Наталия Васильева
Парциальная программа по освоению детьми третьего года жизни «Ознакомление с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Публикация «Парциальная программа по освоению детьми третьего года жизни „Ознакомление с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность данной программы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Целью данной программы является формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы.
Задачи:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Задачи программы для детей третьего года жизни :
Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй группы раннего возраста,
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу парциальной программы :
• Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
• Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
• Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
• Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
• Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
• Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
• Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
• Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
• Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
• Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
• Креативный принцип. Необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты к концу года :
- слушает доступные по содержанию стихи, сказки, народные песенки, авторские произведения;
- сопровождает чтение показом игрушек, картинок (на фланелеграфе, персонажей настольного театра и других средств наглядности;
- слушает произведение без наглядного сопровождения;
- при повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы;
- рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.