Лучший педагог года

Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития

Татьяна Альховик
Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития

Аннотация. В статье идет речь о традиции патриотического воспитания как важного компонента духовно-нравственной культуры личности младшего школьника. В поиске методов воспитания патриотической личности мы обращаемся к традициям и обычаям, духовно-нравственным ценностям, заложенным в национальной педагогике.

Ключевые слова: патриотизм, межкультурная толерантность,духовно-нравственная культура, духовные ценности, нравственные ценности.

Публикация «Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития» размещена в разделах

Abstract.The article deals with the tradition of Patriotic education as an important component of spiritual and moral culture of the younger school student. In the search for methods of Patriotic upbringing of personality, we turn to traditions and customs, moral and spiritual values inherent in the national pedagogy.

Keywords : patriotism, intercultural tolerance,spiritually-moral culture, spiritual values,moral values.

Воспитывает ребенка каждая минута жизни

и каждый уголок земли, каждый человек, с которым

формирующаяся личность соприкасается.

В. И. Сухомлинский

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом,государством.

Система образования Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно- нравственного развития, является одной из основных задач школы.

Патриотическое воспитание младших школьников, должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение,которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество)- это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом своего народа, а делать это лучше всего в историко-краеведческом музее. Музей вносит достойную ленту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, и Родины.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждый лесной или полевой цветок, нежный шелест колосьев пшеницы напоминают нам о Родине.

Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Исходя из этого, наша работа включает целый комплекс задач:

развивать личность, обладающую качествами гражданина- патриота Родины;

• расширять знания о своем государстве, Республике Крым;

воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;

• формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;

воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей;

• формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;

развивать творческие способности детей, умение выражать свое отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

воспитание милосердия, потребности оказания помощи нуждающимся.

• уважать традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения.

На мой взгляд, особую актуальность приобретает анализ духовного наследия выдающихся педагогов прошлого, среди которых особое место принадлежит К. Д. Ушинскому. Во времена его деятельности в России середины XIX века многие острые проблемы педагогики были аналогичны ныне существующим. Например, дискуссия о системе воспитания в образовательном учреждении; необходимость перестройки старой образовательной системы в соответствии с требованиями времени (тогда - перехода от феодальной к рыночной экономике, сейчас - от периода первоначального накопления капитала к социальному государству); творческое внедрение зарубежного педагогического опыта.

К. Д. Ушинский же определял педагогику как искусство потому, как «наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего ещё нет, и перед ним в будущем несётся цель и идеал его творчества. Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека. есть искусство. В этом смысле педагогика будет первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе. его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» [1, с. 162].

Как искусство педагогика немыслима без личности творца - преподавателя и воспитателя : «. главнейшее всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником : влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [1, с. 150].

По мнению К. Д. Ушинского, творчество воспитателя должно иметь следующие три источника: народность, христианство, наука [1, с. 132-135].

Первоочередное выделение народности в этом списке он обосновывал причиной определяющего влияния национальных особенностей на личность индивида, а также печальной участи человека, воспитанного на чужом языке и культуре.

В понятие народности К. Д. Ушинский включал патриотизм с идей служения народу, любовь к родной природе, языку, народному творчеству: «Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последнее. Взяточник, истачивающий, как червь, силы своей родины, сочувствует её славе и её горю. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно ещё доискаться искры любви к отечеству: поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Каким же образом воспитание, посредством которого новые поколения людей связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности?» [1, с. 132-133].

Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения выступает сказка.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения и поколению нравственные основные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н. А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, "чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания"[3].

«Это- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -писал К. Д. Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинскийподчеркивал, что»… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

На факультативных занятиях региональной программы по межкультурному образованию «Культура добрососедства», ребята учатся сравнивать свои поступки с нормами поведения, которые следуют из заповедей: «Добро и зло», «Страдание и равнодушие», «Проявление зла и греха», «Природа – величайший храм», «Расплата добром за зло» и многие другие.

Большое внимание уделяется умению строить свои отношения со сверстниками, взрослыми в соответствии с нравственными нормами, накапливать дружеские отношения, проявлять терпение друг к другу, уважать людей.

Очень интересно проходят в классе православные праздники, как «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха». Праздники проходят в классе, ребята читают стихи, поют песни, изготавливают подарки для детей дома-интерната.

Благодаря праздникам разных народов, населяющих Республику Крым, ребята узнают много нового, интересного о жизни и традициях каждого народа. В праздниках участвуют все. Большую помощь в подготовке оказывают родители. Они вместе с нами читают стихи, поют песни, танцуют, готовят костюмы. Ребята переживают не только за себя, но и за своих товарищей, родителей. Это помогаетрешать задачу преодоления разобщенности воспитательных воздействий семьи и школы,привлекать их к активному иответственному участию в школьной жизни своих детей, превратить в своих единомышленников и союзников.

Ребятам нравятся такие занятия, они активны в обсуждении, изучения нового, любознательны. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание влияет на становление личности ребенка. Воспитательные воздействия обнаруживают свои эффекты. В экспертной оценке личности ребенка преобладают положительные качества, характеризующие эмоциональную сферу (веселые, общительные ребята); нравственно- волевую (честные, терпеливые, отзывчивые, миролюбивые, уступчивые);обощенный эмоциональный эффект (счастливые, добросердечные).

Исследуя характер межличностных отношений выявили, что все ребята воспринимают друг друга позитивно: доброжелательны, готовы помочь друг другу, терпеливы.

Анализ работы патриотическому и духовно- нравственному воспитанию на традициях народов Республики Крым дает основание сделать вывод, что уровень духовно-нравственного воспитания личности зависит от степени приобщения к традиционным культурологическим и духовно-нравственным ценностям народа. Работу эту необходимо проводить и дальше, не прерывая преемственности в пятом классе.

Республика Крым, ее образовательная и культурная политика устремлены к возрождению духовности. Национальная система образования включает в себя воспитательную деятельность как главнейшую задачу и ставит перед школой, гимназией, вузом проблему воспитания подрастающего поколения на гражданских, патриотических ценностях, на духовных традициях нашего народа.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. [2]

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Вопросы воспитания. / К. Д. Ушинский. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. - 640 с.

2. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия: ФГОС второго поколения. – М. Просвещение, 2014г.

3. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. - М. : Высшая школа, 1999.

Публикации по теме:

Формирование основ духовно-нравственного развития Воспитатели Шестакова Татьяна Анатольевна, Герута Елена Вячеславовна Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено.

Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность Методическая разработка по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание как компонент социального развития ребёнка дошкольника через.

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников Нравственно-Патриотическое воспитание младших дошкольников МБДОУ БГО Центр развития ребенка детский сад № 18 Воспитатель: Жукова Ирина.

Основные направления, национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Психологические особенности задержки психического развития младших школьников «Психологические особенности задержки психического развития младших школьников» Учитель начальных классов Валеева Зимфира Ядгаровна.

Календарно-тематическое планирование по направлению «Патриотическое воспитание школьников» Срок реализации – учебный год. Пояснительная записка. [/b] Система эффективного планирования: - Педагогическая диагностика, изучение состояния.

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников Нравственно-патриотическое воспитание в младшем возрасте. Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников часто посещали нас,.

Преодоление недостатков развития письменной речи у младших школьников с социально-педагогической запущенностью ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПИШЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!» Актуальность. Общеизвестно, что запущенные.

Тревожность младших школьников в учебном процессе как одна из проблем их эмоционально-личностного развития Согласно исследованиям различных авторов, в настоящее время растет число детей, с повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью,.

Влияние образовательной среды на воспитание толерантности школьников младших классов В современной педагогической науке на первый план выходят проблемы формирование толерантной среды, представляющей собой комплекс условий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития
Опубликовано: 14 июля 2017 в 08:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД