Памятка для педагогов «Рекомендации по составлению портфолио дошкольника»

Любовь Филина
Памятка для педагогов «Рекомендации по составлению портфолио дошкольника»

Власова Е. В., зам. зав. по ВМР

Филина Л. В, старший воспитатель

МДОУ "Детский сад №113"

Памятка для педагогов

"Рекомендации по составлению портфолио дошкольника"

На основании принципов Стандарта дошкольного образования,разработанных на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка

современная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития (п. 1.3. учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья).

Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила педагогов к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих ему реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность (п. 1.4. 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Портфолио – технология самопрезентации, развития критического и диагностического мышления. Портфолио – технология накопления и систематизации информации.

Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, — «показать все, на что ты способен». Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит интеграция количественной и качественной оценок, и, самое главное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то,что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образова-тельного процесса.

Функции технологии

1. Диагностическая функция — фиксируются изменения и рост за определенный период времени.

2. Функция целеполагания — создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи.

3. Мотивационная функция — поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.

4. Содержательная функция - материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.

5. Развивающая — обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году.

6. Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.

Основные цели и задачи ведения портфолио :

Создание ситуации успеха для каждого воспитанника, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях жизни;

Развитие познавательных интересов воспитанников и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); содействие дальнейшей социализации воспитанников.

Портфолио – набор материалов, структуированных определенным образом. Крупные блоки называются разделами, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными, в зависимости от цели и вида портфолио.

Портфолио дошкольника

- это прежде всего первый шаг к открытию малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия;

- это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.

Самое главное отличие портфолио дошкольника в том, что при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями.

Портфолио дошкольника - это накопительное портфолио.

Особенности оформления портфолио дошкольника

1. Должно привлекать,заинтересовывать: эстетичность, красочность оформления.

2. Страницы должны быть оформлены так, чтобы ребёнку, который не умеет читать,было понятно: рисунки, эмблемы, символы.

3. Лучше, если это папка с файлами. Это позволяет легко вносить изменения, пополнять её новыми материалами.

Структура портфолио дошкольника

* Титульный лист (обязательно указывается ИМЯ и ФАМИЛИЯ ребенка, дополнительно– индивидуальное оформление)

* Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио)

* Давайте познакомимся (фото, можно составить небольшую автобиографию, проект "Моё чадо" (сочинения)

* Моя семья (я предлагаю нарисовать или сделать на компьютере генеалогическое древо семьи)

* «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

* «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

* «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

* «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

* Фото из детского сада (фото из домашней коллекции)

* Мои достижения (награды, фото с мероприятий, в которых участвовал ребенок, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из детских журналов с фотографиями ребенка как корреспондента или модели и т. д.)

• Скоро в школу (например, диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т. д.)

Публикации по теме:

Теоретический аспект технологии портфолио дошкольникаТеоретический аспект технологии портфолио дошкольника Успех воспитания подрастающего поколения определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемых.

Альбом развития дошкольника-портфолиоАльбом развития дошкольника-портфолио Разработала: методист детского сада Пустовая З. В. Исполнители: воспитатели групп В нашем детском саду ежегодно в сентябре месяце заполняется.

Методические рекомендации к составлению конспектов утренней гимнастики, физкультурных занятий, вопросы для анализа Методические рекомендации к составлению конспектов утренней гимнастики, физкультурных занятий, вопросы для анализа по МДК Теоретические.

Памятка для педагогов «Советы и рекомендации по проведению мероприятий и досуговой деятельности в ДОУ» Советы и рекомендации по проведению мероприятий и досуговой деятельности в ДОУ Праздники, досуги, развлечения - важное средство художественного.

Памятка по составлению конспекта НОД с учетом требований ФГОС дошкольного образования Памятка по составлению конспекта НОД с учетом ФГОС ДО. Схема построения НОД по ФГОС ДО Старший возраст. 1. Введение в ситуацию. Необходимость.

Портфолио дошкольникаПортфолио дошкольника Воспитатели: Романова Н. М., Мустафина М. В. Доброго всем время суток. Хочу поделиться новой для нас формой работы,создание портфолио ребенка. В.

Педагогическая технология создания портфолио дошкольника ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Педагогическая технология портфолио дошкольника» Технология портфолио дошкольника: Портфолио — копилка личных достижений ребенка.

Рекомендации по составлению рабочей программы педагогов дошкольного образования 1 СЛАЙД 2 слайд - Добрый день, уважаемые коллеги, мне досталась тема, на сегодняшний день самая животрепещущая для педагогов, постараюсь.

Рекомендации по взаимодействию детского сада и семьи (памятка для педагогов и родителей) Литература: 1. Интернетресурсы: - URL (унифицированный указатель ресурса): http://www.semya-rastet.ru; - URL: http://www.psyvision.ru;.

Проект «Портфолио дошкольника» ПРОЕКТ «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе ДОУ и реализации преемственности между ДОУ и начальной.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Консультации, папки-передвижки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Памятка для педагогов «Рекомендации по составлению портфолио дошкольника»
Опубликовано: 2 октября 2015 в 15:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

В мире мы сталкиваемся с множеством вещей и явлений, которые приходится сравнивать между собой. Научить детей этой не только математической, но и философской операции, не так-то просто. Дошкольные...

19 января. День лыж и коньков на МААМ

С января 1924 года лыжи и коньки обязательны на зимних Олимпийских играх. И, конечно же, ещё шире они представлены в любительском и оздоровительном спорте. Ведь покататься на лыжах и коньках – это...


Горячие темочки