Получи документы

Памятка для педагогов ДОУ «Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации»

Любовь Филина
Памятка для педагогов ДОУ «Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации»

Памятка для педагогов ДОУ

Власова Е. В., зам. зав. по ВМР

Филина Л. В, старший воспитатель

МДОУ "Детский сад №113"

Памятка для педагогов ДОУ

"Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации"

Принцип индивидуализации является основополагающим положением ФГОС ДО.

Индивидуализация образования - это не просто технологическая особенность современного педагогического процесса, а прежде всего условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Публикация «Памятка для педагогов ДОУ „Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации“» размещена в разделах

Индивидуализация (по С. М. Юсфину,Н. Н. Михайловой) - это "процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности"

Индивидуализация образования - деятельность, связанная с поиском и приобретением конкретным человеком своего "человеческого образа", требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним. Образование (как образ мира, себя и других в нем) является содержательным и смысловым контекстом развития.

Условия, необходимые для развития детей (П. 3.2.5.)

• Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;

• Выражения своих чувств и мыслей.

• Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т. д.).

Направления индивидуализации образования

самостоятельная деятельность синтез обучения и самоорганизуемого

ребёнка и саморегулируемого учения

* обращение к разным источникам (самообразование)

* конвертация информации (узнаёт,

уточняет, интерпритирует) инф-ю

* использование знаний в жизненных

ситуациях

дополнительное образование

Это лишь некоторые направления индивидуализации образования.

Как результат - сформированность ключевых компетентностей (совокупность универсальных умений, применяемых ребёнком в разных видах деятельности на практике)

Социальная компетентность

Деятельностная компетентность

Коммуникативная компетентность

Познавательная компетентность (инициатива)

Здоровьесберегающая компетентность

Наши задачи:

• Создание условий для самостоятельного выбора вида деятельности детей дошкольного возраста;

• Развитие социально – личностных качеств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, используя разнообразные формы

• Развитие интересов, способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

• Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Ожидаемый результат:

• Умение детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.

• Способность самостоятельно выбирать различные способы деятельности.

• Способность детей дошкольного возраста воплощать творческий замысел в различных видах деятельности.

Планирование образовательной деятельности

- Формулируют цели и задачи.

- Дополняют идеи детей.

- Продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах

- Продумывают, какие материалы и задания нужно подготовить в центрах активности.

- Оценивают внутренние ресурсы детского сада, группы.

- Определяют, какая помощь нужна от родителей.

- Готовят материалы на завтра.

- Договариваются о распределении обязанностей между взрослыми на завтрашний день.

Роль воспитателя в организации образовательной деятельности

1. Самостоятельная и совместная деятельность в центрах активности

Воспитатель может:

а) работать в одном из центров;

б) переходить от центра к центру оказывая помощь;

в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей;

г) наблюдать за конкретным ребенком

При организации самостоятельной деятельности воспитатель работает над акцентированием внимания детей на необходимость определённой последовательности организационных действий.

2. Организованная деятельность

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве составной их части.

Роль воспитателя та же.

Обучение основам планирования является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста

Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом :

Планирую Наблюдаю Анализирую

Цикл деятельности ребёнка

План Дело Оценка

План

- планирование дня (утренний сбор);

- планирование деятельности в центрах активности;

- планирование в режимных моментах

Дело (выполнение конкретных действий)

Оценка

Что у нас было хорошо?

Что удалось?

Что не получилось? Почему?

Методы индивидуализации обучения

1. Метод реагирования.

Внимание педагогов направлено на стимулирование и поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей.

2. Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.

Тот факт, что несколько детей одновременно находятся в одном месте и заняты одним видом деятельности, не означает одинаковости их действий. Вместо того, чтобы прямо указать детям, что и как они должны делать, педагог помогает им сделать то, что они хотят. Задача педагога - помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции.

3. Отбор материала.

Большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Такая вариативность создаёт оптимальные возможности для индивидуализации учения, обучения, образования.

4. Метод "строительных лесов".

В основе этого метода - идеи Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тем знаниям и умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

5. Иррадирующее обучение Этот метод основан на признании различий интересов, мотивов и динамике продвижения. предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трёх основных действий.

1-е действие: "У нас появилась новая интересная игра. Тот, кто хочет научиться играть в неё, может прийти в центр науки". Или: "Я (имеется ввиду взрослый) сегодня буду работать в центре исследований. Я хочу научиться (узнать, посмотреть, найти и т. п.). "

2-е действие: "Ира и Алёша, вы сегодня узнали что-то новое (научились, посмотрели, нашли, сделали., давайте расскажем об этом всем ребятам (родителям.)

3-е действие: "Если вы хотите что-то узнать (сделать, найти.) можете обратиться к Ире и Алёше.

Получая внимание от взрослого, приобретая во взаимодействии с другими или в самостоятельной деятельности новый опыт или новое знание, ребёнок, как правило, стремится поделиться с детьми, с которыми он дружит (продемонстрировать им приобретённое умение).

Использование этих методов индивидуализации обучения отражает сущность организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, - организации самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослых с детьми.

Организованная образовательная деятельность (Занятия)

имеет определённые цели и содержание, участники должны подчинится определенному порядку.

Педагог не готов отпустить ребёнка из деятельности, диктует свои условия. Педагог убеждён в выбранных им средствах и позициях для достижения цели. Данная позиция не соответствует ФГОС.

В соответствии с ФГОС занятия (организованная деятельность) - это создание социальной ситуации развития.

Таким образом, задача воспитателей заключается не столько в передаче ребёнку фиксированной суммы ЗУНов, а в обеспечении каждому возможности познавать мир, учиться самостоятельно, т. е. в реализации своих возможностей и способностей.

Совместная деятельность

Цель и содержание совместной деятельности могут быть предложены взрослым и в равной степени либо приняты, либо отвергнуты ребёнком (детьми). Совместная деятельность может быть принята ребёнком на какой-то период и предполагает право на досрочный выход ребёнка из совместной деятельности. Педагог должен быть готовым к тому, чтобы отпустить ребёнка.

Организуя совместную деятельность, взрослые должны помнить: если они не предъявляют ребёнку альтернативы, то у них нет условия для выбора. Если нет выбора - нет свободы. Нет свободы - нет ответственности. Если нет ни того, ни другого - нет ни желаний, ни переживаний. и как следствие, отказ ребёнка от деятельности, потеря чувства собственной идентичности, значимости.

В то же время совместность необязательно должна быть выражена в фактических совместных действиях детей друг с другом или со взрослым. Иногда достаточно простого присутствия другого человека, автономно осуществляющего свои действия. В этой ситуации каждый человек (ребёнок или взрослый) действует по-своему, но одновременно оказывается внимательным наблюдателем.

Самостоятельная деятельность.

Свободно выбирая какую - либо деятельность и реализуя себя в ней, ребёнок не только овладевает её содержанием и способами действий, но и приобретает актуальные знания, получает толчок к развитию высших психических функций. В основе свободного выбора, как правило, лежит личная заинтересованность. Для дошкольного образования свобода - предопределение его индивидуализации.

Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности и независимости, креативности и творчества и в конечном итоге - для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением.

Условия индивидуализации

создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребёнком своих замыслов;

знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребёнка;

готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;

готовность педагога вместе с детьми определять цель, предмет и содержание деятельности, договариваться о разделённых или совместных действиях, о форме использования результата;

обязательное отведение времени для свободной игры

использование потенциала семьи, предоставление позитивной информации о ребёнке (события в течение дня, достижения., а также информации о том, с какими трудностями столкнулся ребёнок и наметить пути преодоления этих трудностей. Вовлечение родителей в образовательный процесс («Гость группы», «Мастер-класс» и т. д.);

привлечение ресурсов социального окружения (библиотеки, школы, театры)

Публикации по теме:

Проект «Внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Л. Ю. Жеребцова Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений.

Внедрение технологии лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ Работая с детьми, четвертого года жизни, я обратила особое внимание, что дети заинтересованы лего – конструированием. Программа нашего ДОУ.

Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс»Консультация «Вовлечение родителей в образовательный процесс» В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

План по внедрению этнокалендаря ВОП (воспитательно-образовательный процесс) План работы с детьми дошкольного возраста МБДОУ «Чебурашка» по внедрению этнокалендаря на 2014-2015 учебный год № п/п Наименование мероприятия.

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка – дошкольника. Семья являет.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством совместного творчества педагогов, детей и родителей В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего.

Реализация принципа интеграции обр. областей в соответствии с ФГОС до через создание книг с использованием детских рисунков Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования – принцип интеграции.

Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС через создание книг с рисунками и рассказами Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования – принцип интеграции.

Семинар для старших воспитателей «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?» СЕМИНАР для методистов «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования? Субъект или объект? В чем заключается.

Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС до Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО Ребенок—это солнце, вокруг которого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для педагогов ДОУ «Реализация в образовательный процесс принципа индивидуализации»
Опубликовано: 8 октября 2015 в 12:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД