МААМ-картинки

Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство развития речи у детей 5–7 лет (1 фото)

Мария Маришкина
Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство развития речи у детей 5–7 лет

«Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство

развития речи у детей 5-7 лет».

Разработала воспитатель:

Маришкина М. Ф.

Содержание:

1. Актуальность, цели и задачи развития связной речи у детей 5-7 лет через занятия пальчиковым театром и пальчиковыми играми.

Публикация «Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство развития речи у детей 5–7 лет» размещена в разделах

2. Игры для развития речи

4. Пальчиковые игры

5. Сценарий Сказки «Рукавичка»

6. Список литературы

Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство

развития речи у детей 5-7 лет

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – это дошкольный возраст, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этот период необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание и речь.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь

Вопросы взаимосвязи развития связной речи и мелкой моторики рук, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Чтение же художественной литературы, а в частности русских народных бытовых сказок формирует представления о характерах ряда персонажей таких как: медведь, лиса, волк, кабан, собака, заяц, лягушка, мышка дед, бабка, внучка и т. д. и позволяют детям проводить аналогии с реальными чертами характера окружающих людей в целом. Театрализация позволяет даже застенчивому ребенку раскрыть свой творческий потенциал и преодолеть чувство дискомфорта при выступлении перед группой людей, так как, играя роль, ребенок говорит от имени своего персонажа, будь то мышка или волк.

Театрализованные игры являются важным средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Участие в театральных постановках обогащает детей новыми, радостными впечатлениями, способствует развитию памяти, расширению словарного запаса. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуй в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я выбрала эту тему самообразования.

Цель: Развитие связной речи у старших дошкольников через занятия пальчиковым театром и пальчиковыми играми.

Задачи:

- Знакомить детей с национальными чертами характера через чтение и обсуждение русских народных сказок;

-Совершенствовать диалогическую речь детей, сочетая ее с театрализованными играми;

-Развивать мелкую моторику рук по средствам пальчиковых игр;

-Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитии.

Игры для развития речи

«Японская печатная машинка»

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

«Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трё х вариантах:

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т. п.

«Замкни цепочку»

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т. е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более чёткой, правильной, выразительной.

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры : собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Скажи по-другому»

Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т. д.

«Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

«Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Пальчиковые игры

В возрасте 6-7 лет у ребёнка начинается серьёзная учёба, одним из наиболее сложных элементов которой в начальном периоде является обучение письму. Поэтому мелкая моторика к этому времени должна быть хорошо развита. Но поддерживать её полезно всегда. Характерными чертами пальчиковых упражнений являются те же показатели, которые были определены для игр детей 5-6 лет. В качестве примера игр, хорошо воспринимаемых детьми этого возраста, можно привести игру «Золушка». Она выглядит следующим образом. На ровной поверхности насыпаем немного гречки, гороха и риса. Всё это смешиваем и предлагаем рассортировать за определённое время. Можно несколько видоизменить эту игру, привнеся в неё дух соревнования. В этом случае в ней могут принимать участие двое и больше детей. По команде ведущего дети приступают к сортировке. Выигрывает тот, кто справился с работой быстрее всех. Ещё одна игра с крупой заключается в следующем. С тарелки с насыпанным на неё горохом ребёнок берёт указательным и большим пальцами одну горошину, а с помощью оставшихся «не у дел» пальцев собирает оставшийся горох в горсть. Выигрывает тот, кто смог собрать большее количество горошин за самый короткий срок. Можно задействовать обе руки. И в заключение хотелось бы отметить, что только систематическая и целенаправленная работа по усовершенствованию мелкой моторики у детей сможет оказать положительное влияние на формирование умственных и физических способностей, сохранить их психологическое здоровье.

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят :

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем

пальцы на руках, начиная с большого.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту)

Сказка «Рукавичка»

Театрализованные игры являются важным средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Участие в театральных постановках обогащает детей новыми, радостными впечатлениями, способствует развитию памяти, расширению словарного запаса. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

Цель:

Приобщить детей к искусству театра, вовлекать в игру по знакомой сказке «Рукавичка»».

Задачи:

• Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль;

• Использовать для воплощения образа выразительные средства : интонацию, мимику, жест.

• Побуждать к взаимодействию с партнерами по сцене.

Развивать интерес детей к театрализованной игре.

«Рукавичка»

Рассказчик 1. Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка, и потерял дед рукавичку. Вот бежит мышка, залезла в рукавичку:

Мышка — Тут я буду жить!

Рассказчик Вот лягушка скачет и спрашивает:

Лягушка - Кто, кто в этой рукавичке живёт?

Мышка — Мышка-скреботушка. А ты кто?

Лягушка — Лягушка-квакушка. Пусти и меня!

Мышка — Иди!

Рассказчик 1 Стало их уже двое. Вот бежит ещё зайчик, подбежал к рукавичке и спрашивает:

Зайчик — Кто, кто в этой рукавичке живёт?

По очереди — Мышка-скреботушка, лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик — А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!

Лягушка и Мышка — Да иди!

Рассказчик 2 Стало их уже трое. Вот бежит лисичка и спрашивает:

Лисичка — Кто, кто в этой рукавичке живёт?

По очереди— Мышка-скреботушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик. Зайчик - А ты кто?

Лисичка — А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Зайчик — Да иди!

Рассказчик -А тут волчик бредё т и тоже спрашивает:

Волчик — Кто, кто в этой рукавичке живёт?

По очереди — Мышка-скреботушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка. А ты кто?

Волчик — А я волчик-братик.

Лисичка — Да уж иди!

Рассказчик 2 Влез и он — уже их пятеро. Бежит кабан:

Кабан –клыкан — Хро-хро-хро! Кто в этой рукавичке живёт?

По очереди — Мышка-скреботушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчик-братик.

Волчик А ты кто?

Кабан –клыкан — Хро-хро-хро! А я кабан-клыкан. Пустите и меня!

Мышка — Вот горе! Кто не набредёт, все в рукавичку!

Лягушка -Как же ты сюда влезешь?

Кабан –клыкан — Да уж влезу, — пустите!

Лягушка — Что поделаешь, — иди!

Рассказчик Влез и он. Уже их шестеро, и так им тесно! А тут трещат кусты, вылезает медведь и тоже к рукавичке:

Медведь — Кто, кто в этой рукавичке живёт?

По очереди Мышка-скреботушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчик-братик и

Кабан-клыкан. А ты кто?

Медведь — Как вас много! А я медведь-набредь. Пустите и меня!

Лягушка — Куда мы тебя пустим, когда и так тесно?

Медведь — Да как-нибудь поместимся.

Лисичка — Иди, только с краешку!

Рассказчик 2 - Влез медведь — семеро стало. Да так же им тесно, что рукавичка вот-вот разорвётся.

Рассказчик 3 Как вдруг дед спохватился — нет рукавички! Он тогда назад — искать её, а собачка впереди бежала. Бежала, бежала, видит — лежит рукавичка и шевелится. Собачка тогда: «Гав-гав-гав!» Звери испугались, как выскочат из рукавички, — да все и разбежались по лесу.

Рассказчики - Пришёл дед и забрал свою рукавичку.

Список литературы:

1. Антипина А. Е. «Развитие речи через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении.»

2. Артемова, Л. В. «Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей детского сада»

3. Гурьева Н. А. «Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет»

4. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов»

5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. «Театрализованная деятельность в детском саду»

6. https://detstrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/palchikovye-igry-dlya-detej-4-7-let/

7. https://superinf.ru/view_article.php?id=237

8. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.

9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

10. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 1982г.

11. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.

Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство развития речи у детей 5–7 лет
Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» 2. Слаид «Источники творческих способностей и.

Индивидуальный план по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5–6 лет» МКДОУ «Куртамышский детский сад №4» Куртамыш МКДОУ «Куртамышский детский сад №4» Индивидуальный творческий план самообразования.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Пальчиковые игры как основа развития речи детей 1 слайд МА ДОУ ДС №15 «Росинка» "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ –ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ" Хасметова С. Г. 2Слайд «Ум ребёнка находится на кончиках.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего возраста Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования».

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста. Пальчикоаые игры как средство развития речи детей раннего возраста. У детей в возрасте от 2-3 лет еще только начинает развиваться речь,.

Пальчиковый театр как метод развития речи в группе детей 2–3 летПальчиковый театр как метод развития речи в группе детей 2–3 лет Цель: Развитие речи, мелкой моторики у детей раннего возраста, расширение кругозора детей Задачи: • формировать фонетико-фонематическую.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Волшебные пальчики. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» МБДОУ д/с №36 г. Таганрог Проект «Волшебные пальчики». Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковый театр и пальчиковые игры как средство развития речи у детей 5–7 лет
Опубликовано: 27 мая 2018 в 19:01
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД