Патриотическое воспитание на уроках искусства

Татьяна Савина
Патриотическое воспитание на уроках искусства

Знакомство учащихся с русской художественной культурой на уроках искусства приобщает детей к истокам, национальным корням, рождая чувство гордости за свой народ и Отечество. Осмысление приобщения к неисчерпаемому духовному источнику- во всем многообразии искусств-гармонизирует внутренний мир ребенка и формирует целостную картину мира.

История искусств знает много примеров обращения Мастера к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию, добру и справедливости ради любви к Родине.

Древнерусский иконописец Андрей Рублев (14 век) написал икону «Троица» в честь и на похвалу Преподобному Сергию Радонежскому, который в период монголо-татарского нашествия примирял враждующих между собой русских князей, призывая их к объединению и свержению ненавистного ига. Андрей Рублев в своей иконе через иносказание выражает идеи Преподобного Сергия - объединиться ради великой цели – свободы Родины. Воззрением русского люда на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. Икона «Троица» - это призыв к русским быть сообща по образу и подобию Святой Троицы.

Великий подвиг Александра Невского (1220-1263, причисленного к лику святых, запечатлен в литературе, музыке, скульптуре, живописи. Он любил свой народ, свою землю. Его прижизненный подвиг и смерть за родину – пример патриотизма на все времена.

Идея создать портретную галерею наших великих соотечественников принадлежит замоскворецкому купцу и знаменитому русскому меценату Павлу Третьякову (вторая половина 19 века). «Открыл» эту галерею Иван Крамской портретом Л. Н. Толстого, а продолжили все художники – передвижники в конце 19 века и начале 20-го. В первой половине 20 века художник Михаил Несторов продолжил дело передвижников. Он пишет портреты Павла Флоренского и Михаила Булгакова, художников братьев Кориных и Виктора Васнецова, физиолога Ивана Павлова, скульптора Веры Мухиной, хирурга Сергея Юдина и др. Портретная галерея великих русских соотечественников 19-20 в. в. – духовного потенциала для подрастающего поколения и предмет гордости современной России.

Образы природы и Родины ярко просматриваются в былинно-сказочных сюжетах Виктора Васнецова. Его талант многолик, но весь основан на национальных традициях.Шедеврами его творчества являются картины:

-«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1881) о гибели войска князя Игоря на рубежах родной земли;

-«Аленушка» (1881) как собирательный образ простой русской женщины;

-«Богатыри» (1898) – защитники русской земли, хранители ее обычаев и традиций.

Безмолвие природы и героизм людей, их любовь к родной земле «звучат» в картинах В. Васнецова в гармоничном единстве, научая детей «видеть», «слышать», «чувствовать» красоту Родины.

История укрепления русской государственности начинается со строительства русских городов (как прототипа государственности): от архитектурного облика Древней Руси (10-12 века, строительства Москвы (15 век, Санкт-Петербурга (18 век) и прослеживается до «сталинского ампира» в первой половине 20 века. Современное градостроение многолико и функционально, но знакомство детей с шедеврами русской архитектуры, как «застывшей музыки», всегда вызывает живой интерес и спонтанное обсуждение увиденного.

Декоративно-прикладное искусство, как разновидность народного творчества, начиналось с простейших ремесел Киевской Руси 10 - 12 веков. В нем всегда находили отражение народные традиции. Сегодня, наравне с традиционными формами этого вида искусства, достойное место заняли художественное конструирование и дизайн. Декоративно-прикладное искусство – мир красоты и мудрости русского народа. Искусствоведческие практикумы на уроках по прикладным видам искусства воспитывают в учащихся чувство прекрасного и дают простейшие навыки работы в них.

Основная идея уроков искусства в современной школе: защита ценностей национальной культуры с опорой на многовековые духовно-нравственные традиции, созданные нашим народом за более чем тысячелетнюю историю, что, несомненно, оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Патриотическое воспитание дошкольников В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Нравственно-патриотическое воспитаниеНравственно-патриотическое воспитание Воспитание патриотических чувств-одна из задач нравственного воспитания,включающая в себя любовь к близким,детскому саду,к родному городу,стране.

Патриотическое воспитание В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция.

Патриотическое воспитание Консультация для родителей на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» О важности приобщения ребёнка.

Патриотическое воспитание МДОУ «Детский сад № 91» Из опыта работы по патриотическому воспитанию Воспитатель: Гераскевич В. Ф..

Патриотическое воспитание в ДОУПатриотическое воспитание в ДОУ Наши дети постоянно находятся в гуще событий, которыми живет мир. Телевидение, радио, газеты, журналы, книги открывают дошкольникам окно.

Презентация патриотическое воспитание Введение (слайд 1) Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Патриотическое воспитание на уроках искусства
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 14:25
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Фотоотчет «Как мы мастерили открытки для мамочки» в ясельной группе
Сегодня мы с моими малышами начали мастерить подарки нашим любимым мамочкам. Наши детки еще очень маленькие ( им всего по полтора годика, поэтому...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической игры «Поварята» или «Варим борщ, компот, варенье» для детей дошкольного...
Мастер-класс по изготовлению развивающей игры «Помогите друзьям вернуться на Землю»...
Цель мастер - класса: научиться делать настольные игры своими руками. Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов, учителям...