Наталья Хаванева
Патриотическое воспитание дошкольников в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников в младшей группе
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольникого возраста.
Ключевые слова: нравственно - патриотческое воспитание, развитие, патриотизм.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в младшей группе» размещена в разделах
Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
На самом деле патриот - это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.
Нравственно- патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. (В. А. Сухомлинский)
Нужно помнить, воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». И поэтому воспитывать патриотизм нужно с самого младшего возраста.
Планируя работу по нравственно - патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
1. Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа по патриотическому воспитанию ведется как в игре и совместном труде, на занятиях, так и в повседневной жизни. Систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Плохие и хорошие поступки», «Правила и культура поведения», «Что такое дружба?» у детей развиваем такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, сострадание к близким, к своим товарищам.
Воспитание патриотизма начинается с семьи, через воспитание любви к самому близкому в семье человеку маме. Во время беседы с детьми о мамах, вызываем в детях не только восхищение мамой, но и желание оказать ей посильную помощь. Прививаем самостоятельность, чем меньше будут обращаться к маме за помощью и научатся делать большинство дел самостоятельно, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках. Рассматриваем семейные фотографии, просим рассказать о членах семьи. Вместе с родителями устраиваем совместный праздник, посвященный 8 марта. Дарим подарки на день матери, день влюбленных и с международным женским днем.
В сюжетно - ролевых играх «Семья», «Детский сад» и др. разыгрываем различные ситуации. Во время игры показываем, как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.
В начале учебного года мы знакомим с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе, обращаем внимание детей на то, что в группе всё сделано для их удобства и комфорта. Далее знакомим с помещениями и сотрудниками детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии, во время которых мы можем познакомиться с той или иной профессией. Дети знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, и физкультурной площадкой. Мы рассказываем им о том, что многие взрослые трудились для того, чтобы садик был таким красивым и уютным и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. Знания закрепляются как в сюжетно-ролевых играх, так и при чтении произведений художественной литературы.
Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. В своей группе мы работаем по проекту «Культурное наследие Чувашии». Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. В течение года мы рассматриваем вместе с детьми картинки с видами родного города, достопримечательностями, знакомим с историей родного города и с известными людьми Чувашии. Обращаем внимание на культуру чувашского народа и подчеркиваем красоту национального костюма. Устраиваем выставки чувашских изделий, проводим игры, читаем сказки и легенды. Дети с удовольствием рассказывают о том, где они побывали в выходные дни, какие парки с родителями посещали, что для них показалось интересным и что больше понравилось.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, родительские собрания, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Я и моя семья», «Любимые места в городе» и выставки чувашских изделий, демонстрация блюд чувашской национальной кухни и т. д. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.
Литература
2. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
3. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л. И. Божович// Вопросы психологии. - М. :Просвещение, 1975.- 254с.
6. Дробницкий О. Г Проблемы нравственности. /О. Г. Дробницкий - М. : Просвещение,1977.- 376с.