Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления

Шилова Елена
Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления

Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,

КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого,быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.

Использовать в совместной деятельности элементы игры.

Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.

Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью.Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону.

Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения,требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.

Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Предлагать детям:

– повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

– неоконченные фразы, которые нужно закончить;

– вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)

Игры — головоломки.

Загадки.

«Найди отличия».

«Найди два одинаковых предмета».

«Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае,если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).

«Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,

КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:

– составлять группу из отдельных предметов;

– выделять предметы по назначению, по характерным признакам;

– классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;

– понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;

– сравнивать предметы;

– соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

– делать самостоятельные выводы;

– отвечать на вопросы, делать умозаключения;

– устанавливать причинно-следственные связи.

Чаще использовать задания на:

– сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;

– нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

– складывание целого из частей (разрезные картинки);

– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

– осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

– задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.

Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т. д.).

Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

«Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).

«Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

«Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово,например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

«Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.

Загадки.

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ,

КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ?

Можно:

Развивать у ребенка умения:

– произвольно вызывать необходимые воспоминания;

– вспоминать последовательность событий;

– использовать при запоминании мнемотехнические приемы;

– использовать образ как средство развития произвольной памяти;

– повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания,умения:

– анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

– осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

– классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

– устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

«Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

«Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

«Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т. д.).

«Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

«Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

«Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

«Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ РЕБЕНКА?

Перед вами, родителями, стоит каждодневная проблема –развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти: зрительная; слуховая; тактильная; обонятельная.

Причём, у дошкольников превалирует зрительная память: то есть то, что, он видит, он быстрее и лучше запоминает. Сначала давайте вместе запомним главную особенность дошкольной памяти: малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, и нужна её постоянная тренировка.

Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр, упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объёма информации. Итак, обучение начинается с тактильной памяти.

Во-первых, потому что на этот вид памяти очень мало обращается внимания.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек с различной шероховатостью. Необходимо вырезать из любого жёсткого материала 10 дощечек размером 2010 см. На обратной стороне пронумеровать их от 1 до 10.

Вместе с детьми на дощечку №1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха.

Дощечка №2 должна быть жёсткой и шершавой, для этого лучше всего использовать наждачную бумагу.

На дощечку №3 наклейте какую-нибудь ткань, типа фланели или байки.

На дощечку №4 надо наклеить расплавленный воск со свечи.

Чтобы сделать дощечку №5, возьмите кусок верёвки или толстый шнурок и наклейте сверху.

Для дощечки №6 нужны спички или какие-нибудь маленькие палочки.

Дощечка №7 тоже со спичками, но их надо разложить и наклеить в беспорядке.

Поверхность дощечки №8 должна быть абсолютно гладкой. Для этой цели подойдёт целлофан, клеёнка, фольга или что-нибудь подобное.

На дощечку №9 наклейте бархат.

На последнюю дощечку №10 наклейте рубчатую ткань, например вельвет или джинсовку.

И с этими дощечками можно производить ряд игр.

Например, разложи дощечки по порядку от 1 до 10. Внимательно рассмотри. Закрой глаза, перемешай их.

Задание: на ощупь разложи дощечки в прежнем порядке.

Коротко об обонятельной памяти, т. е. запоминание запахов.В условиях семьи: «Как ты думаешь, что я заканчиваю готовить (борщ, компот?»

Зрительная память.

Развивать зрительную память надо постоянно к ситуациям каждодневного бытия,например: «В чём сегодня наш папа пошёл на работу?»; «В какой книжке ты видел похожие иллюстрации?»; «Где у нас в квартире лежат эти вещи?»; «Вспомни, что из зимней одежды тебе нравится?» и т. д.

Слуховая память – разучивайте стихи, прибаутки и шутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки. Также, дома желательно иметь аудио-носители с записью сказок, детских постановок и т. д. Используйте игру «Мы рассказчики» -пересказ прочитанного произведения. Очень хорошо совместно начать пересказывать или осуществлять пересказы в лицах.

Несомненно, одно, память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на малыша.

Публикации по теме:

Буклеты по логоритмике. Памятки для родителей: Логоритмика дома. Памятка для родителей. Логоритмические занятия в детском саду. Содержание, цели и задачи: В ряду различных методик, представляющих систему.

Дидактическая игра на развитие внимания, наблюдательности и памяти «Кто я?»Дидактическая игра на развитие внимания, наблюдательности и памяти «Кто я?» Дидактическая игра «Кто я?» Цель: с помощью минимального количества вопросов угадать, что изображено на карточке, расположенной в повязкой.

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания и мышления в старшей группе «Уроки для Белочки» Тема: Уроки для Белочки. Оборудование:Игрушка, парные картинки, картинки с 4м лишним, нелепая ситуация, тест «Найди и вычеркни». Ход занятия.

Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников» Конечно же, каждый родитель.

Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет) Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники.

Памятки для родителей Памятки-пожелания «Вся его жизнь – это игра». «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.

Памятки для родителей в речевой уголокПамятки для родителей в речевой уголок Учитель – логопед Лушняк С. А Памятка для родителей «Обучение чтению» Перед тем как учить ребенка читать, необходимо научить его звуковому.

Тематические памятки для родителей «Одежда» Дорогие родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем «Одежда»Цель: обогащать и активизировать словарь детей по теме, учить правильно, называть.

Тематические памятки для родителей «Транспорт» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаемТранспортЦель: Расширение представлений о транспорте и правилах поведения на проезжей.

Тематические памятки для родителей «Весна» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем тему: Весна. Солнышко. Цель: Формировать элементарные представления о времени года.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
Автор публикации:
Памятки для родителей по развитию памяти, внимания, мышления
Опубликовано: 22 октября 2017 в 21:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 апреля. День простого карандаша на МААМ

Такому непростому простому карандашу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы сделать простой карандаш инструментом детской продуктивной...

20 апреля. День кукольной одежды на МААМ

На занятиях это тематического дня можно познакомить детей с разновидностями одежды – по полу, сезону, предназначению. Обратить внимание на детали одежды: рукава, воротник, манжета, пуговицы, карманы,...


Горячие темочки