Лучший педагог года

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы)

Ольга Мартынова
Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы)

Из опыта работы воспитателя Мартыновой О. Н. :

Тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

Введение

Актуальность выбора темы 3

Теоретическая база опыт 5

Цели, задачи 7

Направления работы 7

Прогнозируемые результаты 9

Принципы работы 9

Этапы работы 10

Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы)» размещена в разделах

Приложения 13

Список литературы 20

Тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понималось постепенное и неуклонное формирование у дошкольников любви к своей Родине. А любовь к Родине формировалась у детей под влиянием окружающей жизни при целенаправленном воздействии родителей и воспитателей.

Актуальность

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала.

Богатейшие материалы по истории нашего города собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.

Теоретическая база опыта

В настоящее время проблема патриотического воспитания находит свое отражение в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. С. Комарова, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа, С. А. Козлова и Г. А. Ковалева предлагают одним из решений проблемы патриотического воспитания детей-дошкольников через познание ими Родины-России.

Проблемам патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста посвящены научные исследования И. А. Агапова, И. В. Богачева, Л. А. Кондрынской. В исследованиях этих педагогов освещены средства, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей с раннего возраста патриотических чувств (любви к Родине, уважительного отношения к культуре, языку, традициям и обычаям своего народа).

В начале краеведческой работы я провела диагностику по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом родного города, его культуре и достопримечательностях.

низкий 11 человек 58%

средний 4 человека 21%

высокий 4 человека 21%

Для обогащения представлений детей я поставила цель: приобщить дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, традициям.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

- познакомить детей с историей и современностью города;

- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей;

- развивать стремление знать свой город, его историю;

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине;

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, способствовать развитию познавательных процессов.

Работу по ознакомлению старших дошкольников с родным краем строила по следующим направлениям:

1. Предметно - пространственная развивающая среда дошкольного учреждения должна быть национальной, что поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа;

2. Знакомить детей с русским фольклором, так как фольклор является богатейшим источником нравственно-патриотического воспитания детей;

3. Приобщать детей к народной культуре и истории родного края, так как в ней фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения непосредственно связанные с различными сторонами общественной жизни человека;

4. Строить работу по патриотическому воспитанию так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям, знал трагические и героические события минувших лет, знал выдающихся людей прошлого и настоящего;

5. Постоянная работа по поддержанию интереса родителей к совместному участию и организации различных мероприятий по патриотическому воспитанию;

6. Постоянное взаимодействие с разными социальными учреждениями (историческими, краеведческими и художественными музеями, библиотеками, школами, домами творчества и т. д.).

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом придерживалась следующих принципов:

- Принцип историзма :

С этой целью в группе создан краеведческий мини- музей, подобран материал о родном городе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации:

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации:

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности:

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности.

Прогнозируемый результат:

• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

• Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап – основной, включает в себя:

1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4) экскурсии по городу,

5) пополнение развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников

III этап – итоговый, включает в себя:

итоговое диагностирование детей.

Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым организовала экскурсии и пешеходные прогулки. Мы побывали с детьми:

- у памятника Ф, М. Достоевскому, у памятника Вильманстрандцам, у памятного камня князю Русу – по красивой легенде основателю нашего города, у памятника лётчику Т. М Фрунзе,у памятника отважным авиаторам Северо – западного фронта, у Мемориала Славы в парке Победы.

Вместе с детьми посещали Краеведческий музей, музей Северо – Западного фронта, Картинную галерею, Усадьбу богатого средневекового рушанина, Дом – музей Ф. М. Достоевского.

В своей работе я активно использовала дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового- оформлен уголок «Моя малая Родина», где представлены карта Старой Руссы, Символика города, фотографии.

- в книжном уголке – размещены коллекции открыток о Старой Руссе, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятники нашего города”, литература о городе и тематические альбомы, стихи старорусских поэтов.

- в уголке художественного творчества – размещён материал о художнике Свароге, репродукции его картин, репродукции картин современных художников Старой Руссы.

Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводила в тесном сотрудничестве с родителями. Мною был разработан план работы с родителями, с использованием разнообразных формы (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т. д.).

Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Старой Руссы и трудовых буднях жителей города, о чё м свидетельствуют результаты диагностики: высокий уровень – 54 %, средний уровень – 36%, низкий уровень - 10%.

Заключение

Целенаправленная система работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края создает предпосылки для более эффективного патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май Подбор и изучение методической литературы.

Пополнение методической копилки по ознакомлению детей с родным городом.

Разработка планов работы по ознакомлению с родным городом.

Разработка конспектов бесед, экскурсий, развлечений,схем, памяток для работы с детьми и родителями.

Разработка плана по ознакомлению с социальным окружением ДОУ. План работы по ознакомлению детей с родным городом.

Практический

материал.

Создание методического пособия.

Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя малая Родина».

Экскурсии по родному городу : К памятному знаку «Здесь родился наш город». Знакомство с легендой «Основание города» Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Уголок «Моя малая Родина».

Картотека игр.

Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь Ознакомление с символикой родного города.

Экскурсия в краеведческий музей города.

«Я люблю свой детский сад» Выставка работ детского творчества.

Январь Ознакомление с обычаями и традициями древних рушан. Посещение центра «Берегиня» Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль Реализация проекта, посвященного дню освобождения Старой Руссы от фашиских захватчиков. Презентация проекта.

Март Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель Конкурс детских рисунков «Мой любимый город»

Викторина «Что вы знаете о родном городе»

Выставка работ детского творчества.

Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.

Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».

Февраль Знакомим с родным городом. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март Участие родителей в выставке творчества Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».

Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».

Май Отчёт по теме самообразования.

Презентация проекта. Выступление на педсовете.

Картотека игр по ознакомлению с родным городом

Название игры Задачи материал

«Заколдованный город» Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

Карты с силуэтным изображением архитектурных зданий и памятников Старой Руссы, цветные изображения этих достопримечательностей

«Достопримечательности Старой Руссы» Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Старой Руссы. Цветные изображения исторических памятников Старой Руссы

«Узнай и назови герб Старой Руссы» Закреплять знания детей о гербе г. Старой Руссы, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов гербы городов и районов Новгородской области

«Символика Старой Руссы и Новгородской области» Познакомить детей с символикой Старой Руссы и Новгородской области области (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге г. Старой Руссы, районов Новгородской области их расположение, значение. Карточки с изображением флагов и гербов Старой Руссы, Новгородской области и районов области

«Транспорт родного города» Закрепить представления о транспорте. Пазлы (разрезные картинки) с изображением транспортных средств

«Предприятия города Старой Руссы» Познакомить с предприятиями Старой Руссы, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям. Карточки с изображением продукции различных предприятий города

«Чей логотип» Закрепить знания о предприятиях Старой Руссы, познакомить с логотипами этих предприятий; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда Карты с изображением логотипа предприятия в центре, маленькие карточки с изображениями продукции предприятий.

Диагностика

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса, называть достопримечательности города, площадей, скверов)

.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; о историко-географическом расположении родного города.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.

3. Князева О. А., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С-Пб: Детство – Пресс,2008.-304 с.

4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Публикации по теме:

Консультация «Принципы ознакомления дошкольников с культурой родного края» 1. принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;.

Мастер-класс из опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Слайд 1 «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Патриотизм во все времена занимал.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при знакомстве с историей и культурой Краснодарского краяВоспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при знакомстве с историей и культурой Краснодарского края Опыт "Воспитание нравственно — патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель.

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Понкратова А. В. Каракулина О. А. воспитатели первой.

Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с историей, культурой родного края»Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с историей, культурой родного края» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Работа с родителями по теме «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?». Подборка экологической литературы для родителей. Собрание «Формирование начал экологической.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» Семинар – практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» воспитатели: Карпова С. И.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.

Воспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома КряжВоспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома Кряж В этом году отмечалась очень важная дата в истории всего человечества – 55 годовщина первого полёта человека в космос. День космонавтики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы)
Опубликовано: 25 января 2017 в 11:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД