татьяна федотова
Паспорт логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Оборудование логопедического кабинета.
• Технические средства обучения.
• Специальное оборудование.
II. Программы обучения.
III. Перечень диагностических методик.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.
I. Неречевые психические процессы.
1. Развитие слухового внимания.
2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
Публикация «Паспорт логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
3. Развитие пространственной ориентировки.
4. Развитие ориентировки во времени.
1. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
• Пособия и технологии по развитию высших психических функций.
2. Развитие мелкой моторики.
• Пособия и технологии по развитию мелкой моторики.
II. Звукопроизношение.
1. Развитие речевого дыхания.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
3. Автоматизация и дифференциация звуков.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
• Пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения.
• Пособия и технологии по формированию фонематического восприятия.
III. Обучение элементам грамоты.
• Дидактический материал для фронтальных занятий по грамоте.
• Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.
IV. Словарная работа.
V. Развитие грамматического строя речи.
Пособия и технологии по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи.
VI. Связная речь. Лексика.
VI1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова.
Описание материально-технического состояния и оснащенности
логопедического кабинета МБДОУ «Детский сад «Березка» №15
I. Оборудование логопедического кабинета.
• Шкафы для пособий –4.
• Стол для индивидуальных занятий –2
• Учительский стол –1.
• Стулья –4.
• Магнитная доска –1.
• Фланелеграф –1.
Технические средства обучения
• Магнитофон.
• Персональный компьютер.
Специальное оборудование
• Индивидуальные зеркала –13
• Набор зондов для постановки звуков. -6
• Шпатель. -1
• Ложки. -2
• Спички.
• Спирт.
• Вата, бинт.
• Зеркало настенное
II. Программы обучения
1. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М. 1991г.
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. ; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.
– СПб. ; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
III. Перечень диагностических методик.
1. Большакова Е. С. Логопедическое обследование ребенка. М, 1995 г.
2. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Издательство АРКТИ, 1998 г.
3. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. М, Айрис-пресс, 2007 г.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2002 г.
5. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998 г. Издательство «АРКТИ», 1998 г.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. М., 1999 г.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
МБДОУ «Детский сад «Березка»№15
I. Неречевые психические процессы
1. Развитие слухового внимания.
• Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка.
• Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника).
• Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
• Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).
• «Почтовый ящик»,
• Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, клоун.
• «Чудесный мешочек».
• Танграм, монгольская игра.
• «Зашумленные» картинки.
• Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».
• Серия картинок для установления причинно-следственных зави-симостей.
• Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
• Набор картинок «Нелепицы».
• Наборы картинок для опосредованного запоминания.
3. Развитие пространственной ориентировки.
• Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т. д.).
• Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т. д.).
• Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т. д.).
• Карточки с изображением лабиринтов.
• Макет улицы с транспортом, движущимся в различных направлениях.
• Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах.
• Карточки — символы пространственных предлогов.
• Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
• Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).
4. Развитие ориентировки во времени.
• Картины-пейзажи разных времен года.
• Расписание занятий по дням недели в картинках.
• Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
• Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.
• «Окно в природу» — настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года.
• Картинки для отработки понятий «старше — младше».
2. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
• Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).
• Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т. д.).
• Парные картинки.
• Муляжи овощей, фруктов.
• Игрушечная посуда, мебель.
• Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.
• Счетные палочки для выкладывания фигур.
• Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демон-страционные и раздаточные).
• Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм.
• Дидактические игры «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету».
• Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.
Пособия и технологии по развитию высших психических функций.
1. Борякова Н. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 94г
2. Безруких М. Учимся находить одинаковые фигуры. М., 2000г.
3. Береславский Л. Интеллектуальная мастерская. М., 2000г.
4. Гаврина С. Развиваем мышление. М., 2001г.
5. Гатанов Ю. Развиваю логику и сообразительность. С. -П., 2000г.
6. Гаврина С. Логика. М., 2000г.
7. Гатанова Н. Развиваю внимание. С. -П., 2000г.
8. Гатанова Н. Развиваю память. С. -П., 2000г.
9. Гатанов Ю. Развиваю воображение. С. -П. ,2000г.
10. Житникова Л. Учите детей запоминать. М., 1996г.
11. Коноваленко С. Развитие познавательной деятельности у детей. М., 1998г.
12. Пятьсот загадок для будущего первоклассника. М., 2000г.
13. Развивающие игры. С. -П., 1998г.
6. Развитие мелкой моторики.
• Счеты.
• Бусы.
• Шнуровки.
• Пуговицы.
• Счетные палочки.
• Ручные эспандеры.
• Мозаики.
• Колечки.
• Прищепки.
• Фасоль, горох.
• Косточки, шишки.
• Шары, мячи.
• Ленты и веревочки
• Трафареты
• Пластилин.
• Песок с набором игрушек.
• Мелкие игрушки.
• Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук
• Материалы для развития графических навыков детей:
- Трафареты для штриховки (на все лексические темы)
- Трафареты – геометрические фигуры.
- Трафареты – буквы.
- Цветные мелки.
- Индивидуальные доски.
- Ручки, карандаши.
- Альбомы, тетради, раскраски.
Методическая и развивающая литература
по развитию мелкой моторики.
1. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, Литур, 2001г.
2. Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.
3. Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С. -П., Литера, 2005г
4. Лопухина И. Логопедия. С. -П., Дельта, 1999г.
5. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. С. -П., «Мик», 1995г.
6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
7. Новоторцева Н. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития, 1998 г.
8. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
9. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с недоразвитием речи. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 1990г.
10. Стань послушной рука. Вкладыш к газете «Дошкольное образование» №16, 2003г.
11. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
12. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С. -П., Лань, 1996г.
II. Звукопроизношение
Звукопроизношение и автоматизация.
1. Карточки со слогами.
2. Картотека скороговорок.
3. Картотека чистоговорок.
4. Картотека пальчиковых игр для развития
мелкой моторики рук.
5. Карточки по обучению грамоте.
6. Картотека музыкальных произведений, логопедических занятий, логопедических игр и упражнений.
7. Карточки по развитию речи Т. Б. Филичева., А. В. Соболева.
8. Дыхательные тренажёры.
9. Карточки на звуки.
10. Предметные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих. шипящих, сонорных звуков.
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
Комплект зондов для постановки звуков.
Комплект зондов для артикуляционного массажа.
Соски, шпатели, вата, ватные палочки, салфетки, спирт.
Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.
Дыхательные тренажеры, игрушки. Пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки, сухие листочки и т. д.)
Картотека материалов для автоматизации и дифференциации шипящих звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).
Логопедический альбом для обследования речи детей.
Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
1. Развитие речевого дыхания.
• Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.
• Воздушные шары, мыльные пузыри.
• Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).
• Флакончики из-под духов.
• Фитоколлекция (в баночках — засушенные душистые растения: мята, чай, кофе и др.).
• Игры: «Загони мяч в ворота», «Клоуны».
• Кораблики
• Полетим на ракете.
• Колокольчики, веночек.
• Пособия изготовленные своими руками.
• Картотека игр на развитие речевого дыхания.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
• Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, личные носовые платки (в отдельных пакетиках).
• Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, книжки с образными картинками.
• Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др., спирт и вата для обработки этих предметов.
• «Сказки веселого язычка»
3. Автоматизация и дифференциация звуков.
• Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.
• Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах.
• Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи
• Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении
• Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков.
• Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.
• Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Е. С. Большакова, Т. Туманова, Н. В. Нищева и др.).
• Картотека дидактического материала по постановке и автоматизации звуков Перегудова Османова.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова.
1. Звуковые сигналы.
2. Разноцветные дорожки.
3. Тренажёры на дыхание.
4. Демонстрационный материал.
5. Контейнеры для звукового и слогового анализа.
6. Звуковые семафоры.
7 Парные картинки.
8. Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
9. Набор игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражании, уточнение произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.
10. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, кружки, разноцветные дорожки, фишки и т. п.)
11. Раздаточный материал для графических схем (предложений).
12. Слова для звукового анализа и синтеза.
13. Односложные, двухсложные, трехсложные слова (со стечением согласных).
14. Слова четырех и пятисложные со сложной звуко-слоговой структурой.
Пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения.
1. Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.
2. Коноваленко. В. Коррекция произношения звуков: й, г, к, х. М., 1999г.
3. Мусова И. Логопедические чистоговорки. М., 1999г.
4. Новоторцева Н. Рабочие тетради по развитию речи на все группы звуков. Ярославль, 1996г.
5. Нищева Н. Будем говорить правильно. С. -П., 2002г.
6. Поваляева М. Дидактический материал по логопедии. Ростов-на-Дону, 2002г
7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -
8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997г.
III. Обучение элементам грамоты.
Разрезной и магнитный алфавит.
Алфавит на коврике.
Вязаные буквы.
Слоговые таблицы.
Набор карточек со словами для чтения.
Тетради для «печатания» слогов, слов, предложений.
Ребусы, шарады, изографы, кроссворды.
Бросовый и природный материал для выкладывания букв
(нитки, палочки, фасоль, камушки, палочки и т. д.)
Буквенное лото.
Трафаретные буквы.
Набор букв из разных шрифтов.
Пластилин, фломастеры, карандаши.
Настольно-печатные игры.
• Магнитные азбуки.
• Русский алфавит (таблица).
• Наборы букв и слогов (демонстрационные).
• Слоговые таблицы (демонстрационные и раздаточные).
• Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.
• Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты).
• Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами.
• Карточки для буквенного анализа слов.
• Тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.
• Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кросс-ворды и др.).
Систематизация дидактического материала в папке:
Профили артикуляции звука.
1. Графический образ буквы.
2. Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в разных позициях.
3. Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в твердом и мягком варианте.
4. Тексты для чтения.
5. Картинки для составления коротких рассказов, насыщенных данным звуком.
6. Буква, которой обозначен изучаемый звук в печатном и прописном варианте.
Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.
1. Бунеев Р. По дороге к азбуке. Ч. 3-4. М., Баланс, 1999г.
2. Волина В. Занимательная грамматика. Екатеринбург, Арго, 1996г.
3. Волина В. Игры с буквами и словами. Ребусы. М., 1997г.
4. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. С. -П., Питер, 1999г.
5. Гомзяк Тетрадь по обучению грамоте.
6. Ефименкова Л. Формирование речи у дошкольников. М., 1985г.
7. Журова А. Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2002г.
8. Пожиленко Е. Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
Ткаченко. Т. Формирование лексико-грамматических представлений. С. -П., Детство-пресс,1998 г.
9. Лиманская Ольга Николаевна. КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ. «ТЦ Сфера», 2009
IV. Словарная работа.
• Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь).
• Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.
• Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).
• Картинки-иллюстрации различных признаков предметов (цвет, форма, величина); слов-антонимов.
• Речевые задания для формирования навыков словообразования суффиксального и префиксального:
- с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок, белый — беленький);
- с использованием «увеличительного» суффикса (ноги — ножищи);
- образование названий детенышей животных (котенок, котята);
- образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный);
- образование притяжательных прилагательных (утка — утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);
- сложные слова — игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад);
- приставочные глаголы; картинки: птичка — клетка, медведь — елка, белка — два дерева и др. ;
- образование названий профессий;
- многозначные слова;
- подбор однокоренных слов.
V. Развитие грамматического строя речи.
1. Предметные картинки для согласования слов в предложениях, роде, числе, падеже.
2. Картинки для составления предложений с предлогами (на, в, с, по, из)
3. Формы повелительного наклонения глаголов (идти, лежать, бежать)
4. Существительные с суффиксами -онок, -енок, в форме родительного падежа, множественного числа: лисят, волчат и т. д.
5. Существительные в единственном и множественном числе по темам («Рыбы», «Насекомые», «Полевые цветы»)
6. Согласование прилагательных с существительными (по всем лексическим темам)
7. Образование в речи притяжательных прилагательных -ин, оф, еф, ий (по темам «Перелетные птицы весной», «Рыбы»).
8. Образование в речи относительных прилагательных –ый, -ий, по теме «Откуда хлеб пришел?»
9. Глаголы в единственном и множественном числе.
10. Образование сравнительных прилагательных (Красивый, красивее (ей, ее)
11. Правила правописания.
12. Сложные слова (хлебороб, садовод, листопад) и т. д.
13. Относительные прилагательные (студенческий билет, читальный зал).
14. Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой мяч, твой, наш, ваш, его, их, свой, этот, тот, такой)
15. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
Пособия и технологии по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи
1. Н. Е. Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. Москва Издательство «ГНОМ» 2011
2. Бессонова Т. Грибова О. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., Аркти, 1998г.
3. Крупенчук О. Научите меня говорить правильно. С. -П., 2005г.
4. Ткаченко Т. Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2005г.
VI. Связная речь.
• Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования.
• Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания.
• Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов.
• Подборка стихотворений для заучивания наизусть.
• Подборка материала для фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи (на каждую лексическую тему).
Серии сюжетных картинок для составления рассказов. «Истории в картинках».
Сюжетные картинки.
Картинки для загадок-описаний, рассказов-описаний.
Иллюстрации с изображением чувства людей.
Предметные картинки для составления предложений.
Иллюстрации по пересказу текстов.
«Алгоритмы описания игрушки, фрукта, овоща, животных и т. д.
Картотека пальчиковых игр.
Наборы игрушек для инсценировок сказок.
Наборы масок, шапочек для инсценировки сказок.
•. Книги с текстами для пересказов.
Театры на наборном полотне «Теремок», «Курочка ряба»,«Колобок», «Гуси-лебеди».
• Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.
• Различные виды театров: настольный, магнитный, театр бибабо.
• Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования.
• Книжки-малютки с текстами для пересказов.
• .Настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»).
• Речевые логические задачи.
• Подборка дидактического материала на каждую лексическую тему