МААМ-картинки

Парциальная программа «Рукотворный мир»

Наталья Викторовна Вершинина
Парциальная программа «Рукотворный мир»

Пояснительная записка

Программа «Рукотворный мир» разработана как дополнение к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Программа предусматривает дидактические игры и игры - занятия.

Программа направлена на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах; раскрытие ретроспективного и перспективного взгляда на предметное окружение; расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.

Публикация «Парциальная программа „Рукотворный мир“» размещена в разделах

Уже в дошкольном возрасте необходимо расширять знания детей об окружающем мире предметов. Дошкольное детство именно тот возраст, когда идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы рукотворного творчества. Дошкольники очень любопытны и присматриваются к окружающей действительности, их интересует тот или иной предмет, из чего он сделан, для чего предмет предназначен.

Интересное и красивое встречается на каждом шагу, и малыши ко всему тянутся, и требуют объяснения - почему? И очень важно не отмахнуться от его вопросов, не заглушить интерес.

Особое место в программе занимают дидактические игры. Использование дидактических игр обусловлено их особенностями, так как в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детей. В дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов.

Предлагаемые игры направлены на решение всех трех разделов программы : 1. Предмет как таковой.

2. Предмет - результат трудовой деятельности взрослого.

3. Предмет как творение человеческой личности.

В программе дидактические игры и игры - занятия представлены в определенной последовательности, начиная с младшего возраста и кончая старшим дошкольным возрастом. Усложнение дидактических задач идет от умения детей определять только способ действия конкретных предметов к умению называть способ использования и назначения, к способности самостоятельно загадывать загадку о предмете с описанием функции и назначения и далее к умению устанавливать причинно- следственные связи между предметом и пользой от него меж человеком и природой (что не дала человеку природа, он создал сам) к ориентации в многообразии рукотворного мира. Программа предусматривает цикл игр, бесед, занятий, экскурсий. В младшей группе процесс ознакомления с предметным миром можно осуществлять в форме игр - занятий, а в средней, старшей и подготовительной - в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило реализует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является условием достижения цели игры. Программа также предусматривает цикл игр - занятий, на которых дети реализуют свои знания и желания. Некоторые игры - занятия построены в форме диалога между воспитателем и детьми. Непосредственно программа связана с выразительным пением и музыкально - ритмическими движениями.

Цель программы :

Продолжать приобщать детей к рукотворному миру, развивать интерес к рукотворному миру, а также закрепить представления о богатстве природного мира, о том, что разные предметы имеют разное назначение, а также побуждать детей находить предметы рукотворного мира в окружающей жизни.

Задачи:

• Ознакомить детей с понятиями «природный мир» и «рукотворный мир» с назначением и функциями предметов.

• Закрепить знания детей о понятиях «природный мир» и «рукотворный мир».

• Подводить детей к пониманию того, что человек создает предметы утилитарного назначения, а также для украшения своей жизни.

• Воспитывать у детей интерес к природному и рукотворному миру.

Данная программа представлена в таблице: «Формирование у детей знаний о предметах природного и рукотворного мира» по возрастным группам; в основе построения данной таблицы положены следующие принципы:

1 .Научности и доступности.

2. Систематичности

3. Наглядности

Формирование у детей знаний о предметах природного и рукотворного мира.

Название Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительная группа

Дид. Игра: «Чудесный мешочек». Мешок с предметами (кукольная посуда – кастрюля, сковорода, поварешка, нож, вилка, ложка; муляжи овощей: морковь, огурец,

редис, помидор, 2 подноса с символами (природный и рукотворный мир

«Отгадай предмет». Оборудование: кукла Таня, кукольная комната, мебель, посуда, муляжи фруктов, овощей, игрушечный грузовик, разрезные картинки с изображением предметов природного рукотворного мира Определить предметы рукотворного и природного мира

Описывать предметы и находить место предмета в окружающей жизни. Описывать предметы, выделяя признаки, материал, основные части, назначение.

Учить по описательным признакам находить предмет. Закреплять умение правильно называть предметы природного и рукотворного мира; упражнять детей в умении различать предметы по материалу и группировать их, выделяя данные признаки.

Закреплять знания о многообразии форм предметов. Закреплять представление о богатстве рукотворного мира, углублять знания о предметах, удовлетворяющих практические и эстетические потребности человека, развивая интерес к познанию окружающего мира.

Научить понимать как возникают названия предметов рукотворного мира, объяснить смысл.

«Опиши предметы». Оборудование: кукла, кукольная обувь, одежда, 2 подноса с муляжами овощей и фруктов.

«Найди предмет». Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов для труда. Учить детей описывать предмет, выделяя при этом какой либо один признак.

Закрепить умение группировать предметы по происхождению. Учить классифицировать предметы по способу использования.

Побуждать детей группировать предметы по назначению и быстро находить лишний предмет среди других. Упражнять детей в умении различать предметы по материалу, группировать их, выделяя данный признак.

Закреплять умение называть части предмета, выделяя его функцию и материал, а также узнавать предметы по названной части. Закрепить знания о богатстве природного и рукотворного мира, умение ориентироваться в природном и рукотворном мире.

Подводить детей к пониманию того, что человек создает предметы чтобы украшать свою жизнь, побуждать находить вещи выполняющие эстетические функции.

Игры расположены по возрастам: дети 3-4 лет;

4-5 лет;

5-6 лет;

6-7 лет.

Варианты игр предполагают различное усложнение. Одна игра представляет собой несколько вариантов, которые присущи данному возрасту. Однако педагог по своему усмотрению перераспределить указанные мероприятия, и изменить варианты игры.

Перспективный план. 2 младшая группа.

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

СЕНТЯБРЬ

Рассматривание предметов в группе Вспомнить с детьми, из чего сделаны предметы, которые окружают нас. Знакомство с деревом Дид. Упражнение. Найди предметы, сделанные из дерева, закрепить название материалов, из которых сделаны предметы.

ОКТЯБРЬ

Продолжить знакомство с деревом, поговорить о свойствах дерева.

Закрепить качественные признаки материала.

Дид. /игра «Найди предметы по описанию» - закрепить знания о названии материалов, из которых сделаны предметы.

Определение предметов на ощупь, закрепление характерных свойств дерева.

НОЯБРЬ

Дид. Игра с мячом – закрепить знания о материалах

ДЕКАБРЬ

Беседа о бережном отношении к предметам.

ЯНВАРЬ

Знакомство с обобщающим понятием «посуда». Побеседоватьсдетьми, какие предметы нас окружают, кто их сделал.

Игры с игрушками из дерева и резины – закрепление обобщающих понятий.

Д/игра «Что лишнее». Знакомство со свойствами резины.

Занятие «Предметы вокруг нас».

Д/упражнение «Подбери посуду для кукол» - закрепить знания о разных видах посуды. Д/игра «Чудесный мешочек»-учить различать предм. из дерева резины на ощ.

Д/игра «Из чего сделано» - закрепить название материалов, из которых сделаны игрушки.

Д/игра «Кто быстрее найдет предмет» - закрепить знания о материалах и предметах, сделанных из них.

ФЕВРАЛЬ

Рассматривание альбома «Посуда»

Д/игра «Что лишнее» - учить группировать предметы по признакам.

Беседа о работе повара.

Экскурсия на кухню.

МАРТ

Загадывание загадок о знакомых предметах.

Д/игра «Больше - меньше» - упражнять в умении группировать предметы по общему признаку.

Занятие «Знакомство со свойствами ткани».

Д/игра «Что лишнее» закрепление обобщающих понятий.

АПРЕЛЬ

Беседа о предметах в группе, сделанных руками человека.

Занятие «Классификация посуды» по материалу: стеклянная, пластмассовая, металлическая.

Д/игра «Найди пару» - учить сравнивать признаки, находить одинаковые предметы.

Д/игра «Что лишнее», «Найди пару», «Из чего сделано?», «Кукла Наташа» - закрепить обобщающие понятия (игрушки, мебель, посуда, одежда)

МАЙ

Настольно – печатная игра «Кукла Катя» - закрепление названий предметов одежды и основных цветов.

Беседа о том, какие материалы используются для изготовления того или иного предмета.

Д/игра «Чудесный мешочек»

Д/игра «Из чего сделано?», «Найди пару»

Перспективный план. Средняя группа.

СЕНТЯБРЬ

1 неделя 2 неделя 3 неделя

Рассматривание предметов в группе. Все предметы сделаны из разных материалов, имеют разные свойства. Вспомнить свойства бумаги, воспитывать бережное отношение к книгам

Вспомнить с детьми, известные им материалы (все предметы изготовлены руками людей, их надо беречь). Продолжить знакомить со свойствами дерева и металла.

ОКТЯБРЬ

Продолжить знакомство со свойствами дерев и металла. Принести из дома предметы из дерева и металла.

Предложить детям назвать предметы из дерева и металла. Напомнить о бережном отношении к предметам.

Д/игра «Из чего сделано?» закрепление знаний о названии материалов.

НОЯБРЬ

Дид. Игра с мячом – закрепить знания о материалах

Беседа о том, кто сделал предметы в группе. Найти предметы, нуждающиеся в ремонте.

Загадки о свойствах материалов.

ДЕКАБРЬ

Беседа о бережном отношении к предметам.

Игра с мячом на закрепление признаков материала. (упругий, крепкий, прочный, небьющийся)

Занятие. Классификация посуды (по материалу) – керамика, фарфор, фаянс, пластмасса.

ЯНВАРЬ

Знакомство с обобщающим понятием «транспорт» (наземный, водный, воздушный)

Д/игра «Что лишнее» - закрепление о материале, из которого сделаны предметы (пластмасса)

Настольно-печатная игра «Кукла Наташа» - уточнение знаний о названии предметов одежды, цвета.

Дид. /игра «Найди предметы по описанию» - закрепить знания о названии материалов, из которых сделаны предметы.

ФЕВРАЛЬ

Рассматривание иллюстраций о транспортных средствах – уточнение знаний детей о транспорте.

Д/игра «Что лишнее» - учить детей группировать предметы по схожему признаку (цвету, форме, назначению, материалу)

Беседа о работе светофора

Целевая прогулка к светофору – наблюдение за его работой.

МАРТ

Д/игра «Похож – не похож» - упражнять детей в умении группировать предметы по общему признаку

Загадывание загадок о знакомых предметах

Занятие «Знакомство со свойствами бумаги» (мягкая, рвется, мнется)

Д/игра «Что лишнее» - закрепление обобщающих понятий

АПРЕЛЬ

Беседа о том, кто изготовил все предметы в группе. Чтение стиха В. Лившица «И мы трудится будем»

Занятие «Знакомство с классификацией посуды» - столовая, чайная

Д/игра «Магазин» - закрепление знаний о классификации посуды

Дид/игра «Подбери посуду для кукол», «Что лишнее», «Кто быстрее найдет предмет» - закрепление обобщающих понятий

МАЙ

Беседа о свойствах ткани с использованием наглядного материала

Беседа о том, кто изготовил все окружающие нас предметы, как люди использовали свойства материалов при изготовлении предметов

Дид/игра «Чудесный мешочек», «Найди по описанию» - закрепление обобщающих понятий

Дид/игры «Найди пару», «Больше - меньше» - закрепление названий материалов и предметов, изготовленных из этих материалов.

Перспективный план. Средняя группа.

1 неделя 2 неделя 3 неделя

СЕНТЯБРЬ

Рассматривание предметов в группе. Из чего сделаны, их предназначение.

Знакомство с предметами (кукла, мишка, кегли, мяч, машина, матрешка)

Продолжить знакомить со свойствами материала (мягкие, резиновые, деревянные, пластмассовые)

ОКТЯБРЬ

Закрепить понятие об одежде

Название одежды (платье, свитер, юбка, халат, плащ, шуба, варежки, шарф)

Учить различать по внешнему виду: детская, взрослая, мужская, женская, зимняя, летняя.

НОЯБРЬ

Закрепление знаний о свойствах материала (на примере посуды)

Название посуды: чашка, кастрюля, стакан, сковорода, тарелка, кружка.

Познакомить с понятиями: эмалированная, кухонная, игрушечная, одноразовая, металлическая, чайная

ДЕКАБРЬ

Познакомить с обобщающими понятиями «продукты».

Дид/игра «Магазин продуктов»

Для человека, для животных: мясные, молочные, рыбные.

ЯНВАРЬ

Закрепить знание о транспорте.

Продолжение знакомство с транспортом: грузовой, пассажирский, водный, наземный, воздушный

Дид/игра «Кто быстрее найдет принадлежность вида транспорта»

ФЕВРАЛЬ

Загадывание загадок о знакомых предметах (на усложнение) Беседа на заданную тему «Как мы ждем гостей». Дид/игра «Назови три предмета», игра «Живые слова»

МАРТ

Дид/игра «Необыкновенные путешествия по временам года – круглый год» Беседа «Времена года» Дид/игры «Что изменилось», «Найти свой домик», «Природа и человек», «Какое время года»

АПРЕЛЬ

Дид/игра «Загадай, мы отгадаем» (предметы рукотворного и пиродного мира) Беседа на тему «Что сделано руками человека, а что создано природой» Дид/игра «Найди ошибку»

МАЙ

Обобщающие беседы на тему «Природа и человек»

Работа с родителями

1. Что лежит в лукошке (поделки родителей и детей).

2. Умная вырезалочка (поделись опытом).

3. Твои маленькие друзья (вырезаем, наклеиваем).

4. Оригами для дошкольников (практический материал для детей среднего и старшего дошкольного возраста).

5. Дошкольник и рукотворный мир (педагогическая технология целостного развития ребенка).

6. Приглашаем к творчеству (техника создания коллажа).

7. «Волшебные полоски» (ручной труд для самых маленьких).

8. Объемная аппликация (консультация для родителей старших и подготовительных групп)

Литература:

1. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А.

Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Бочарова. Учимся конструировать. Конструирование из бумаги, разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. – М. : Школьная Пресса, 2009.

3. Журналы. Дошкольное воспитание: №4, 2008, стр. 119; №8, 2003, стр. 40; №4, 2007, стр. 102; №1, 2008,стр. 38; №5,2008,стр. 28; №9, 2007, стр. 86; №6, 2000, стр. 14; №3, 2010, стр. 95; №4, 2010, стр. 49;

№3, 2004, стр. 38; №12, 2007, стр. 103; №11, 2008, стр. 124.

4. Газеты. Дошкольное образование: №24, 2004; №24, 2008; №12, 2009; №5, 2005; №11, 2010; №16, 2010; №9, 2006.

5. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с разными материалами. – М. : Педагогическое общество России, 2002.

6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». -М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009.

7. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. – М., «Сфера», 2002.

8. Игнатьева Е. В. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М:, 1985.

9. Куцакова Т. Г. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., Просвещение, 1990.

10. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. – М. : Просвещение, 1974.

11. Дыбина О. В. Предметный мир, как средство формирования творчества у детей. – М. : Пед. общество России, 2002.

12. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Пантелеев Г. Н. Нравственно – эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. – М. : Просвещение, 1989.

13. Перевертень Г. И. Поделки своими руками. – М. : АСТ: Полиграфиздат, 2010.

14. Перевертень Г. И. Поделки из шишек. – М. : АСТ, 2009.

15. Журнал «Цветной мир» - Изобразительное творчество и дизайн в ДОУ. №3, 2008.

16. Журнал «Обруч», №1, 2008.

17. Гомозова Ю. Б. Праздник своими руками.

Публикации по теме:

Парциальная программа «Математика — это интересно» Математика — точная наука, которую мы начинаем изучать в детском саду и продолжаем уже в школе. Затем мы находим ей применение и в повседневной.

Авторская парциальная программа по познавательному развитию «Презенташки от Китёнка» Программа «Презенташки от КИТёнка» в рамках реализации вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений АООП МКДОУ д/с.

Дидактическая игра «Природный и рукотворный мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 11 "Ручеек" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Конспекты занятий по программе «Пластилинчик» к разделу «Рукотворный мир» «Украсим кукле платье» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.

Парциальная программа «Не важно кто ты, важно какой ты. Этикет с малых лет» Парциальная авторская программа учителя – дефектолога высшей категории МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» Золотухиной Светланы Борисовны Г. Новосибирск.

Парциальная программа по социально-коммуникативному развитию «Волшебный мир» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад №8 комбинированного вида г. Татарск ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО: На заседании.

Парциальная программа по театрализованным играм «Теремочек» Парциальная программа по театрализованным играм «Теремочек»Цель: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Задачи:.

Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет Загадки природы ВВЕДЕНИЕ Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются,.

Парциальная программа «Волшебные звуки» Парциальная программа "Волшебные звуки» Программа предназначена для занятий музицированием с детьми дошкольного возраста в детском саду.

Составительская парциальная программа для детей младшего возраста «Бусография» .

Автор публикации:
Парциальная программа «Рукотворный мир»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 12:31
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД