Папки-передвижки

Консультация «Лепбук в образовательной деятельности дошкольников»

Альбина Хайдарова
Консультация «Лепбук в образовательной деятельности дошкольников»

«Час работы научит большему, чем день

объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в

мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Жан-Жак Руссо

Детский сад является первой и очень ответственной ступенью общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача по совершенствованию воспитательно-образовательной работы и улучшению подготовки детей к обучению в школе. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Публикация «Консультация „Лепбук в образовательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями. Педагог должен идти в ногу со временем, а иногда чуть опережать его, проявляя свое творчество и фантазию. Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Результатом такого поиска может стать «лэпбук» или тематическая папка.

Лэпбук (lapbook) – это новое средство из Америки, которое представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или, как его еще называют, тематическая папка.

В России этот метод является новым и, пока еще не получил столь широкого распространения. Новизна данной методики заключается в том, что для детей лэпбук – это своего рода игрушка, или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, дверками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое и креативно оформляет.

Актуальность данной методики в том, что лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс изготовления очень занятен и интересен.

Целью использования лэпбука является получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.

При сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребенок, ребенок-родитель, педагог-родитель.

«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. «Лэпбук» :

информативен;

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

обладает дидактическими свойствами (несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.);

является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Изучив методическую литературу о лэпбуке, было принято решение применить его в образовательной деятельности. Создание лэпбука необходимо начинать с выбора темы. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы – например, «Времена года», «Насекомые», «Профессии», «Транспорт», «ПДД» и т. д. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста нужно брать более узкие темы, несущие конкретную информацию. К узким темам можно отнести такие темы, как «Зима», «Божьи коровки», «Поезд», «Дорожные знаки» и т. д.

После выбора темы, необходимо составить план, так как лэпбук — это учебное пособие. Поэтому необходимо продумть, что лэпбук будет в себя включать, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную тему. В формате слайда представлены планы лэпбуков «Экология», «Путешествие капельки».

Следующий этап – это реализация всех замыслов и оформление их в красочной, информативной тематической папке, т. е. разработка макета. Здесь нет границ, все зависит только от фантазии, воображения и желания. Последним этапом работы является представление своего продукта родителям и детям, его применение в своей педагогической деятельности и подключение родителей к совместному детско-родительскому творчеству.

Для закрепления знаний, полученных в рамках тематической недели, были изготовлены лэпбуки: к тематической неделе «Азбука безопасности» – лэпбук «ПДД», к неделе «Волшебница вода» – лэпбук «Путешествие капельки». Основная цель лэпбука «ПДД» : закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, видах транспорта, активизация мыслительной и познавательной деятельности, памяти, внимания.

Лэпбук «Путешествие капельки» в игровой форме систематизирует знания детей о круговороте воды в природе, о состояниях воды, значении ее для человека и природы. Также он содержит игры на формирование математических представлений, восприятия цвета, эмоций. Включает дыхательную гимнастику, загадки и потешки по теме.

В рамках акции «Кормушка» совместно с родителями была изготовлена тематическая папка «Птицы на кормушке». Здесь дети сами, манипулируя деталями, создают в нём картину о жизни зимующих птиц. Например, дети знают, что одни зимующие птицы предпочитают жить в лесу, а другие выбирают жизнь рядом с человеком. Таким образом, у детей расширяются представления о лесных и городских зимующих птицах. Также в нем расположены два поля для составления целой картинки из частей, в него входит мини-книжка и конверт для раскрасок по теме.

2017 год был объявлен годом экологии в России, и в связи с этим разработан лэпбук «Экология», который содержит различные игры для экологического образования дошкольников. Для формирования и закрепления представлений детей о временах года, создан комплект лэпбуков «Времена года», которые одновременно используются и как календарь природы.

Детям очень нравится заниматься с лэпбуком. Наблюдая со стороны за детьми нужно сказать, что их восторгу нет предела. В любое удобное время они просто открывают лэпбук и с радостью повторяют пройденное, рассматривая книжку, выполняют задания. Родители также очень заинтересованы данной формой работы.

Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно повысилась познавательная активность, любознательность, наблюдательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Лэпбук стал эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству и совместному развитию личности ребенка.

Исходя из интересов детей, запланирована работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков, когда ребенок в условиях семьи в течение определенного времени изготавливает свою книжку вместе с родителями, а потом презентует её детям группы. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Уважаемые коллеги! В заключении, в качестве призыва, хочется сказать, что эта форма работы будет полезна:

• Тем, кто постоянно занимается саморазвитием.

• Тем, кто хочет повысить эффективность самообучения.

• Тем, кто хочет показать детям, что учиться — это весело!

Используемая литература:

1. Лэпбук как часть предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetno-prostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html

2. Как сделать лэпбук. Мастер класс. Это интересно! [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html

Публикации по теме:

Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников Самообразование Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников». Начало работы над темой: 01.09.2015г. Окончание.

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Консультация для родителей «Игры-путешествия как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников» Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №25 «Черемушка» Купцова Светлана Фёдоровна Игры - путешествия как одна из форм организации.

Консультация для воспитателей «Организация досуговой деятельности дошкольников» 1. Слушание музыки. На музыкальных занятиях дети слышат много музыки. Музыку разучивае-мых песен, и музыку, сопровождающую движения (пляски,.

Консультация «Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности» При планировании образовательного процесса перед педагогами часто встают вопросы: Как распределить различные виды и формы детской деятельности.

Лепбук для старших дошкольников «Экология — детям»Лепбук для старших дошкольников «Экология — детям» Задача экологического образования дошкольников состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире.

Лепбуки «Татарстан» и «Наше Отечество, наша родина-Россия!»Лепбуки «Татарстан» и «Наше Отечество, наша родина-Россия!» Цель пособия:Все дидактические игры и упражнения данного пособия направлены на закрепления знания детей о родном крае,истории татарского.

Организация образовательной деятельности дошкольников с использованием перфокартОрганизация образовательной деятельности дошкольников с использованием перфокарт Вот уже много лет в своей практике я использую перфокарты. На листе плотной бумаги разной формы наклеиваем или рисуем нужные предметы по.

Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес.

Консультация «Физическая рекреация в процессе образовательной деятельности в ДОО» Подготовила: Анна Дмитриевна Стрельцова - инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 59 Задача педагога – заинтересовать ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Лепбук в образовательной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 08:48
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД