Папки-передвижки

Патриотическое воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу

Елена Яковлева
Патриотическое воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу
▼ Скачать + Заказать документы

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста Современные исследователи в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу. Воспитать любовь к родному городу – это значит так показать детям их родной город, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков. Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников, Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу» размещена в разделах

В настоящее время эта работа актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания. На современном этапе реализация законодательной базы предусматривает переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. К сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. В последнее время все чаще говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что является одной из причин кризиса в нравственной сфере современного общества. Решить имеющиеся проблемы возможно, осуществляя новые подходы при организации взаимодействия ДОУ с семьей. Концепция дошкольного воспитания определяет понятия «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Привлекая родителей к воспитанию у детей любви к родному городу, мы ставили перед собой задачи:

1. способствовать формированию у родителей сознания необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости дошкольного учреждения и семьи в воспитании у детей любви к родному городу;

2. способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросе воспитания у детей любви к родному городу;

3. включение родителей как активных участников в образовательный процесс.

Начиная работу по данной теме, следует учитывать следующие педагогические условия, обеспечивающие успешность решения поставленных задач:

-Педагог должен хорошо знать историю своего города;

-Педагог должен продумать, что целесообразно показать (экскурсии, видио- и фотоматериалы) и о чем рассказать детям;

-Выделить характерные особенности родного города;

-Отобрать содержание, которое поможет показать связь родного города со все страной;

-Заинтересовать родителей воспитанников и сделать их своими единомышленниками в сложном деле воспитания будущего патриота;

Для решения данных задач были определены этапы деятельности:

- информационно-аналитический - реализация системы сотрудничества с родителями по воспитанию у детей любви к родному городу (практический). - контрольно-оценочный.

На первом этапе, цель которого выявить уровень педагогической грамотности родителей, установить доверительные, деловые отношения между детьми, родителями и педагогами, вовлечь членов семьи в педагогический процесс и объединиться в одну команду. Нами были разработаны и реализованы формы работы с родителями, которые способствовали формированию мотива взаимодействия и сотрудничества у родителей в воспитании у детей любви к родному городу. Нами было проведено групповое родительское собрание «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу». В ходе подготовки к родительскому собранию мы провели анкетирование родителей. Результаты анкетирования показали, что 80% родители считают проблему патриотического воспитания детей актуальной, под патриотическим воспитанием родители понимают : 5% - воспитание любви к Армии, 50% - воспитание любви к родному городу, 10% - воспитание в духе уникальности своей страны,35% - воспитание гордости за свой край, страну. К проблеме патриотического воспитания в семье 55% родителей относятся положительно, 20% - отрицательно и 25% - нейтрально, больше половины родителей считают, что детей с родным городом знакомить нужно, сами они знакомят, но большую роль в воспитании любви к родному городу отводят детскому саду.

На родительском собрании мы рассказали родителям о значимости семьи в воспитании патриотических чувств, в воспитании любви к родному городу, познакомили родителей с тематическим планом ознакомления детей с родным городом, с результатами диагностики представлений и отношения детей к родному городу, заслушали магнитофонные записи ответов детей «Любишь ли ты свой город». В результате проведения данной работы был создан совместно с родителями макет плана совместной деятельности детей, родителей, педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом с распределением ролей родителей в данной работе, а также были определены ожидаемые результаты совместной работы:

Ожидаемый результат:

- У детей появится интерес к событиям, происходящим в городе, и эмоциональный отклик на них;

- Дети станут с желанием оказывать посильную помощь взрослым по благоустройству города и участвовать в доступном общественно полезном труде, у них сформируется потребность в поддержании красоты;

- Будут заложены основы ценностного отношения к окружающим людям, природе и рукотворному миру;

- Наличие у детей системных знаний и представлений об истории возникновения, особенностях, достопримечательностях родного города, знаменитых людях города.

Второй этап - это реализация сотрудничества с родителями по воспитанию у детей любви к родному городу. Основной идеей нашей работы стала организация педагогического процесса воспитания у детей любви к родному городу на основе тематического планирования, предусматривающего знакомство старших дошкольников с родным городом с опорой на эмоциональное отношение к предмету освоения и во взаимодействии с семьей. Она подразумевает такой алгоритм работы:

1. просвещение родителей посредством организации групповых и индивидуальных консультаций, бесед, наглядной агитации.

2. совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Формы реализации задач:

- Семейные экскурсии в музеи, библиотеки, по памятным местам города, посещение культурных центров;

- Праздники, развлечения, викторины;

- Дни открытых дверей;

- Оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, журналов;

- Участие в городских выставках и конкурсах;

- Творческие встречи;

- Участие в разных видах трудовой деятельности;

- Совместное творчество родителей и детей.

Исходя из тематического плана ознакомления детей с родным городом, нами был составлен перспективный план работы с родителями по изучению особенностей ознакомления детей с родным городом. Предусматривались групповые и индивидуальные консультации и беседы, проведение «Круглых столов». Работа начиналась в преддверие праздника «День города», из разговора с родителями выяснилось, что многие родители или не берут детей на этот праздник, считая его «взрослым», или уезжают вместе с детьми в город, а те, кто отправляется на «День города» вместе с детьми ограничиваются аттракционами, покупкой сладостей, просмотром салюта. Никто из родителей не обращал внимание детей на то, что это общий праздник для всех мурманчан и гостей нашего города, что все люди выходят на улицы, чтобы вместе порадоваться красоте и значимости нашего уютного, красивого города. Накануне праздника с родителями проводились индивидуальные беседы об особенностях празднования «Дня города» вместе с детьми, на что нужно обратить внимание, чтобы вызвать эмоциональный отклик на красоту украшенного города, почувствовать себя маленьким мурманчанином. Спешащим родителям просто выдавалась памятка, и говорились добрые пожелания и поздравления. В план совместной деятельности детей, родителей, педагогов включено много экскурсий детей с родителями и педагогами, детей и родителей в выходной день. Понимая всю значимость данной формы работы по воспитанию любви к родному городу, мы проводили сначала консультации для родителей «Выходим на экскурсию», где рассказывали об особенностях организации экскурсий в музей, к памятным местам, к предприятиям, где работают родители, к спортивным учреждениям города, к памятникам, к храму, к архитектурным сооружениям и т. д. По каждой теме были разработаны памятки для родителей, в которых давались краткие сведения о месте, куда отправлялись родители с детьми на экскурсию, что необходимо рассказать детям в первую очередь, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на увиденное и услышанное. Анализируя работу по организации взаимодействия ДОУ с семьей как условия воспитания любви к родному городу можно отметить, что выбор данного условия воспитания патриотических чувств дошкольников обоснован и на практике, доказан его положительный результат. Результаты педагогической диагностики показали эффективность использования взаимодействия ДОУ с семьей как условия воспитания любви к родному городу. Дети стали проявлять устойчивый интерес к истории родного города, повысились их знания о достопримечательностях родного города, знают, как надо заботиться о городе, чтобы он был таким же красивым и уютным, умеют выражать свое отношение к городу, проявляют активность в участии в общественно полезном труде. Все это говорит о начале воспитания патриотических чувств дошкольников. Работы дошкольников с изображением города стали более выразительными по содержанию, оригинальными по художественному исполнению. Основной трудностью в реализации нашей работы является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ, чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Публикации по теме:

Проблема патриотического воспитания в детском саду Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу
Опубликовано: 6 июня 2014 в 15:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яковлева (УИ 221689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД