Получи документы

Консультация для родителей «Словесные игры»

Ольга Романова
Консультация для родителей «Словесные игры»

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Это два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

«Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать».

Публикация «Консультация для родителей „Словесные игры“» размещена в разделах

Научить ребенка думать, приучать его к умственному труду – нелегкая задача для взрослых. Чтобы приучать ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разным методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц ит. д.

Игры без игрушек и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры - потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», и другие. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову.

Для более старших - народная педагогика создала другие игры, пословицы, как, например, «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.

Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей. В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности. Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания самой игры.

Предлагаем игры, в которые вы можете поиграть с ребенком.

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.

Водящий, обращаясь к детям, говорит; «Сегодня мы поиграем в игру. Тот из нас кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты (или закроет глаза, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Выбирается водящий.

Взрослый изображает как будто – бы он пилит дрова. «Что я делаю?»- спрашивает он у детей. «Дрова пилите».- «Давайте все будем пилить дрова».

Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?» - спрашивает он. Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и взрослый изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда выходит новый водящий, взрослый и дети придумывают новое действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, играть на пианино, и др.

Так бывает или нет

Взрослый обращается к детям, объясняя правила игры : «Сейчас я буду вам о чем – то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем скворечники для птиц!»- предложил Петя. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись».

Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Зеркало

Дети становятся в круг. Выбранный ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят.

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Ванечка покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Какое время года

Подготовьте карточки, на которых выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку, взрослый спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки:

Дел у меня не мало, я белым покрывалом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю.

Белю поля, дома, Зовут меня (зима)

Я раскрываю почки в зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю

Движения полна, зовут меня (весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою

Я реки согреваю, «Купайтесь!»-приглашаю

И любите за это, вы меня. Я (лето)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю

Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)

«Что подарили Наташе»

Взрослый рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,- подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»

Другой вариант: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?

Такие разговоры – загадки можно вести о разных предметах и явлениях.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на кухне» Уважаемые родители! Старайтесь как можно больше уделять внимание своему ребенку, даже если вы очень заняты! Ведь очень интересно творить.

Картотека дидактических игр в первой младшей группе: математическое развитие, словесные игры, сенсорное развитие Дидактические игра по математики. 1. Разноцветные фонарики. Ребята к нам в гости приехал мишутка и привез с собой мешочек. Давайте спросим.

Консультация для родителей «Игры с мячом» Цель: Донести до родителей важность игр детей с мячом. Задачи: - познакомить родителей о пользе и необходимостью совместных игр с мячом.

Консультация для родителей «Игры с водой» Консультация для родителей «Игры с водой». Игры с водой – любимое занятие воспитанников всех возрастов. Они укрепляют здоровье дошкольников,.

Консультация для воспитателей «Словесные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным.

Методические рекомендации по организации игровой деятельности. Словесные дидактические игры для детей от 5 до 6 лет Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. В игре развиваются психические процессы (воображение, образное.

Методическое пособие «Дидактические и словесные игры по экологии» Задачи: 1. Образовательные задачи: Систематизировать знания детей о растениях, животных, и явлениях природы. Конкретизировать представления.

План работы по самообразованию «Словесные игры как средства развития речи детей первой младшей группы» Тема: «Словесные игры как средства развития речи детей первой младшей группы» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального.

Словесные игры УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ (Игры на усвоение категории рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов) №1 УГАДАЙ-КА. Ориентироваться.

Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста Я воспитатель разновозрастной группы. В нашем коллективе дети старшего и среднего дошкольного возраста. Дети старшей группы любят словесные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Словесные игры»
Опубликовано: 22 января 2017 в 15:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД