Папки-передвижки

Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет

Кузнецова Светлана
Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет

Загадки природы

ВВЕДЕНИЕ

Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Исчисление времени, календарные системы, религиозная обрядность, народные праздники, приметы, фольклор - вот не полный перечень того, что так или иначе отображено в культуре. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу.

Публикация «Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет» размещена в разделах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной программы заключается в том, что она знакомит детей не только с известными им природными явлениями, но и содержит призыв к увлекательнейшему занятию – самостоятельным природным наблюдениям, а также начальные экологические понятия и сведения, необходимые для таких наблюдений, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей.

Содержание программы позволяет создать у воспитанников общие представления о бескрайнем мире природы. Маленьким экологам будет легче понять, почему мы называем себя земляне, каким образом наша жизнь зависит от временных изменений в природе и где живут наши меньшие братья, и еще много увлекательных вопросов и ответов ждут ребят.

Программа рассчитана на создание условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, его познавательной активности, формирование у детей начальных знаний и навыков в области экологии и в других смежных дисциплинах, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. В процессе реализации программы учитывается взаимодействие воспитателя с семьей, общение детей в группе, что обеспечивает благополучие каждого ребенка.

В основу перспективного планирования легли программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» и пособие О. А. Холодовой «За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет, которые отличаются высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включают целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.

Использование большого количества красочного наглядного материала позволяет добиваться эффективности занятий, а также способствует меньшей утомляемости детей во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации и социализации ребенка.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Данная программа построена с учетом следующих концептуальных идей:

- свободное развитие личности ребенка;

- гуманистический характер образования;

-приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

- высокая положительная мотивация учащихся к познавательной деятельности, самообразованию, стимулирование творческого потенциала личности;

- непринужденная и доброжелательная обстановка.

Программа рассчитана на ребят среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации данной образовательной программы составляет 1 год (с учетом варьирования заданий для среднего и старшего возрастов).

Цель программы – формирование у ребенка, на основе изучения экологии и путем развития творческого мышления и навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире и истории познания природы человеком.

Задачи:

Образовательные:

- формирование основ экологических знаний, представлений об окружающем мире;

- ознакомление и обучение детей работе с простыми лабораторными приборами;

- приобретение навыков самостоятельного планирования своей деятельности.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления детей;

- развитие грамотной устной речи;

- развитие пространственных и временных представлений;

- выявление творческих способностей детей, развитие воображения, фантазии.

Основная структура проведения занятий:

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

- Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

- Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятию мышечного напряжения.

- Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков.

- Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.

- Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.

Воспитательные :

- воспитание творческого продуктивного подхода при получении новых знаний и умений;

- воспитание коммуникативных навыков и умений при совместной деятельности детей в процессе освоения программы;

- формирование личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность.

Основными формами занятий являются:

- беседы, дискуссии;

- настольные тематические игры, викторины, игры-путешествия, коллективные игры;

- проведение экологических экспериментов;

- оформление гербария растения, коллекции семян и плодов;

- использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмов, слайдовых программ, плакатов, фотоснимков, карт);

- использование экологических компьютерных игр.

Кроме того, учитывая возраст детей, обучающихся по программе, используются и такие формы занятий, как:

- подвижные игры;

- работа с детскими конструкторами-играми, лепка из пластилина, рисование;

- проведение конкурсов рисунков;

- проведение театрализованных экологических праздников.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природе можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Обучающиеся будут знать:

- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе;

- способы безопасного взаимодействия с растениями и животными;

- проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

- основные календарные праздники и их связь с природными циклами;

- основные сведения о различных предметах и явлениях как естественного, так и искусственного происхождения.

Дети будут уметь:

- работать с учебными пособиями и простейшими лабораторными инструментами;

- определять времена года, времена суток;

- помогать друг другу;

-воспитывать в себе бережное отношение, доброжелательное отношение к природе;

-проявлять творческие навыки.

Для контроля полученных знаний и умений используется диагностическое тестирование на протяжении всего учебного года группы в целом и отдельных воспитанников, а при необходимости и соответствующая коррекция (результаты работы, констатируемые контрольными тестами трудно спрогнозировать к концу учебного года, так как они могут меняться волнообразно). Ребята также выполнят по ходу учебного года различные проверочные задания по пройденным темам.

Для контроля используются и такие формы, как тематические праздники, викторины, сюжетно-ролевые игры. Итоги реализации программы проводятся в форме выставки детских работ.

Экологическая развивающая среда в детском саду

Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы

1 2 3

1. Комната природы (экологическая комната, зимний сад) - обучающая;

- познавательная;

- эколого-эстетическая;

- формирование нравственных качеств;

- приобретение навыков ухода за живой природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней. - экологические занятия;

- наблюдения за объектами живой природы;

- рассматривание природных зон, беседы;

- труд по уходу за живыми объектами;

- исследовательская деятельность

2. Экологическая тропинка на участке детского сада. - познавательная;

- эколого-оздоровительная;

- развитие эмоциональной и сенсорной сферы;

- эмоционально-позитивное и безопасное общение с природой;

- исследовательская - экологические и комплексные занятия;

- общение детей с природой ближайшего окружения;

- игры;

- практическая деятельность (посадка растений, уход за ними);

- исследовательская деятельность;

- фенологические наблюдения;

3. Огород, сад - познавательная;

- формирование трудовых навыков;

- эколого-эстетическая;

- эколого-оздоровительная;

- выработка навыков экологически безопасного поведения - посадка и уход за растениями;

- наблюдения за стадиями роста растений;

- ведение дневников наблюдений;

- знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы;

- сбор урожая

4. Экологически развивающая среда в группах - познавательная;

- эколого-эстетическая;

- эмоционально-позитивное общение с природными объектами;

- развитие воображения;

- формирование трудовых навыков по уходу за растениями - игры;

- общение с живой природой и помощь в уходе;

- тематические выставки детских работ;

- ведение фенологических и погодных календарей;

- чтение художественной и энциклопедической литературы о природе;

- экологические занятия;

- ведение панорамы добрых дел и др.

5. Библиотека (Методический кабинет) - познавательная;

- воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной);

- развивающая - чтение;

- рассматривание иллюстраций;

- беседы и обсуждение прочитанного;

- конкурсы;

- составление сказок о природе

6. Музыкальный зал - эколого-эстетическая;

- познавательная;

- развивающая - проведение экологических, фольклорных праздников;

- песни, хореографические композиции о природе;

- выставки рисунков, поделок из природного материала;

- родительские собрания экологической направленности

7. Физкультурный зал - эколого-оздоровительная;

-развивающая - подвижные игры;

- упражнения-перевоплощения в объекты живой природы;

- дыхательная гимнастика;

- хождение босиком по мешочкам с камушками

8. Фитобар - познавательная;

- эколого-оздоровительная; - рассматривание и беседы о лекарственных растениях;

- употребление фиточая

9. Коридоры, холлы - познавательная;

-развивающая;

- эстетическая;

- информационная - рассматривание пейзажей о природе;

- экологический стенд для родителей;

- выставки детских работ о природе

10. Уголки для родителей - познавательная;

- информационная;

- развивающая - методические рекомендации;

- выставки совместных работ детей и родителей;

- экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Экологическая лаборатория»

Здесь представлены наборы для исследования:

- микроскопы;

- увеличительные стекла;

- пробирки;

- сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт)

«Центр песка и воды»

Здесь в наличии:

- два больших тазика для песка и для воды;

- различные емкости: лейки, ведра, различных цветов пластиковые бутылки;

- воронки, спринцовки;

- природный материал: шишки, камни, куски древесины и пр. ;

- металлические, пробковые, пластиковые, деревянные предметы;

- игрушки: песочные наборы, резиновые, кораблики …;

- экологические наборы «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида»;

- коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания

Центр «Огород на подоконнике»

В экологической зоне оборудованы :

- уголок цветов: эстетически оформлен, растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, подписаны;

- мини-огород: контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур, для выгонки растений в ранее весеннее время;

- уголок садовода: инструмент для полива, рыхдения, ужода за растениями

Центр «Живой уголок»

- сухой аквариум;

- частые гости нашей группы – домашние любимцы: родители приносят на короткое время для знакомства и наблюдений попугаев, кошек, хомячков…

Центр «Искусство»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

В центре «Искусство» детям предложены различные материалы:

- для рисования: гуашь, пастель, цв. карандаши, акварель, кисти…;

- для лепки: пластилин, глина, соленое тесто;

- для аппликации: цв. бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Опытный участок»

Центр организован на территории детского сада в специально отведенном огороженном месте. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…

Заключение

Предмет экологии для детей старшего дошкольного возраста является новой областью знаний и может быть использован для формирования целостной картины мира и места человека в ней.

В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка, то есть появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.

Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природной среде можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Список литературы

1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М., 2002

2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. = М., 1989

3. Грехова Л. И. В союзе с природой. – Ставрополь, 2002

4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М., 2003

5. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий. Академия развития. 2005

6. Николаева С. Н. Юный эколог. – М., 2002

7. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. / авт. -сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2009

8. Холодова О. А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) : Рабочая тетрадь/ О. Холодова. – М. : Росткнига. – 2009. – 80с. (Юным умникам и умницам)

9. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М., 2006

Публикации по теме:

«Мы — земляне». Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников Цели, задачи и особенности программы. Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших.

Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юные экологи» Пояснительная записка Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны.

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет Карточка. №1 «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ» Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Мы сажаем кукурузу» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» Конспект непосредственно образовательной.

Кружковая работа по экологическому воспитанию для детей 2–3 лет «Мир открытий» КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ «МИР ОТКРЫТИЙ». Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Средняя группа (от 4 до 5 лет) Составлена на основе.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников. 2 часть Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Воспитатель Коробкова Т. Д. Старшая группа (от 5 до.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Учебно-тематический план № Наименование разделов Количество образовательных ситуаций 1 Ребёнок.

Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и мы» Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и мы» Сегодня экологическое.

Программа по экологическому воспитанию для родителей Введение Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 19:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД