Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе

Ольга Ковязина
Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Говоря об отечественных традициях на современном этапе развития, следует подразумевать патриотическое воспитание. В настоящий момент данной теме уделяется большое внимание, особенно для воспитанников дошкольных учреждений как подрастающего поколения нашего великого государства. Только чтя традиции и обычаи можно «взрастить» достойное общество. Это обуславливает актуальность заявленной темы.

На сегодняшний день патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости данного направления, необходимость создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей дошкольного возраста, а также поиск и разработка инновационных подходов.

Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Важное место в народной педагогике занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось любви к родине и защите отечества.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Если адаптировать данный подход к дошкольному воспитанию, то следует выделить следующие особенности. В этом возрасте восприятие окружающего мира происходит через эмоции, полученные в результате той или иной деятельности. Дети, за которыми с малых лет закреплены определенные обязанности в последующем испытывают чувства привязанности к родному дому, желание беречь его и делать лучше. Постепенно у дошкольников складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Они принимают свой дом таким, каков он есть, и любят его. Это чувство родительского дома ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Двор, улица, на которой живут дети, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения собственности (мой двор, моя улица) поскольку с данными местами будут связанны теплые эмоции.

Детский сад является следующей ступенью формирования патриотического воспитания. На данном этапе большую роль играет воспитатель, задачей которого является найти индивидуальный подход к каждому, открыть неизведанный мир знаний отечественной культуры и традиций, а также привить любовь к Родному краю. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. Для этого мы проводим образовательную деятельность, направленную на ознакомление с городом Курганом. Воспитание любви и привязанности к своему городу требует кропотливой работы, направленной на воображение дошкольника и его память. Для ребенка город конкретизируется улицей, т. е. он осознает себя прежде всего жителем своей улицы. Чтобы дети почувствовали свой город, им нужно о нем рассказать и показать его. Для этого мы используем серию фотографий с обликом зданий и сооружений до и после реконструкций, что позволяет рассмотреть ту или иную часть города и параллельно ознакомить с историей. С детьми старшего дошкольного возраста мы проводим беседы, направленные на знакомство с главными улицами, достопримечательностями, музеями и театрами. Цель данных мероприятий – вызвать интерес и желание посетить эти места.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В образовательной деятельности мы знакомим воспитанников с именами людей, которые прославили нашу Родину — художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей (выбор зависит от темы). Также на примерах конкретных людей формируем представления детей о характере русского народа (творческие способности, умелость, дружелюбность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.). Стараемся познакомить дошкольников с людьми, которые обладают какими-то привлекательными качествами или умениями, а также приобщить детей к их деятельности.

Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность, если это потребуется, встать на ее защиту. На протяжении долгой истории нашей страны не однажды возникали ситуации, происходили события, требующие от человека встать на защиту Родины. Рассказать об этом дошкольникам необходимо. И хотя мы не ждем от детей подобной готовности, но примеры из жизни взрослых явятся существенным вкладом в копилку высших социальных чувств ребенка. Поэтому мы ежегодно знакомим детей с понятием защитник Отечества и конкретизируем его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных войн, полководцах — А. Суворове, М. Кутузове, Г. Жукове, рядовых воинах, смело защищавших Отечество, гражданских людях, вставших на защиту Родины. И здесь большая роль отводится чтению художественной и познавательной литературы о защитниках Отечества, нашей Родины. Кроме произведений, известных детям, мы знакомим их с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства: «Моя первая книга о России», «С чего начинается Родина» и т. д.

Живой интерес у детей вызывают и мероприятия, приуроченные к тематическим

праздникам: «День защитника Отечества», «День Победы» (с применением воинских

атрибутов: касок, котелков, фляжек, красочных фотографий, подлинных предметов и

вещей). Все это помогает не только обмениваться впечатлениями и знаниями, но и

развивает духовный мир, уважение к защитникам Родины. События героической жизни

вызывают живой отклик у ребят. В знак благодарности они своими руками готовят

открытки, сувениры. Эти мероприятия воспитывают у детей чувства гордости за свою

Родину. Подбираем материал, используя художественную литературу, изобразительное искусство, фильмы, а также краеведческую информацию (названия улицы, района; памятник герою и др.).

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. " Праздник — наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры (А. И. Мазаев). В последнее десятилетие политические праздники отмечаются меньше, чем находившиеся ранее в тени народные и религиозные праздники: масленица, Рождество, Пасха. Как бы там ни было, в праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение, они помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Поэтому в нашем дошкольном учреждении проводятся такие праздники, как: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», «Кузьминки», в которых дети принимают непосредственное участие в оформлении помещений, изготовление деталей для декора, а также обсуждение деталей. Главное условие — чтобы дети видели необходимость, небесполезность своих усилий и охотно принимали участие. Деятельность детей в данном аспекте рассматривается как средство патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины. Осознавая значимость формирования гражданских чувств молодого поколения, и констатируя эффективность системы работы по данному направлению, наше образовательное учреждение наметило дальнейшие перспективы работы и поиск новых форм по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Публикации по теме:

Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых.

Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ "Детский.

Формы методической работы на современном этапе Современные требования к качеству дошкольного образования ведут к необходимости обновления методической работы в ДОУ. Методическая работа.

Организационное собрание «Развитие и воспитание младших дошкольников на современном этапе дошкольного образования» Организационное собрание во второй разновозрастной группе (2 – 4 года) «Развитие и воспитание младших дошкольников на современном этапе.

Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста. Грабарь Э. А., воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Незабудка», Г. Старый Оскол.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Роль педагога во взаимодействии с семьёй на современном этапе развития образования РОЛЬ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ The role of the teacher in collaboration with the family.

Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе подготовила: воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района Чеботарева.

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний.

Эссе «Роль профессии воспитателя на современном этапе развития общества» .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 14:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Фотоотчёт «Аппликация «Львёнок» из природного материала в средней группе»
Цель : выполнение аппликации в смешанной технике ( аппликация из природного материала и раскрашивание) Задачи: - Развивать творческое воображение и...
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра» Гагра – город в Абхазии, в котором можно отдохнуть экономно, но при этом увидеть все краски природы и...
Образовательный проект по окружающему миру «Домашние животные»
Введение: Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных. Нет, это невозможно! Мы...