Перова Марина
Памятка для родителей «Русская народная сказка в развитии речи ребенка»
Работа со сказкой положительно влияет на процессы речевого, эмоционально-волевого развития ребенка, способствует приучению к образному восприятию богатства и многообразия окружающей действительности, пробуждает интерес к миру и развитию собственного «Я». Особенно эффективно развивается связная речь дошкольника, поддерживается его положительное эмоциональное состояние, а, следовательно, улучшается результативность процесса усвоения знаний.
Публикация «Памятка для родителей „Русская народная сказка в развитии речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки от А до Я
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Сказки. Консультации для родителей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Русские народные сказки обогащает словарный запас воспитанников. Их тексты не только способствуют активации и развитию словаря, но и учат правильному построению диалогов, а также оказывают положительное влияние на процесс развития связной речи.
Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире живет добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения и в ней мы должны искать ответы на все вопросы. Благодаря сказке ребенок учится говорить, именно благодаря ей он знакомится со своими первыми литературными героями (Колобок, курочка Ряба и др.). Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, животными, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку сравнивать добро и зло, добро отождествлять, а зло осуждать. Именно в сказках происходит нравственное воспитание детей, и именно они помогают развивать связную речь у ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
С самого раннего возраста детей привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая, однако не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи. Здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки, которые читают детям дома и в детском саду. В детском саду они дети учатся пересказывать сказки, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки. Дети беседуют о прочитанном, рисуют любимых персонажей и составляют о них рассказы. Сказки раскрывают перед ними весь мир, создают необыкновенные образы.
В то же время не следует забывать, что каждая встреча со сказкой – это, прежде всего воспитание чувств ребенка. Совершенно справедливо
утверждение, что малыш должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.
Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. Для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Русская народная сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она продолжает жить и не утрачивает своей популярности во всем мире.