Лучший педагог года

Опыт работы «Партнерские отношения ДОУ и родителей»

Чунихина Ирина
Опыт работы «Партнерские отношения ДОУ и родителей»

Концептуальный взгляд на развитие партнерских отношений ДОУ и родителей

Каждый дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Мы, взрослые (родители и педагоги) должны помочь ему в этом. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, насколько взрослым хватит терпения, такта и взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга, настолько комфортнее ребенок будет чувствовать себя в дошкольном учреждении, а, следовательно, и быстрее развиваться. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями. Успех воспитания детей в детском саду во многом зависит от того, как организована работа с семей. Доволен родитель - довольны и мы, так как продуктивное сотрудничество с родителями - это то, к чему мы стремимся.

Публикация «Опыт работы „Партнерские отношения ДОУ и родителей“» размещена в разделах

Основной целью педагогической концепции диалога детского сада и семьи является создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. В основе концепции развития лежат основные концептуальные положения программы "Детство", определяющие ее целевые и содержательные компоненты и адекватную ей педагогическую технологию, обеспечивающую единый процесс социализации - индивидуализация личности.

И сегодня на своем опыте мы можем точно сказать, что у каждого детского сада есть ресурсы для налаживания контактов с родителями : во-первых, отказ от традиционного пути и творческий поиск нового, внедрение инновационных форм и методов работы; во-вторых, организация наглядной педагогической пропаганды детского сада, способствующая популяризации деятельности учреждения; в-третьих, обогащение отношений детей и родителей в ходе эмоционально-насыщенного общения, привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ; в-четвертых, организация совместно с родителями распространения опыта работы.

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Все начиналось с мысли о том, что неплохо бы провести мероприятие, объединяющие всех участников воспитательного процесса. Мы поставили перед собой цель - сделать из родителей настоящих союзников и единомышленников, а, как известно, на это уходит не один год сотрудничества с родителями. На мой взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность этой работы с тем, чтобы педагоги обращали наибольшее внимание процессу установления доверительных отношений с семьями воспитанников. В основу установления доверительных отношений с родителями может быть положена методика контактного взаимодействия (Л. Б. Филонов, которая предполагает определенную последовательность, стадийность действий собеседников. Необходимость в ней возникает в связи с тем, что около половины родителей не придают должного значения своевременному и правильному развитию своих детей, "не замечают" выраженные трудности воспитания детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами детского сада. Поэтому на первой стадии происходит поиск (установление) контактов. В это время воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных их семье условиях.

В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать : во-первых, наблюдение, во-вторых, анкетирование, и, в-третьих, посещение семей воспитанников. Наблюдение, например, поможет ответить на такие вопросы:

Как происходит расставание детей с родителями утром?

Как дети встречают своих родителей вечером?

Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот?

Какова реакция родителей на детские просьбы, капризы и т. д. ?

Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты?

Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон?

Обобщение результатов наблюдений, проводимых двумя педагогами группы позволяет выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера и особенности развития детей вызывают у них тревогу.

Педагог может посетить семью, чтобы лучше узнать условия воспитания ребенка, предварительно сообщив о возможном времени своего визита.

Анкетирование позволяет получить ответы на вопросы:

• общие сведения о родителях;

• сведения о других членах семьи, проживающих вместе с ребенком;

• чем занимается ребенок дома;

• в каких мероприятиях детского сада родители готовы участвовать.

Полученный, таким образом, материал позволяет судить об уровне педагогической компетентности родителей в семьях и в группе в целом, выявляются условные родительские группы, объединенные одними и теми же проблемами. Одинаково корректно, гибко педагог должен общаться с родителями, обладающими как высоким или средним, так и низким уровнем педагогической компетентности, хотя в зависимости от этого уровня впоследствии будет выстраиваться тактика дифференцированного взаимодействия с каждой семьей и воздействия. Исходя из полученных результатов анкетирования можно сделать вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьей - родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, досуговые мероприятия.

Термин "взаимодействие" предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Новые формы взаимодействия воспитателей с родителями предполагают диалог, установление "обратной связи", учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. "Воздействие" - однонаправленность влияния одного человека или группы на другого с целью его изменения в определенном направлении.

Основное средство воздействия - наглядность и осуществляется в следующих формах:

• оформление стендов;

в устной форме:

• индивидуальные беседы;

родительские собрания;

• организация встреч с разными специалистами.

Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых занятий, на которых родители получают информацию о развитии своего ребенка и повышают свою педагогическую грамотность. Мы стараемся проводить подобные мероприятия, чтобы родители получили информацию не как назидание, а как добрый совет. В ходе занятии могут, проводится индивидуальные консультации, если в этом возникает необходимость. Возможны также дополнительные задания для родителей.

Идея личностно-ориентированного подхода осуществляется не только в работе с детьми, но и во взаимодействии с родителями, которое строится на следующих принципах:

• установление доверительных отношений с родителями;

• открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

• совместного вхождения педагогов и родителей в проблемы общения с ребенком;

• организация совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду.

Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей : переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком. Для этого необходим процесс поиска и реализации наиболее эффективных технологий. В большинстве проводимых в детском саду праздников, развлечений родители выступают в роли не только зрителей, но и активных участников. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как совместные выставки, совместное творчество родителей и педагогов.

Подводя итоги работы, и анализируя данную проблему в рамках детского сада, можно с уверенностью сказать, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить следующим образом:

Ориентировать цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.

Использовать разнообразные формы и методы образования родителей.

Делать акцент на эмоциональной стороне взаимодействия.

Учитывать личностный опыт родителей, апеллируя к нему в процессе взаимодействия.

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как «В детский сад вместе с мамой» (работа адаптационной группы, совместное творчество родителей и детей (фестиваль семейного театра, выпуск газеты - поздравления творческой группы "Папы и дети поздравляют своих любимых мамочек и бабушек".

Список литературы:

1. Парасоцкая О. В. Предшкольная подготовка: взаимодействие ДОУ и семьи // Воспитатель. - №4, 2009.

2. Степанова О. А. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушение речи // Воспитатель. - №8, 2008.

3. Тараторкина Т. В. Школа для родителей "Малая академия здоровья" // Воспитатель -№7, 2009.

4. М. Агавелян // "Обруч" №5 2006.

Публикации по теме:

Опыт работы «Сказкотерапия в ДОУ» «Сказкотерапия» - как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. «Там на неведомых дорожках».

Опыт работы по теме «Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ» С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Актуальность 2. Цель и задачи 3. Принципы 4. Технология 5. Результаты 6. Перспектива 7. Список литературы 8.

Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Актуальность данной проблемы Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком.

Опыт работы «Преодоление трудностей в общении детей и родителей посредством новых форм работы» Хочу Вам представить свой опыт работы совместно с педагогами и поделиться интересными и разными формами своей работы. Актуальность: Общительность,.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ»Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ» Оздоровительная работа в ДОУ Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино Калужская обл. Одной из главных.

Партнерские отношения семьи и ДОУ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский Детство – прекрасное время. Ребенка.

Опыт работы с книгой в ДОУ «Всем ребятам расскажу, как я с книгою дружу» Из опыта работы Дорогие коллеги, ни для кого не секрет, что в современном мире родители мало.

Опыт работы «Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников» Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители.

Опыт работы «Экологическая тропинка в ДОУ» Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление дошкольного учреждения. Ранний возраст – самое благоприятное время для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Партнерские отношения ДОУ и родителей»
Опубликовано: 20 октября 2018 в 14:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД