Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Людмила Деннер
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. И физическое, и психическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным (чувствительный) для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов, происходят изменения в его эмоциональной сфере: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется, её необходимо развивать.

Для успешного решения задач эмоционального развития необходимо включение ребенка в театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу. Познаёт радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе.

Для себя определила важность организации театрализованной деятельности для эмоционального развития дошкольников и считаю ее приоритетной в своей педагогической работе.

Основная цель - создание условий для эмоционального развития дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Данную цель решаю через следующие задачи:

развивать социальный и эмоциональный потенциал ребенка;

– формировать умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, представлять образы персонажей;

– воспитывать умение сопереживать героям произведения;

развивать умение детей выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах;

развивать творческую инициативу;

– побуждать детей вступать в диалог друг с другом.

Для решения задач по развитию эмоционального состояния детей средствами театрализованной деятельности использовала ряд методов и форм работы.

Прежде всего у детей младшего дошкольного возраста необходимо формировать интерес к театрализованным играм. Развитие интереса я добивалась путем просмотра детьми небольших кукольных спектаклей, которые я организовывала, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем развивала желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Перчаточные и другие театральные куклы использовала на занятиях и в повседневной жизни, общении. От лица кукол благодарила и хвалила детей, здоровалась и прощалась. Также в ход занятий, вечеров развлечений включала фрагменты драматизации, переодеваясь в специальные костюмы, меняя голос и интонацию.

Основной формой организации театрализованной деятельности являются театрализованные игры. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети в таких играх чувствуют себя раскованно и свободно. Подобная деятельность является эмоционально насыщенной, что и привлекает в ней дошкольника.

В своей работе использую режиссерские игры и игры драматизации, которые отличаются между собой ведущими способами эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается сюжет.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

• настольный,

• плоскостной и объемный,

• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток)

• баночный и т. д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Видами драматизации являются

• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В младшем дошкольном возрасте для развития эмоционального состояния я использовала:

Игры – имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игры – имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра – имитация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод для грустного зайчика»).

Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н. Павлова «На машине», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»). Особое внимание при построении таких игр я уделяла способам передачи действий (мимике и пантомимике, эмоциональному раскрепощению детей.

Итогом работы в этом году по театрализованной деятельности стала постановка сказки Теремок. Если в начале года дети были «зажаты», то к концу года благодаря таким играм – занятиям ребята научились, не стесняясь, использовать мимику, жесты в инсценировке сказки. В мае на общем празднике для родителей мы планируем постановку сказки Репка.

Дети любят играть в театр и часто делают это самостоятельно. Для поддержания инициативы, интереса к театральному творчеству и импровизации создала в группе условия для театрализованной игры. В группе изготовлен театральный подиум для творческого самовыражения и передачи эмоционального состояния, оформлены разные виды театра (фото).

Благодаря этому дети постепенно включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные импровизации знакомых сказочных сюжетов.

И в заключении хочу сказать. Дети! Они все разные! Одни – шумные, демонстративные, другие – зажатые, закомплексованные. А театрализованные игры учат одного сдерживать эмоциональные проявления, другого проявлять эмоциональный отклик, т. е. адекватно реагировать в той или иной ситуации. Моя работа помогла робким детям преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, стать более раскрепощенными, активными в общении друг с другом, разговорчивее со взрослыми. Кроме этого, у всех малышей, без исключения, появилось желание играть в театрализованные игры, показывать сказки друг другу.

В дальнейшем я намерена продолжать начатую работу, так как уверена, что театрализованные игры знакомят малышей с миром прекрасного, расширяют представления об окружающем, побуждают к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и воображение, способствуют развитию положительных эмоций.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной игры» Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональное развитие дошкольника.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей средствами театрализованной деятельности» Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Отчет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Цель моей работы: Показать, что театрализованная деятельность является одним из условий развития творческих способностей детей. Способствовать.

План по самообразованию 2015–2016 г. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности План по самообразованию музыкального руководителя "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности". Начала.

Проект по инновационной работе. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Актуальность и перспективность опыта работы В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь.

Проект «Эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности» Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников.

Развитие изобразительных навыков средствами игровой деятельности у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие изобразительных навыков средствами игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста Совместно с родителями мы изготовили лэпбук, - это самодельная бумажная книга с кармашками, дверками, окошками, различными деталями, в которой.

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Кто в домике живёт?» для детей младшего дошкольного возраста Цель: - Активизировать речь детей. - Закрепить знания детей о животных, которые живут в лесу: лиса, волк, медведь, заяц; - Развивать координацию.

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.

Консультация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности» Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Искусство
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 22 января 2016 в 11:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт занятия по аппликации «Рождественский веночек» в технике «декупаж»
Фотоотчёт занятия по аппликации Рождественский веночек" в технике "декупаж" В начале 21-го века "декупаж" появился в России. Увлечение этим хобби стало...
Детский мастер-класс «Летняя открытка»
Работа над летней открыткой была долгой и кропотливой, так как пришлось выполнять много мелких деталей в несколько этапов работы, которые требовали время для...
Фотоотчёт конкурса в средней группе «Новогодняя рукавичка»
Фото-отчёт конкурса в средней группе ЧДОУ "Станислава". В преддверии Нового года, хочется уже всё нарядить и любоваться этой красотой, как можно...
Фотоотчёт о подготовке к выставке-конкурсу «Новогодняя сказка»
Новогодний праздник – это всегда долгожданное и радостное событие не только для детей, но и для взрослых, это время настоящей сказки! Предпраздничные...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы...
Конспект НОД с детьми второй младшей группы Тема: «Непослушка в гостях у ребят» Ступицкая О. В, Будкевич О. Ю. Программные задачи: формировать у младших...