Памятка для педагогов ДОУ «Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации»

Любовь Филина
Памятка для педагогов ДОУ «Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации»

Власова Е. В., зам. зав. по ВМР

Филина Л. В, старший воспитатель

МДОУ "Детский сад №113"

Памятка для педагогов ДОУ

"Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации"

Принцип индивидуализации является основополагающим положением ФГОС ДО.

Индивидуализация образования - это не просто технологическая особенность современного педагогического процесса, а прежде всего условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Индивидуализация (по С. М. Юсфину,Н. Н. Михайловой) - это "процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности"

Индивидуализация образования - деятельность, связанная с поиском и приобретением конкретным человеком своего "человеческого образа", требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним. Образование (как образ мира, себя и других в нем) является содержательным и смысловым контекстом развития.

Условия, необходимые для развития детей (П. 3.2.5.)

• Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;

• Выражения своих чувств и мыслей.

• Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т. д.).

Направления индивидуализации образования

самостоятельная деятельность синтез обучения и самоорганизуемого

ребёнка и саморегулируемого учения

* обращение к разным источникам (самообразование)

* конвертация информации (узнаёт,

уточняет, интерпритирует) инф-ю

* использование знаний в жизненных

ситуациях

дополнительное образование

Это лишь некоторые направления индивидуализации образования.

Как результат - сформированность ключевых компетентностей (совокупность универсальных умений, применяемых ребёнком в разных видах деятельности на практике)

Социальная компетентность

Деятельностная компетентность

Коммуникативная компетентность

Познавательная компетентность (инициатива)

Здоровьесберегающая компетентность

Наши задачи:

• Создание условий для самостоятельного выбора вида деятельности детей дошкольного возраста;

• Развитие социально – личностных качеств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, используя разнообразные формы

• Развитие интересов, способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

• Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Ожидаемый результат:

• Умение детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.

• Способность самостоятельно выбирать различные способы деятельности.

• Способность детей дошкольного возраста воплощать творческий замысел в различных видах деятельности.

Планирование образовательной деятельности

- Формулируют цели и задачи.

- Дополняют идеи детей.

- Продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах

- Продумывают, какие материалы и задания нужно подготовить в центрах активности.

- Оценивают внутренние ресурсы детского сада, группы.

- Определяют, какая помощь нужна от родителей.

- Готовят материалы на завтра.

- Договариваются о распределении обязанностей между взрослыми на завтрашний день.

Роль воспитателя в организации образовательной деятельности

1. Самостоятельная и совместная деятельность в центрах активности

Воспитатель может:

а) работать в одном из центров;

б) переходить от центра к центру оказывая помощь;

в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей;

г) наблюдать за конкретным ребенком

При организации самостоятельной деятельности воспитатель работает над акцентированием внимания детей на необходимость определённой последовательности организационных действий.

2. Организованная деятельность

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве составной их части.

Роль воспитателя та же.

Обучение основам планирования является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста

Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом:

Планирую Наблюдаю Анализирую

Цикл деятельности ребёнка

План Дело Оценка

План

- планирование дня (утренний сбор);

- планирование деятельности в центрах активности;

- планирование в режимных моментах

Дело (выполнение конкретных действий)

Оценка

Что у нас было хорошо?

Что удалось?

Что не получилось? Почему?

Методы индивидуализации обучения

1. Метод реагирования.

Внимание педагогов направлено на стимулирование и поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей.

2. Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.

Тот факт, что несколько детей одновременно находятся в одном месте и заняты одним видом деятельности, не означает одинаковости их действий. Вместо того, чтобы прямо указать детям, что и как они должны делать, педагог помогает им сделать то, что они хотят. Задача педагога - помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции.

3. Отбор материала.

Большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Такая вариативность создаёт оптимальные возможности для индивидуализации учения, обучения, образования.

4. Метод "строительных лесов".

В основе этого метода - идеи Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тем знаниям и умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

5. Иррадирующее обучение Этот метод основан на признании различий интересов, мотивов и динамике продвижения. предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трёх основных действий.

1-е действие: "У нас появилась новая интересная игра. Тот, кто хочет научиться играть в неё, может прийти в центр науки".Или: "Я (имеется ввиду взрослый) сегодня буду работать в центре исследований. Я хочу научиться (узнать, посмотреть, найти и т. п.). "

2-е действие: "Ира и Алёша, вы сегодня узнали что-то новое (научились, посмотрели, нашли, сделали., давайте расскажем об этом всем ребятам (родителям.)

3-е действие: "Если вы хотите что-то узнать (сделать, найти.) можете обратиться к Ире и Алёше.

Получая внимание от взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребёнок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит (продемонстрировать им приобретённое умение).

Использование этих методов индивидуализации обучения отражает сущность организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, - организации самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослых с детьми.

Организованная образовательная деятельность (Занятия)

имеет определённые цели и содержание, участники должны подчинится определенному порядку.

Педагог не готов отпустить ребёнка из деятельности, диктует свои условия. Педагог убеждён в выбранных им средствах и позициях для достижения цели. Данная позиция не соответствует ФГОС.

В соответствии с ФГОС занятия (организованная деятельность) - это создание социальной ситуации развития.

Таким образом, задача воспитателей заключается не столько в передаче ребёнку фиксированной суммы ЗУНов, а в обеспечении каждому возможности познавать мир, учиться самостоятельно, т. е. в реализации своих возможностей и способностей.

Совместная деятельность

Цель и содержание совместной деятельности могут быть предложены взрослым и в равной степени либо приняты, либо отвергнуты ребёнком (детьми). Совместная деятельность может быть принята ребёнком на какой-то период и предполагает право на досрочный выход ребёнка из совместной деятельности. Педагог должен быть готовым к тому, чтобы отпустить ребёнка.

Организуя совместную деятельность,взрослые должны помнить: если они не предъявляют ребёнку альтернативы, то у них нет условия для выбора. Если нет выбора - нет свободы. Нет свободы - нет ответственности. Если нет ни того, ни другого - нет ни желаний, ни переживаний. и как следствие, отказ ребёнка от деятельности, потеря чувства собственной идентичности, значимости.

В то же время совместность необязательно должна быть выражена в фактических совместных действиях детей друг с другом или со взрослым. Иногда достаточно простого присутствия другого человека, автономно осуществляющего свои действия. В этой ситуации каждый человек (ребёнок или взрослый) действует по-своему, но одновременно оказывается внимательным наблюдателем.

Самостоятельная деятельность.

Свободно выбирая какую - либо деятельность и реализуя себя в ней, ребёнок не только овладевает её содержанием и способами действий, но и приобретает актуальные знания, получает толчок к развитию высших психических функций. В основе свободного выбора, как правило, лежит личная заинтересованность. Для дошкольного образования свобода - предопределение его индивидуализации.

Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности и независимости, креативности и творчества и в конечном итоге - для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением.

Условия индивидуализации

создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребёнком своих замыслов;

знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребёнка;

готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;

готовность педагога вместе с детьми определять цель, предмет и содержание деятельности, договариваться о разделённых или совместных действиях, о форме использования результата;

обязательное отведение времени для свободной игры

использование потенциала семьи, предоставление позитивной информации о ребёнке (события в течение дня, достижения., а также информации о том, с какими трудностями столкнулся ребёнок и наметить пути преодоления этих трудностей. Вовлечение родителей в образовательный процесс («Гость группы», «Мастер-класс» и т. д.);

привлечение ресурсов социального окружения (библиотеки, школы, театры)

Публикации по теме:

Проект «Внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Л. Ю. Жеребцова Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений.

Внедрение технологии лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ Работая с детьми, четвертого года жизни, я обратила особое внимание, что дети заинтересованы лего – конструированием. Программа нашего ДОУ.

Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс»Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс» В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

План по внедрению этнокалендаря ВОП (воспитательно-образовательный процесс) План работы с детьми дошкольного возраста МБДОУ «Чебурашка» по внедрению этнокалендаря на 2014-2015 учебный год № п/п Наименование мероприятия.

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка – дошкольника. Семья являет.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством совместного творчества педагогов, детей и родителей В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего.

Реализация принципа интеграции обр. областей в соответствии с ФГОС до через создание книг с использованием детских рисунков Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования – принцип интеграции.

Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС через создание книг с рисунками и рассказами Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования – принцип интеграции.

Семинар для старших воспитателей «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?» СЕМИНАР для методистов «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования? Субъект или объект? В чем заключается.

Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС до Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО Ребенок—это солнце, вокруг которого.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Памятка для педагогов ДОУ «Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации»
Опубликовано: 8 октября 2015 в 12:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

В мире мы сталкиваемся с множеством вещей и явлений, которые приходится сравнивать между собой. Научить детей этой не только математической, но и философской операции, не так-то просто. Дошкольные...

19 января. День лыж и коньков на МААМ

С января 1924 года лыжи и коньки обязательны на зимних Олимпийских играх. И, конечно же, ещё шире они представлены в любительском и оздоровительном спорте. Ведь покататься на лыжах и коньках – это...


Горячие темочки