Лучший педагог года

Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте

САРИЯ ТУБИЛОВА
Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте

ПРОЕКТ «НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Что такое патриотизм? С. И. Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности пред обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к людям разных национальностей.

Публикация «Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Сегодня, к сожалению, наше общество переживает крушение идеалов, то есть, материальные интересы являются приоритетным над духовными и нравственными интересами. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2012-2015гг.»

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Перед педагогами стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее в наших детях. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, так как наша Россия многонациональная страна. В современной системе образования, доминирующее значение приобретает проблема организации педагогического процесса, ориентированного на формирование у детей основ национальной толерантности.

Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, коллективу, Родине.

Мы живём в Нижневартовске – в многонациональном городе, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда нравственные и духовные ценности в жизни общества обесценены.

Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, свои истоки, историю и культуру своего и другого народа и создан проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к народной культуре. Концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Наш проект «Нравственно-патриотическое воспитание» основан на приобщение детей к национальной культуре, быту и традициям разных (русского, татарского, хантыйского и др.) народов. Одним из важнейших средств донести знание об особенностях представителей различных народов является культура. Именно в культуре каждого народа проявляется его неповторимость, уникальность, богатство духовного мира, богатство культуры. Приобщение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству и фольклорному искусству народа стало предметом использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Именно в дошкольном возрасте у ребёнка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной. «Дерево без корней не живёт» - гласит народная пословица. Корни этого влияния – в языке своего народа, который он усваивает, в его песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Именно поэтому мы разработали Проект «Нравственно-патриотическое воспитание» по приобщению детей к культуре разных (русского, татарского, хантыйского и др.) народов.

Работа Проекта – это систематизировать работу по воспитанию чувства любви к своей стране у детей дошкольного возраста.

Цель Проекта:

- воспитание гуманной, духовно-нравственной и культурной личности, как основа достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задач:

- формирование у детей чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, уважения к близким, старшим и сверстникам;

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;

- знакомить детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством;

-формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним;

- формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, чувства уважения к людям разных национальностей;

- формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям разных народов;

- формирование нравственных качеств, благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.

В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

Ознакомление с окружающим.

- знание о России, гербе, флаге и гимна;

- знание истории народного костюма и его элементов;

- знание об истории своего края, малой Родины, семье, традициях народа;

- знания о назначении предметов быта;

- знания о народных праздниках;

- расширение кругозора детей.

Ознакомление с художественной литературой.

- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц и т. д. ;

- знание народных сказок, умение характеризовать героев сказок.

Изобразительная деятельность.

- умение различать изделия народных промыслов;

- формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;

- формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей;

- умение украшать изделия по мотивам народных росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета.

Народные игры.

- знания народных игр, активное участие детей в народных играх.

Описание проекта

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребёнка через приобщения к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:

- принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т. о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, те. Создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания включает в себя : изучение исторического прошлого России и народа разных национальностей; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народным искусством.

Механизм выполнения проекта.

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и приобщению детей культуре разных (русского, татарского, хантыйского) народов в возрасте 5-7 лет.

Программа выполнения работ по проекту.

I этап – создание условий работы по приобщению детей к культуре разных (русского, татарского, хантыйского) народов.

- мини-музей, в котором есть предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, которые помогают ближе познакомиться с историей и бытом народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сейчас;

- детская библиотека, в которой собраны книги о России, природе и животных, стихотворения разных авторов; народные сказки и т. д. ;

- в группах уголки по патриотическому воспитанию, где размещены куклы в национальных костюмах, государственные атрибуты, альбомы «Моя страна, моя Родина», «Моя семья», «Народное искусство»;

- книжные уголки, со стихотворениями, рассказами о России, о стране, народными сказками и т. д. ;

- уголок изобразительного искусства в группах, в котором размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Там же находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования;

- театральные уголки в группах, в которых есть национальные костюмы и все необходимое для театральной деятельности, инсценировок сказок, обыгрывание потешек, песенок;

- музыкальном зале полки для хранения музыкальных народных инструментов (ложки, трещотки, бубны и т. д.); элементы народных костюмов и т. д.

II этап - организация работы по приобщению детей к культуре разных (русского, татарского и хантыйского) народов по группам. В группах младшего возраста занятия проводятся по подгруппам, в старшем дошкольном возрасте – фронтально, по подгруппам, индивидуально.

Публикации по теме:

«Не забудем Ваш подвиг Великий» — презентация по нравственному патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Дошкольное учреждение, как начальное.

Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 18:00
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД