Приложение МААМ

Паспорт экологической тропы первой младшей группы «Лесовички»

Заркуа Алена
Паспорт экологической тропы первой младшей группы «Лесовички»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Публикация «Паспорт экологической тропы первой младшей группы „Лесовички“» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды. Поэтому на участке детского сада нами была создана «Экологическая тропа».

Экологическая тропа на участке ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов мы выбрали различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев, птиц, насекомых и растений Республики Хакассия.

Созданная на участке ДОУ экологическая тропа способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получат во время игр и наблюдений на экологической тропе, будут служить важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладеют умением применять на практике разные знания в комплексе.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.

Таким образом, созданная экологическая тропа поможет направлена на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры дошкольника.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы : создать условия для формирования осознанно-правильного отношения воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе, развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы :

1) Ознакомление детей с разными объектами живой и не живой природы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

2) Формирование познавательного интереса ребенка к миру природы, воспитание эстетического чувства, любви к природе.

3) Формирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

4) Оздоровление дошкольников при помощи создания тропы здоровья.

Характеристика тропы

Вид тропы : экологическая

Местонахождение: МБДОУ – детский сад «Жаворонок», г. Абакан.

Год закладки: 2017

Состояние тропы : хорошее

Режим пользования: познавательные экскурсии.

Назначение экологической тропы : познавательно – развивающая.

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П. Гвездослав

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование участка детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы экологической тропы (Приложение 1).

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа «Добрый Эльф», который будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости.

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Экологические беседы;

• Наблюдения;

• Элементарные опыты;

• Экскурсии;

• Целевые прогулки;

• Чтение художественной литературы;

Экологические игры (имитационные, дидактические, словесные, подвижные и др);

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

• Взросло-детские проекты;

• Изготовление рисунков, поделок;

• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

• Участие в конкурсах

• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

• Фотовыставки;

• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу мы будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропа состоит из объектов, специально созданных нами на участке детского сада, путешествуя по которым от одной точки к другой, дети узнают много нового и интересного.

Описание объектов экологической тропы :

Сосна

Информация об объекте

Сосна – до 35 м, живет до 150-200 лет, иногда — до 400 лет, вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий (мачт, домов, досок); даже в производстве бумаги используется сосна.

У сосны зрелые шишки повислые, тусклые, ширококонические. Семенами питаются белки, бурундуки, птицы; из них можно добывать масло, идущее для приготовления олифы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны — зимний корм глухарей. Сосна — лекарственное растение. Из хвои, почек, смолы изготавливают много ценных лекарственных препаратов. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных от ветра деревьев — их корни уходят глубоко в почву. Всё дерево сосны богато смолой. Смола затягивает раны на дереве, которые могут нанести безответственные «любители» природы.

Сосновый бор славится особой тишиной. Тишиной, навевающей романтическое настроение. Хорошо побывать в сосновом бору. Представьте себе, сколько удивительных открытий и прекрасных эмоций подарит вам прогулка в те места, где царствуют сосны.

Объект для наблюдения: Небольшая сосенка, посаженная в 2016 г. Рассматривание строение ствола, иголок, сравнение с лиственными деревьями, рассматривание шишек. Наблюдение за сосенкой в разные времена года.

Цветник

Цветник – участок (ограниченная территория, на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения, но могут также присутствовать кустарники и небольшие деревья. Цветники используют для украшения садов, парков, а также пространства перед входом в здание.

Объекты для наблюдения: цинния, астры, бархатцы, флоксы, львиный зев, агератум, георгины (Приложение 2).

Цель: изучение и наблюдение растений в летний период.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- Труд с детьми: Полив растений, рыхление, прополка.

- Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.

- Сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники.

- Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.).

- Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.

Живая изгородь

Информация об объекте

Живая изгородь – это ряд вьющихся растений, образующий сплошную стену. Для такой изгороди на нашем участке мы использовали растение – ипомея, которая расстилается вдоль забора участка и на веранде, выполняя роль зеленой шторы. (Приложение 3)

Кроме того, живая изгородь обеспечивает защиту от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищает воздух от пыли, помогает создать на участке особый микроклимат.

Живая изгородь — эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха вокруг выделенного уголка отдыха и защищает от пыли.

Дерево

Вяз – полезное дерево. Вяз ильм – это, прежде всего дерево, точнее семейство. В данном семействе есть и деревья и кустарники. Его часто называют просто ильм или берест. Данный род насчитывает около 35 видов, но в России, в виду суровых климатических условий произрастает всего 7-8 видов. Родом они из широколиственных лесов Северной Америки и Евразии.

В России большое распространение получили 3 вида семейства, это – вяз приземистый, вяз обыкновенный или как его ещё называют – гладкий, а также вяз шершавый (ильм).

Вяз ильм это – дерево, которое дорастает обычно до 10-40 метров, и диаметром 1,5 метра, что не мало. Причём листья сохраняются до наступления зимы. Эти деревья хорошо переносят суровые русские морозы, в основном произрастают в средней полосе, также они очень засухоустойчивы.

Объекты для наблюдения: деревья «Вязы».

Рекомендации по организации работы с детьми:

- рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;

- сравнение их с другими деревьями;

- забота человека о деревьях;

- сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

- связь с животными;

Насекомые

Деревья, луговые цветы, их яркие краски и запах, привлекают множество насекомых: пчел, собирающих нектар, муравьев, жуков, пауков и др. Дети знакомятся с экосистемой, закрепляют знания о растениях и насекомых, распространенных в Республике Хакасия.

Цель: познакомить детей с миром насекомых.

Задачи проекта:

развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое

формировать реалистические представления о природе

воспитывать любознательность.

Объекты для наблюдения: муравьи, жуки, пауки, бабочка, пчелы и др. (Приложение 4)

Птичья столовая

Птицы - класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный.

Размножаются, откладывая яйца.

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Объекты наблюдения: птицы, прилетающие к кормушке – воробьи, синицы, и др. (Приложение 5)

Пруд

Дождик, снег и лед, лужа, пруд, озеро – все это вода. Оборудованный искусственный пруд позволяет воспитанникам узнать о водоёмах, особенностях растений и животных, проживающих в воде. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Разыгрываются ситуации: "Загрязнение пруда. Что произойдёт с растениями и животными?", "Как исправить последствия загрязнения?"

Зеленая аптека

Информация об объекте

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Объекты для наблюдения: Лекарственные растения: календула, мелиса ромашка аптечная, шпинат земляничный, лук батун, кавказский чеснок. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян. (Приложение № 6)

Зона отдыха и здоровья

Характеристика объекта

Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании. Для этого нами создана «Тропа здоровья».

«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

Зона отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть на креслах. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала.

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Прохождение экологической тропы» Программное содержание: - расширять представления детей об осенних изменениях в природе; - показать объекты экологической тропы в осенний.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Экскурсия по экологической тропе. Станция клен» Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «А». Тема: «Экскурсия по экологической тропе, станция клен» Интеграция.

Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор» В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы.

Мастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропыМастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропы Паук с паутиной Наступило лето! Большую часть дня мы с ребятами проводим на свежем воздухе. В этом году роспотребнадзор запретил использовать.

Объект экологической тропы «Муравейник» Конспект образовательной игровой ситуации для детей средней группы Задачи образовательные: - углублять знания детей о муравьях, их внешнем.

Паспорт младшей группыПаспорт младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Детский сад № 19 «Василек» городского округа «город Якутск».

Паспорт первой младшей группы Воспитатель: Головина Т. Ю. Общие сведения о группе: Группа расположена на первом этаже «Детский сад № 19». Общая площадь группы: 103.96.

Паспорт экологической тропы Паспорт экологической тропы Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Прохождение экологической тропы» Цель: дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Задачи: *показать объекты экологической тропы в летний период;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт экологической тропы первой младшей группы «Лесовички»
Опубликовано: 21 августа 2017 в 07:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт экологической тропы первой младшей группы «Лесовички»» (включая файлы) размещена пользователем Заркуа Алена (УИ 644798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД