Получи документы

Памятка для педагогов о формировании предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП

Ирина Тараканова
Памятка для педагогов о формировании предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной сре

де:[/b]

1. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства (группы, материалов, оборудования и инвентаря)

1.1РППС должна обеспечивать возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательной активности детей, а также уголка уединения.

1.2 РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;

- организация инклюзивного образования

- учёт национально-культурных, климатических условий

- учёт возрастных особенностей

Публикация «Памятка для педагогов о формировании предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП» размещена в разделах

1. 3 РППС должна быть:

1. Содержательно-насыщенной

2. Трансформируемой (изменялась)

3. Полифункциональной (мебель, маты, ширмы, модули)

4. Вариативной (наличие различных пространств- для игры, конструирования, уединения и др.)

5. Доступной (для детей с ОВЗ и инвалидов)

6. Безопасной (соответствие всех элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования)

При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие:

-пространство;

- время;

- предметное окружение.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно - ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

Особенности построения РППС в условиях ДОУ, в разных возрастных групп:

• Ранний возраст

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами:

Пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные)

Логические кубики, шнуровки, наборы из объёмных геометрических форм, дидактический стол с комплектом развивающих пособий, матрёшки, наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов. Мозаика, домино, тактильный набор и т. д.

• Младший возраст

В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, создаётся как комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек – вкладышей, пирамидок, шнуровок – нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.

Средний возраст

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Среди дидактических игр должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (Танграм, пазлы, разрезные картинки). Примерно 15% игр должно быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность, детям не останавливаться, а продвигаться дальше.

• Старшая и подготовительная группы

При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу.

В группе специальное место и оборудование для игротеки: это и дидактические, развивающие, логико-математические игры. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Игры на развитие умений счётной и вычислительной деятельности. Игры с правилами: домино, лото, шашки и т. д.

Математическая зона.

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:

Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.

Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.

• Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.

• Обучение измерению с помощью условной мерки.

• Ознакомление с неделей, месяцами, годом.

Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.

Развитие логического мышления.

Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал)

1. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2. Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.

3. Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4. Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5. Рабочие тетради по математике.

6. Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

7. Наборы объемных геометрических фигур.

8.«Волшебные часы» : модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9. Счеты напольные и настольные.

10. Счетные палочки.

11. Учебные приборы: линейки(10 шт., сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

13. Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т. п., в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14. Система наклонных плоскостей для шариков.

15. Термометр спиртовой.

16. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

17. Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

18. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19. Настольно-печатные игры.

20. Наборы моделей: деление на части (2-8).

21. Разнообразные дидактические игры

Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы) «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.

Публикации по теме:

Создание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды отражает.

Опыт организации развивающей предметно-пространственной средыОпыт организации развивающей предметно-пространственной среды Сообщение по теме Нажия Азисова. Сообщение по теме «Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей.

Описание развивающей предметно-пространственной средыОписание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Звёздочки» Развивающая предметно-пространственная среда в детском.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Средняя группа Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Центр социализации» Иллюстрации с изображением детей разного.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Пояснительная записка «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до» Консультация для педагогов подготовила старший воспитатель: Дубова Т. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии.

Отчёт о создании развивающей предметно-пространственной среды При создании развивающей предметно-пространственной среды своей группы я учитывала федеральные государственные образовательные стандарты.

Построение развивающей предметно-пространственной среды Отчёт воспитателя МБДОУ№41 Тетцоевой Л. А. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена.

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды группы «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка….» ]В. Сухомлинский Вопрос.

Презентация для педагогов на тему «Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей» Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для педагогов о формировании предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП
Опубликовано: 11 октября 2019 в 12:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД