Заркуа Алена
Паспорт экологической тропы первой младшей группы «Лесовички»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «Паспорт экологической тропы первой младшей группы „Лесовички“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Паспорт группы
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды. Поэтому на участке детского сада нами была создана «Экологическая тропа».
Экологическая тропа на участке ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов мы выбрали различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев, птиц, насекомых и растений Республики Хакассия.
Созданная на участке ДОУ экологическая тропа способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получат во время игр и наблюдений на экологической тропе, будут служить важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладеют умением применять на практике разные знания в комплексе.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.
Таким образом, созданная экологическая тропа поможет направлена на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры дошкольника.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы : создать условия для формирования осознанно-правильного отношения воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе, развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы :
1) Ознакомление детей с разными объектами живой и не живой природы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
2) Формирование познавательного интереса ребенка к миру природы, воспитание эстетического чувства, любви к природе.
3) Формирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
4) Оздоровление дошкольников при помощи создания тропы здоровья.
Характеристика тропы
Вид тропы : экологическая
Местонахождение: МБДОУ – детский сад «Жаворонок», г. Абакан.
Год закладки: 2017
Состояние тропы : хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии.
Назначение экологической тропы : познавательно – развивающая.
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П. Гвездослав
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование участка детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы экологической тропы (Приложение 1).
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа «Добрый Эльф», который будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости.
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
• Экологические беседы;
• Наблюдения;
• Элементарные опыты;
• Экскурсии;
• Целевые прогулки;
• Чтение художественной литературы;
• Экологические игры (имитационные, дидактические, словесные, подвижные и др);
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
• Взросло-детские проекты;
• Изготовление рисунков, поделок;
• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
• Участие в конкурсах
• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
• Фотовыставки;
• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропу мы будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
8. Разработка маршрута экологической тропы.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).
Таким образом, экологическая тропа состоит из объектов, специально созданных нами на участке детского сада, путешествуя по которым от одной точки к другой, дети узнают много нового и интересного.
Описание объектов экологической тропы :
Сосна
Информация об объекте
Сосна – до 35 м, живет до 150-200 лет, иногда — до 400 лет, вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий (мачт, домов, досок); даже в производстве бумаги используется сосна.
У сосны зрелые шишки повислые, тусклые, ширококонические. Семенами питаются белки, бурундуки, птицы; из них можно добывать масло, идущее для приготовления олифы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны — зимний корм глухарей. Сосна — лекарственное растение. Из хвои, почек, смолы изготавливают много ценных лекарственных препаратов. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных от ветра деревьев — их корни уходят глубоко в почву. Всё дерево сосны богато смолой. Смола затягивает раны на дереве, которые могут нанести безответственные «любители» природы.
Сосновый бор славится особой тишиной. Тишиной, навевающей романтическое настроение. Хорошо побывать в сосновом бору. Представьте себе, сколько удивительных открытий и прекрасных эмоций подарит вам прогулка в те места, где царствуют сосны.
Объект для наблюдения: Небольшая сосенка, посаженная в 2016 г. Рассматривание строение ствола, иголок, сравнение с лиственными деревьями, рассматривание шишек. Наблюдение за сосенкой в разные времена года.
Цветник
Цветник – участок (ограниченная территория, на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения, но могут также присутствовать кустарники и небольшие деревья. Цветники используют для украшения садов, парков, а также пространства перед входом в здание.
Объекты для наблюдения: цинния, астры, бархатцы, флоксы, львиный зев, агератум, георгины (Приложение 2).
Цель: изучение и наблюдение растений в летний период.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Труд с детьми: Полив растений, рыхление, прополка.
- Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.
- Сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники.
- Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.).
- Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.
Живая изгородь
Информация об объекте
Живая изгородь – это ряд вьющихся растений, образующий сплошную стену. Для такой изгороди на нашем участке мы использовали растение – ипомея, которая расстилается вдоль забора участка и на веранде, выполняя роль зеленой шторы. (Приложение 3)
Кроме того, живая изгородь обеспечивает защиту от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищает воздух от пыли, помогает создать на участке особый микроклимат.
Живая изгородь — эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха вокруг выделенного уголка отдыха и защищает от пыли.
Дерево
Вяз – полезное дерево. Вяз ильм – это, прежде всего дерево, точнее семейство. В данном семействе есть и деревья и кустарники. Его часто называют просто ильм или берест. Данный род насчитывает около 35 видов, но в России, в виду суровых климатических условий произрастает всего 7-8 видов. Родом они из широколиственных лесов Северной Америки и Евразии.
В России большое распространение получили 3 вида семейства, это – вяз приземистый, вяз обыкновенный или как его ещё называют – гладкий, а также вяз шершавый (ильм).
Вяз ильм это – дерево, которое дорастает обычно до 10-40 метров, и диаметром 1,5 метра, что не мало. Причём листья сохраняются до наступления зимы. Эти деревья хорошо переносят суровые русские морозы, в основном произрастают в средней полосе, также они очень засухоустойчивы.
Объекты для наблюдения: деревья «Вязы».
Рекомендации по организации работы с детьми:
- рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
- сравнение их с другими деревьями;
- забота человека о деревьях;
- сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
- связь с животными;
Насекомые
Деревья, луговые цветы, их яркие краски и запах, привлекают множество насекомых: пчел, собирающих нектар, муравьев, жуков, пауков и др. Дети знакомятся с экосистемой, закрепляют знания о растениях и насекомых, распространенных в Республике Хакасия.
Цель: познакомить детей с миром насекомых.
Задачи проекта:
развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам
воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое
формировать реалистические представления о природе
воспитывать любознательность.
Объекты для наблюдения: муравьи, жуки, пауки, бабочка, пчелы и др. (Приложение 4)
Птичья столовая
Птицы - класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный.
Размножаются, откладывая яйца.
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Объекты наблюдения: птицы, прилетающие к кормушке – воробьи, синицы, и др. (Приложение 5)
Пруд
Дождик, снег и лед, лужа, пруд, озеро – все это вода. Оборудованный искусственный пруд позволяет воспитанникам узнать о водоёмах, особенностях растений и животных, проживающих в воде. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Разыгрываются ситуации: "Загрязнение пруда. Что произойдёт с растениями и животными?", "Как исправить последствия загрязнения?"
Зеленая аптека
Информация об объекте
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
Объекты для наблюдения: Лекарственные растения: календула, мелиса ромашка аптечная, шпинат земляничный, лук батун, кавказский чеснок. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян. (Приложение № 6)
Зона отдыха и здоровья
Характеристика объекта
Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании. Для этого нами создана «Тропа здоровья».
«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Зона отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть на креслах. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала.