МААМ-картинки

Паспорт сенсорно-моторного уголка

Наталья Ермакова
Паспорт сенсорно-моторного уголка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 83 "УЛЫБКА" ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Паспорт сенсорно-моторного уголка

Смоленск,2020

Пояснительная записка

[/b][/b]

Дети никогда не балуются, они познают мир и физические свойства предметов. Эта фраза не имеет конкретного автора, но несет в себе глубокий смысл. Ведь именно в первые годы своей жизни ребенок сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Правильным образом донести до него информацию о предметах, помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт - задача находящихся рядом взрослых – Рассматривая содержание указанных во ФГОС ДО пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности). В таком направлении, как познавательное развитие, предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах, форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и т. д. Решение данной задачи осуществляется нами - педагогами - в рамках сенсорного развития. Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка, успешность которого в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка и не упустить важный период в его жизни. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Публикация «Паспорт сенсорно-моторного уголка» размещена в разделах

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

В нашей группе «Почемучки» создан уголок сенсорного развития, который помогает воспитателям осуществлять следующие задачи:

- обогащать сенсорный опыт детей;

- развивать аналитические способности (умение сравнивать,

- соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие

предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма,величина);

- развивать внимание, память;

- развивать слуховую дифференциацию, тактильные ощущения,

температурные различия;

- развивать мелкую моторику.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

• Доступность;

• Безопасность;

• Креативность;

• Разнообразие объектов.

Оборудование сенсомоторного уголка в помещении

Зрение:

• Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.

• Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т. д.)

• Цветовые пятна-кляксы различной формы.

• Разноцветные полупрозрачные шарфы.

• Картинки-штриховки, картинки-прятки.

• Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т. д.

Слух:

• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т. д.

• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.

• Осязание:

• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.

• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)

• Выпуклые буквы, цифры.

• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)

Вкус:

• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов

• Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.

• Работа в раскрасках - штриховка

• Пальчиковая гимнастика - шнуровка

• Игры с конструктором - мозаика

• Лепка из глины и пластилина

• Нанизывание бус, бисера

• Цветные клубочки ниток

• Работа с ножницами

Содержание центра познавательного развития

Оснащенность уголка сенсорного развития

№ Содержание развивающей предметно-пространственной среды

Кол-во (шт)

1. Пирамидки 3

2. Игры-вкладыши («Транспорт», «Овощи», «Фигуры» и др.)

5

3. Набор стержней для нанизывания «Подбери фигуру»

3

4. Паровозик деревянный разборный

1

5. Игра «Волшебный куб» (большой и малый) и другие

2

6. Матрешки и другие разборные игрушки 3

7. Лабиринты

3

8. Наборы напольной мозаики

1

9. Наборы конструкторов различной модификации «Лего»

3

10. Набор кубиков-мякишей

2

11. Книжка-мякиш «Веселое путешествие»

2

12. Пазлы

8

13. Игра «Сложи картинку»

4

14. Набор «Собери бусы»

2

15. Игра с прищепками

3

16. Дидактические игры для сенсорного развития 7

17. Игры-шнуровки 3

18. Домик «Формы» 1

19. Шумовые коробочки

7

20. Контейнеры с крупой, сухой бассейн

8

Способы, которыми обеспечивается насыщенность, трансформируемость,

полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в уголке сенсорного развития.

Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами. Разнообразие игр, конструкторов, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Разнообразие оборудования и материалов достигается силами администрации ДОУ, воспитателей и родителей. Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов. Это развивающая ширма, с помощью которой можно проводить дидактические игры, ее легко складывать и переносить, она многофункциональна и универсальна, ее можно

использовать как ширму для театра, использовать в игре как палатку, домик и т. д. Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают детскую инициативу. На усмотрение играющих детей это может быть дом, ракета, бассейн, машина и т. д. Напольные конструкторы и мозаики значительно расширяют поле деятельности, дают возможность играть сидя на полу. Переносная песочница используется в самостоятельной деятельности, для экспериментирования, во время НОД. Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал (бутылочки с закручивающимися крышками, футляры от киндер-яиц, шишки и т. д.) могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей. Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определенные умения, ежемесячным появлением новых игр и пособий, стимулирующих познавательную, экспериментальную и игровую деятельность, в том числе изготовленных руками воспитателей и родителей. Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, дает детям возможность свободного выбора деятельности. Игры и пособия соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность

осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.

Описание организации деятельности дошкольников в центре познавательного развития.

Согласно ФГОС дошкольного образования ООП ДОО в полном объёме может быть реализована в совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении других режимных моментов. Цели совместной с воспитателем деятельности в уголке сенсорного развития – освоение детьми новых познавательных действий, формирование важнейших представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Совместная деятельность в уголке сенсорного развития осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, а также может организовываться в течение дня в подгрупповой и индивидуальной форме. В соответствии с принципом комплексно-тематического планирования совместная деятельность организуется с учетом актуальной на данной неделе темы. Соответствующие теме материалы и дидактические игры используются в НОД, а также размещаются на более видном месте в сенсорном уголке. Например, если тема недели «Домашние животные», то используются вкладыши, кубики-мякиши, разрезные картинки, макси-пазлы, шнуровка с изображением домашних животных. Во время НОД по ознакомлению с окружающим миром можем одновременно использовать и настоящие ледяные бусы, и игру «Собери бусы», предлагая детям собрать новые бусы для лесной гостьи - белочки – взамен растаявших. Дидактические игры и материалы по теме недели могут использоваться утром, во время приема детей в качестве подготовительной к НОД работы или вечером в индивидуальной или подгрупповой работе для закрепления умений и действий. Например, тема недели «Посуда». Во время предварительной работы утром предлагаем детям печатную игру «Подбери чашки к блюдцам», «Сварим суп» и т. д.

При организации самостоятельной деятельности детей в уголке сенсорного развития основной целью является создание условий для полноценного познавательного развития ребёнка, поддержка познавательной активности и детской инициативы. Планирование самостоятельной деятельности детей отражается в календарных планах, она интегрируется с другими формами работы в течение дня. Самостоятельная деятельность также организуется с учетом актуальной на данной неделе темы. Оснащенность нашего сенсорного уголка позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей. При осуществлении взаимодействия с родителями в области познавательного развития ребенка главная цель – совместное освоение детьми и родителями различных видов деятельности, предпочтительных в домашней обстановке и обеспечивающих познавательное развитие детей.

Совместная деятельность ребёнка и родителя (члена его семьи) заключается в применении полученных умений, овладении новыми приёмами деятельности. Оборудование сенсорного уголка используется для проведения родительских собраний, мастер-классов с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей. Родители принимают участие в пополнении уголка новыми пособиями.

В группе реализуется педагогический проект «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста», цель которого - создание условий для развития мелкой моторики у детей через взаимодействие с родителями. В рамках проекта совместно с родителями изготовлена развивающая ширма «Познавайка», проведен мастер-класс для родителей развивающих игр своими руками «Игры из ничего».

Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности.

Разнообразие представленного в сенсорном уголке материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по своему желанию. Дети флегматичные по темпераменту, а также меланхолики чаще всего выбирают настольно-печатные и дидактические игры, пирамидки, вкладыши. Активным детям (сангвиникам, холерикам) больше понравятся мягкие модули, напольные конструкторы и мозаики, динамические игрушки-каталки в индивидуальной работе, используя материалы центра. На каждого ребенка группы составлена карта индивидуального развития, разработан образовательный маршрут. Оборудование сенсорного уголка используется в индивидуальной работе при реализации образовательных маршрутов.

Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы

Для поддержания детской инициативы мы применяем следующие способы:

•предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет

опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать

собственные замыслы;

•отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

•не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

•формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя

интересные занятия;

•побуждать детей к разнообразным действиям с предметами,

направленным на ознакомление с их качествами и свойствами

(вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по

форме и размеру);

•содержать в доступном месте все игры и пособия.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.

Просвещение, 2009 - 192 с.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И. В.

Дубровина. - М. : Академия, 2010 - 368 с.

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М. :

Академический проект, 2010 - 474 с.

4. Ильин Е. П. Психомоторика. - М. : Владос, 2010 - 326 с.

5. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д. ,

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/– М. : Федеральный институт развития образования, 2014 – 96 с.

Интернет-ресурсы:

Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-

пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] //

Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва,

ноябрь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015 — С. 93-95. — URL

https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8983/ (дата обращения: 06.02.2019).

Публикации по теме:

«Фрукты». Конспект НОД по сенсорно-познавательному развитию в первой младшей группе«Фрукты». Конспект НОД по сенсорно-познавательному развитию в первой младшей группе Программное содержание: - Формировать у детей представления о фруктах: апельсине, лимоне, яблоке, груше, банане. - Учить детей узнавать.

Конспект по сенсорно-математическом занятию «Накорми мишек» во второй младшей группе «Накорми мишек». Цель: 1. Обучение пониманию отношений по величине между объёмными и плоскими предметами. 2. Обучение соотнесению двух-трёх.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Пальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажерПальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажер «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую.

Панно для сенсорно-моторного развития детейПанно для сенсорно-моторного развития детей Занятия по сенсорике в младшем возрасте выполняют одну из составляющих задач в обучении детей. Несмотря на обилие имеющегося в нашей группе.

Паспорт музыкального уголка нашей группыПаспорт музыкального уголка нашей группы Паспорт музыкального уголка. Группа №4. Музыкальные инструменты. Альбом «Музыкальные инструменты» с описаниями. Альбом «Русские национальные.

Паспорт-самый главный документ. Вышивка обложек на паспортПаспорт-самый главный документ. Вышивка обложек на паспорт У моей подруги, есть доченька! У нее было день рождение! Ей исполнилось 14 лет! Конечно, хотелось бы ее оригинально поздравить с этим.

Паспорт уголка безопасностиПаспорт уголка безопасности Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые их окружают. К большому сожалению, опасностей,.

Паспорт уголка по театрализованной деятельности во второй младшей группеПаспорт уголка по театрализованной деятельности во второй младшей группе Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей….

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт сенсорно-моторного уголка
Опубликовано: 21 октября 2020 в 12:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД