Ирина Тараканова
Патриотизм как качество личности. Сценарий фольклорного казачьего праздника «Покрова святой Богородицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы которую мы провели с нашим педагогическим коллетивом это воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре, развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.
Публикация «Патриотизм как качество личности, Сценарий фольклорного казачьего праздника „Покрова святой Богородицы“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Покров день. 14 октября
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2015
Представляем вам проект по тема :
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с понятием Отечество».
Мы сторались ответить на проблемные вопросы:
Как жили казаки на Дону?
Как отдыхали и работали?
Как они соблюдали обычаи?
Как украшали свой быт?
Какие праздники отмечали?
Чему учили своих детей, внуков, правнуков?
Как сохранить обычаи и традиции Донских казаков?
Формы реализации проекта:
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме проекта;
Чтение художественной литературы по теме проекта;
НОД по теме проекта;
Праздники;Наблюдения, экскурсии;
«Вечерние посиделки» (беседа за чашкой чая) Родительское собрание, досуги, исторические справки, анкетирование родителей.
Этому будут способствовать следующие принципы патриотического воспитания :
• Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
• Использование социального опыта поколений (национальные и семейные традиции).
• Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности : от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета)
Сценарий фольклорного казачьего праздника «Покрова святой Богородицы»
Задачи: Знакомить детей с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения; Знакомить детей с историей казачьего костюма; Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции; Пробудить интерес к истории и культуре Родного края; Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера; Способствовать развитию познавательной активности, любознательности; Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах. Развивать интерес коллективного творчества.
Предварительная работа: Беседы, чтение книг, просмотр иллюстраций, посещение музея г. Каменск-Шахтинского, разучивание пословиц, потешек, песен, игр, танцев.
Оборудование: Зал оформлен в виде казачьего куреня. В центре грубка (печь, стол с кухонной утварью, лавка.
Ход праздника.
1 Казачка : Покров пришёл, холодно на улице,
В курене у нас тепло, печка топится,
Ждём гостей к себе давно…
Ой, вы гости дорогие,
Проходите, не толпитесь
Под грамзапись песни «Трава, моя трава»в зал входят казачата 3х подг. Гр. Садятся на места, а гр.»Лучики» встают у центр. Стены.
1Казачка : Здорово дневали -слава богу!
Будет весело у нас –
Песни да задорный пляс!
Дети поочерё дно читают стихи:
1. На завалинке, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых. 2. При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод – Говорили, песни пели
И водили хоровод.
3. Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет
Как и нынче все общались –
Без общенья жизни нет.
4. А играли как в горелки Ах, горелки хороши! Словом, эти посиделки Были праздником души
5. Отдых – это не безделки-
Время игр и новостей
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей!
Звучит ф –ма песни «Эх, донские казаки» Дети группы «Лучики» ведут курагод. Садятся.
1 Казачка : А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.
2 Казачка : Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем «Осенние Покрова»
Пришёл к нам Октябрь – батюшка,
Принёс нам с собой наш любимый праздник Покров.
1 Казачка : А знаете ли вы, казачата, что это за праздник такой?
Дети: Расскажи, хозяюшка.
1 Казачка : Давным –давно это было. Молились как-то люди в церкви.
И вдруг озарилась она светом. Подняли люди голову к небу и
увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок
махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы
закрыла своим покрывалом от бед и несчастий. И в это время
пошёл сильный снег, покрывший всю землю и сделался тут
переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитиаем на
Руси, а в церкви так и называется Покров.
2 Казачка : Казаки почитали этот церковный праздник устраивали
народные гуляния: играли, тешились и шутками отличались
танцами и частушками забавлялись.
Дети поют частушки.
2 Казачка : Засиделись что-то наши парни. Не пора ли вам удаль в танце. Показать!
Реб: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной
Выходите, казачата, попляшите –ка со мной!
Дети гр «Почемучки» исполняют танец «Маруся»
1 Казачка : А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?
Дети: Да!
1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?
Дети: Любо!Любо!
1 Казачка : Атаман без усов и бороды…
Дети: что рыба без воды.
1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.
1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.
1 Казачка : В поле казак воин…
Дети: А дома хозяин хлебосольный.
1 Казачка : И в поле, и на войне….
Дети: Казак всюду на коне.
2 Казачка : Казаки издревна славились смелостью и отвагой. Запоём-ка мы, ребятушки песню про Дон наш батюшку.
Звучит песня «Как за Доном"
2 Казачка : У меня для вас игра вам понравится она.
Проводится игра «Папаха»
Реб: Мы –донские казачата очень дружные ребята
Век готовы в дружбе жить Дону батюшке служить.
Звучит песня «Казачата» в исполнении группы «Лучики»
2 Казачка : Родимый край, как ласка матери
Как нежный зов её над колыбелью
Напев протяжных песен старины,
Молчанье шумное седых курганов
В зелёной раме рощ вербовых.
И тихих вод твоих осока,
На горном месте церковь Покрова
Песнь курагода на заре
И в праздник шум станичного майдана.
1 Казачка : Не одно гулянье на Дону не обходилось без курагода.
Самым распространённым во всех станицах был курагод
«Плетень»,который нам покажут казачата.
Курагод «Плетень» 2Казачка : Казаки –своеобразный, вольный народ, о быте своём слагали песни.
Реб: Мой милёнок казачок, он повсюду славится
На гулянье всегда первый и с работой справится.
Песня-танец «Посею лебеду: -исполняют дети гр.»Непоседы».
1 Казачка : Эй, честной мир, на наш майдан приехали продавцы музыкальных инструментов
Реб: А сколько стоит один инструмент?
1 Казачка : Трошки-одну загадку отгадаешь –получишь инструмент.
1Продавец: Всё играет, веселит, а всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,это наша…
Дети: Балалайка!
2Продавец: В руки ты её возьмёшь, То растянешь,то сожмёшь
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная заиграет, только тронь называется…
Дети: Гармонь.
3 Продавец: Расскажу вам, казаки, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростняка
Человек услышал вдруг нежный, мелодичный звук
И родился в тот момент музыкальный инструмент.
Дети: Дудочка.
1Казачка : А вот ещё есть бубны, погремушки. И получился оркестр.
Пора и вам показать своё умение.
Звучит песня «Вечор,вечор, матушка» -оркестр гр. «Лучики»
2 Казачка : Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.
Говорить –гутарить Жаловаться –жалиться Петь –играть Хоровод –курагод Дом –курень
Люди –мир Сегодня –ноне Петух –кочет Ужинать –вечерить
Немного –трошки Кукла –кундюбочка, Здравствуйте –здорово дневаои.
2 Казачка : Любо гутарите, казачата!
1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу
Выходят 2е ребят все встают
1:Наша планета Земля очень щедра и богата
Горы, леса и поля-дом наш родной,казачата!
2. Степи привольные,реки широкие,
Как хороши-приглядись
Родину милую. край наш казачий
С детства любить ты учись!
В заключении звучит песня «А у нас на Дону»