САРИЯ ТУБИЛОВА
Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Что такое патриотизм? С. И. Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности пред обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Публикация «Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Сегодня, к сожалению, наше общество переживает крушение идеалов, то есть, материальные интересы являются приоритетным над духовными и нравственными интересами. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2012-2015гг.»
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Перед педагогами стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее в наших детях. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, так как наша Россия многонациональная страна. В современной системе образования, доминирующее значение приобретает проблема организации педагогического процесса, ориентированного на формирование у детей основ национальной толерантности.
Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, коллективу, Родине.
Мы живём в Нижневартовске – в многонациональном городе, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда нравственные и духовные ценности в жизни общества обесценены.
Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, свои истоки, историю и культуру своего и другого народа и создан проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к народной культуре. Концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Наш проект «Нравственно-патриотическое воспитание» основан на приобщение детей к национальной культуре, быту и традициям разных (русского, татарского, хантыйского и др.) народов. Одним из важнейших средств донести знание об особенностях представителей различных народов является культура. Именно в культуре каждого народа проявляется его неповторимость, уникальность, богатство духовного мира, богатство культуры. Приобщение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству и фольклорному искусству народа стало предметом использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной. «Дерево без корней не живёт» - гласит народная пословица. Корни этого влияния – в языке своего народа, который он усваивает, в его песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Именно поэтому мы разработали Проект «Нравственно-патриотическое воспитание» по приобщению детей к культуре разных (русского, татарского, хантыйского и др.) народов.
Работа Проекта – это систематизировать работу по воспитанию чувства любви к своей стране у детей дошкольного возраста.
Цель Проекта:
- воспитание гуманной, духовно-нравственной и культурной личности, как основа достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задач:
- формирование у детей чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, уважения к близким, старшим и сверстникам;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;
- знакомить детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством;
-формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним;
- формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, чувства уважения к людям разных национальностей;
- формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям разных народов;
- формирование нравственных качеств, благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Ознакомление с окружающим.
- знание о России, гербе, флаге и гимна;
- знание истории народного костюма и его элементов;
- знание об истории своего края, малой Родины, семье, традициях народа;
- знания о назначении предметов быта;
- знания о народных праздниках;
- расширение кругозора детей.
Ознакомление с художественной литературой.
- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц и т. д. ;
- знание народных сказок, умение характеризовать героев сказок.
Изобразительная деятельность.
- умение различать изделия народных промыслов;
- формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;
- формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей;
- умение украшать изделия по мотивам народных росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета.
Народные игры.
- знания народных игр, активное участие детей в народных играх.
Описание проекта
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребёнка через приобщения к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:
- принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т. о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, те. Создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания включает в себя : изучение исторического прошлого России и народа разных национальностей; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народным искусством.
Механизм выполнения проекта.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и приобщению детей культуре разных (русского, татарского, хантыйского) народов в возрасте 5-7 лет.
Программа выполнения работ по проекту.
I этап – создание условий работы по приобщению детей к культуре разных (русского, татарского, хантыйского) народов.
- мини-музей, в котором есть предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, которые помогают ближе познакомиться с историей и бытом народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сейчас;
- детская библиотека, в которой собраны книги о России, природе и животных, стихотворения разных авторов; народные сказки и т. д. ;
- в группах уголки по патриотическому воспитанию, где размещены куклы в национальных костюмах, государственные атрибуты, альбомы «Моя страна, моя Родина», «Моя семья», «Народное искусство»;
- книжные уголки, со стихотворениями, рассказами о России, о стране, народными сказками и т. д. ;
- уголок изобразительного искусства в группах, в котором размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Там же находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования;
- театральные уголки в группах, в которых есть национальные костюмы и все необходимое для театральной деятельности, инсценировок сказок, обыгрывание потешек, песенок;
- музыкальном зале полки для хранения музыкальных народных инструментов (ложки, трещотки, бубны и т. д.); элементы народных костюмов и т. д.
II этап - организация работы по приобщению детей к культуре разных (русского, татарского и хантыйского) народов по группам. В группах младшего возраста занятия проводятся по подгруппам, в старшем дошкольном возрасте – фронтально, по подгруппам, индивидуально.