лапок зайчика на уровне груди).
А за ним колючий ежик
Бежал по травке без дорожек
(Ребенок переплетает пальцы рук, но держит их выпрямленными и совершает ладошками круговые движения).
Интересную и требующую хорошей координации движений пальчиковую игру «Лесенка» можно предложить ребенку 5 лет: чтобы получилась ступенька, ему нужно будет соединить большой палец правой руки с указательным пальцем левой, и наоборот (одна ладошка смотрит на ребенка, другая – отвернута). Затем малышу нужно перевернуть ладони и снова соединить противоположные указательный и большой пальцы, постепенно перемещаясь все выше и выше, и продолжить составлять точно такие же ступени со словами:
Я по лесенке иду, я по лесенке взберусь,
окажусь всех выше, выше даже крыши.
При желании лесенки можно выстраивать, соединяя средний и безымянный пальцы противоположных рук, но это задача будет более сложной, поэтому дошкольнику придется набраться терпения.
Если играть в подобные игры Вы будете регулярно, вскоре у малыша возникнет желание придумать свои варианты движений под уже знакомые стихи или сопроводить пальчиковым спектаклем любимую сказку или песенку. Подобную инициативу обязательно нужно поддерживать и поощрять. А увлекательный сценарий для веселой пальчиковой игры придумать совместными усилиями совсем несложно.
Дополнить и усилить развивающий эффект пальчиковых игр поможет собирание бус из бисерин разной величины, а также работа с пластилином – совсем маленькие могут скатывать из него шарики и «колбаски», а ребята постарше создавать пластилиновые картины.
Играть с пальчиками полезно и важно на протяжении всего дошкольного возраста. Только при таком комплексном подходе Вы поможете речи малыша стать грамотной, связной, богатой образами и сравнениями.
Купить сборники с пальчиковыми играми>>