Папки-передвижки

Паспорт экологической тропы первой младшей группы «Лесовички»

Заркуа Алена
Паспорт экологической тропы первой младшей группы «Лесовички»

Пояснительная записка

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Публикация «Паспорт экологической тропы первой младшей группы „Лесовички“» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды. Поэтому на участке детского сада нами была создана «Экологическая тропа».

Экологическая тропа на участке ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов мы выбрали различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев, птиц, насекомых и растений Республики Хакассия.

Созданная на участке ДОУ экологическая тропа способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получат во время игр и наблюдений на экологической тропе, будут служить важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладеют умением применять на практике разные знания в комплексе.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.

Таким образом, созданная экологическая тропа поможет направлена на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры дошкольника.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы : создать условия для формирования осознанно-правильного отношения воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе, развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы :

1) Ознакомление детей с разными объектами живой и не живой природы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

2) Формирование познавательного интереса ребенка к миру природы, воспитание эстетического чувства, любви к природе.

3) Формирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

4) Оздоровление дошкольников при помощи создания тропы здоровья.

Характеристика тропы

Вид тропы : экологическая

Местонахождение: МБДОУ – детский сад «Жаворонок», г. Абакан.

Год закладки: 2017

Состояние тропы : хорошее

Режим пользования: познавательные экскурсии.

Назначение экологической тропы : познавательно – развивающая.

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П. Гвездослав

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование участка детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы экологической тропы (Приложение 1).

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа «Добрый Эльф», который будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости.

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Экологические беседы;

• Наблюдения;

• Элементарные опыты;

• Экскурсии;

• Целевые прогулки;

• Чтение художественной литературы;

Экологические игры (имитационные, дидактические, словесные, подвижные и др);

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

• Взросло-детские проекты;

• Изготовление рисунков, поделок;

• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

• Участие в конкурсах

• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

• Фотовыставки;

• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу мы будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропа состоит из объектов, специально созданных нами на участке детского сада, путешествуя по которым от одной точки к другой, дети узнают много нового и интересного.

Описание объектов экологической тропы :

Сосна

Информация об объекте

Сосна – до 35 м, живет до 150-200 лет, иногда — до 400 лет, вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий (мачт, домов, досок); даже в производстве бумаги используется сосна.

У сосны зрелые шишки повислые, тусклые, ширококонические. Семенами питаются белки, бурундуки, птицы; из них можно добывать масло, идущее для приготовления олифы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны — зимний корм глухарей. Сосна — лекарственное растение. Из хвои, почек, смолы изготавливают много ценных лекарственных препаратов. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных от ветра деревьев — их корни уходят глубоко в почву. Всё дерево сосны богато смолой. Смола затягивает раны на дереве, которые могут нанести безответственные «любители» природы.

Сосновый бор славится особой тишиной. Тишиной, навевающей романтическое настроение. Хорошо побывать в сосновом бору. Представьте себе, сколько удивительных открытий и прекрасных эмоций подарит вам прогулка в те места, где царствуют сосны.

Объект для наблюдения: Небольшая сосенка, посаженная в 2016 г. Рассматривание строение ствола, иголок, сравнение с лиственными деревьями, рассматривание шишек. Наблюдение за сосенкой в разные времена года.

Цветник

Цветник – участок (ограниченная территория, на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения, но могут также присутствовать кустарники и небольшие деревья. Цветники используют для украшения садов, парков, а также пространства перед входом в здание.

Объекты для наблюдения: цинния, астры, бархатцы, флоксы, львиный зев, агератум, георгины (Приложение 2).

Цель: изучение и наблюдение растений в летний период.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- Труд с детьми: Полив растений, рыхление, прополка.

- Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.

- Сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники.

- Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.).

- Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.

Живая изгородь

Информация об объекте

Живая изгородь – это ряд вьющихся растений, образующий сплошную стену. Для такой изгороди на нашем участке мы использовали растение – ипомея, которая расстилается вдоль забора участка и на веранде, выполняя роль зеленой шторы. (Приложение 3)

Кроме того, живая изгородь обеспечивает защиту от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищает воздух от пыли, помогает создать на участке особый микроклимат.

Живая изгородь — эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха вокруг выделенного уголка отдыха и защищает от пыли.

Дерево

Вяз – полезное дерево. Вяз ильм – это, прежде всего дерево, точнее семейство. В данном семействе есть и деревья и кустарники. Его часто называют просто ильм или берест. Данный род насчитывает около 35 видов, но в России, в виду суровых климатических условий произрастает всего 7-8 видов. Родом они из широколиственных лесов Северной Америки и Евразии.

В России большое распространение получили 3 вида семейства, это – вяз приземистый, вяз обыкновенный или как его ещё называют – гладкий, а также вяз шершавый (ильм).

Вяз ильм это – дерево, которое дорастает обычно до 10-40 метров, и диаметром 1,5 метра, что не мало. Причём листья сохраняются до наступления зимы. Эти деревья хорошо переносят суровые русские морозы, в основном произрастают в средней полосе, также они очень засухоустойчивы.

Объекты для наблюдения: деревья «Вязы».

Рекомендации по организации работы с детьми:

- рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;

- сравнение их с другими деревьями;

- забота человека о деревьях;

- сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

- связь с животными;

Насекомые

Деревья, луговые цветы, их яркие краски и запах, привлекают множество насекомых: пчел, собирающих нектар, муравьев, жуков, пауков и др. Дети знакомятся с экосистемой, закрепляют знания о растениях и насекомых, распространенных в Республике Хакасия.

Цель: познакомить детей с миром насекомых.

Задачи проекта:

развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое

формировать реалистические представления о природе

воспитывать любознательность.

Объекты для наблюдения: муравьи, жуки, пауки, бабочка, пчелы и др. (Приложение 4)

Птичья столовая

Птицы - класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный.

Размножаются, откладывая яйца.

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Объекты наблюдения: птицы, прилетающие к кормушке – воробьи, синицы, и др. (Приложение 5)

Пруд

Дождик, снег и лед, лужа, пруд, озеро – все это вода. Оборудованный искусственный пруд позволяет воспитанникам узнать о водоёмах, особенностях растений и животных, проживающих в воде. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Разыгрываются ситуации: "Загрязнение пруда. Что произойдёт с растениями и животными?", "Как исправить последствия загрязнения?"

Зеленая аптека

Информация об объекте

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Объекты для наблюдения: Лекарственные растения: календула, мелиса ромашка аптечная, шпинат земляничный, лук батун, кавказский чеснок. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян. (Приложение № 6)

Зона отдыха и здоровья

Характеристика объекта

Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании. Для этого нами создана «Тропа здоровья».

«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

Зона отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть на креслах. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала.

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Прохождение экологической тропы» Программное содержание: - расширять представления детей об осенних изменениях в природе; - показать объекты экологической тропы в осенний.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Экскурсия по экологической тропе. Станция клен» Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «А». Тема: «Экскурсия по экологической тропе, станция клен» Интеграция.

Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор» В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы.

Мастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропыМастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропы Паук с паутиной Наступило лето! Большую часть дня мы с ребятами проводим на свежем воздухе. В этом году роспотребнадзор запретил использовать.

Объект экологической тропы «Муравейник» Конспект образовательной игровой ситуации для детей средней группы Задачи образовательные: - углублять знания детей о муравьях, их внешнем.

Паспорт младшей группыПаспорт младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Детский сад № 19 «Василек» городского округа «город Якутск».

Паспорт первой младшей группы Воспитатель: Головина Т. Ю. Общие сведения о группе: Группа расположена на первом этаже «Детский сад № 19». Общая площадь группы: 103.96.

Паспорт экологической тропы Паспорт экологической тропы Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Прохождение экологической тропы» Цель: дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Задачи: *показать объекты экологической тропы в летний период;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт экологической тропы первой младшей группы «Лесовички»
Опубликовано: 21 августа 2017 в 07:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД