Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы»

Назиля Мухаматрахимова
Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы»

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным работником в рамках педагогической диагностики.

Оценка связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования.

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Диагностика строиться на анализе реального поведения ребенка, в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).

Инструментарий для педагогической диагностики — журнал регистрации данных по индивидуальному учету результатов освоения программы дошкольного образования.

В журнале фиксируются индивидуальная динамика и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При заполнении журнала используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика: 1- низкий уровень, 2- достаточный (средний) уровень, 3- оптимальный (высокий уровень).

Периодичность заполнения журнала – два раза в год (сентябрь, апрель.).

В качестве примера представим некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Проведение диагностики во второй младшей группе

Образовательная область «Познание»

Формирование целостной картины мира.

Уровень умений различать и называть предметы ближайшего окружения

Дидактическая игра «Разложи картинки».

Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

—Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.

— А теперь скажи, из чего сшито платье?

— Из бумаги, дерева или ткани?

— А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.

Критерии оценки

Низкий уровень — ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.

Средний уровень — ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.

Высокий уровень — ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения.

Уровень первоначальных знаний о домашних и диких животных и их отличительных особенностях.

Дидактическая игра «Чьи детки?».

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, коза — козленок, кошка — котенок, собака — щенок).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель, выставляя картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное — маму.

Например:

— На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.

— Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.

— Как зовет детеныш коровы свою маму?

— А лошади?

Критерии оценки

Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием.

Средний уровень — ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех.

Высокий уровень — ребенок правильно называет всех домашних животных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картинку с детенышем и называет его.

Уровень умений называть имена членов своей семьи и воспитателей.

Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри внимательно на эту картинку.

— Как ты думаешь, кто здесь нарисован?

— Что делает бабушка? Как зовут твою бабушку?

—Дедушка? Как зовут твоего дедушку?

— Как зовут твоих родителей?

— Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?

— С кем ты живешь? И т. п.

Критерии оценки

Низкий уровень — перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать имена всех членов семьи и воспитателей.

Средний уровень — ребенок называет имена членов семьи, затрудняется назвать имена воспитателей, с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью.

Высокий уровень — ребенок знает имена каждого члена семьи, воспитателей. С доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

Проведение диагностики в группе среднего дошкольного возраста.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Формирование элементарных математических представлений.

Уровень умений сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету)

Дидактическая игра «Сравни игрушки».

Материал: несколько пар предметов (квадраты, мячи, зайчики, солдатики)

Содержание диагностического задания:

Воспитатель, предлагает ребенку несколько пар предметов и просит сравнить два предмета, который из них больше или меньше.

Критерии оценки

Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием.

Средний уровень — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно и правильно выполняет задание, используя оба приема сравнения.

Уровень знаний геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб). Умеет соотносить форму предметов с известными геометрическими предметами (тарелка – круг, мяч – шар, дверь - прямоугольник).

Дидактическая игра «Найди похожие предметы в группе»

Материал: геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, шар, куб

Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает взять в руку геометрическую фигуру, назвать ее и найти в окружающей обстановке предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.

Низкий уровень — ребенок не справляется с заданием.

Средний уровень — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, называет правильно геометрические фигуры, но не может соотносить форму предметов с известными геометрическими предметами.

Высокий уровень — ребенок самостоятельно и правильно выполняет задание называет все геометрические фигуры, знает характерные особенности и находит в окружающем пространстве.

Выделенные показатели образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.

Публикации по теме:

«Овладение методикой работы с детьми по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы В течении учебного года дети 2 младшей средней группы развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали положительную.

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Цель констатирующего этапа эксперимента.

Доклад к рабочей программе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса Доклад к презентации «Рабочая программа для детей 3-4 лет» Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «От рождения.

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса» Детский сад №18 УОА города Элиста Примерное комплексное тематическое планирование ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. ВЕРАКСА Первая.

Пальчиковая гимнастика по тематике по программе «от рождения до школы». Дата Тема Пальчиковые игры. Упражнения для кистей рук. - учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность.

Педагогическая диагностика «Я гуляю на площадке». Анализ продуктов деятельности — рисунка детей среднего дошкольного возраста Цель: выявить уровень освоения представления об основном средстве выразительности – форма у детей среднего дошкольного возраста. Задачи:.

Педагогическая диагностика по программе «Детство» Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Педагогическая.

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По программе «От рождения до школы» Ознакомление с окружающем миром № Тема Программное содержание Сентябрь 1.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Учебный план по программе «От рождения до школы» Учебный план муниципального образовательного учреждения «Солодушинская СОШ» дошкольная группа Николаевского муниципального района Волгоградской.

Библиотека изображений:
  • День рождения
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы»
Опубликовано: 15 мая 2016 в 20:16
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Раскраски — помощники в развитии детей»
Не секрет, что развивать мышление, умственные способности детей дошкольного возраста без карандашей и красок, пожалуй, не возможно. Родители покупают...
Фоторепортаж «Атамань. Внутреннее убранство домов»
Интерьер и убранство казачьих хат в основном одинаковы. "Местные жители" говорят, что все предметы, которые находятся в хатах настоящие и собирались по всей...
Фотоотчет «День Олимпийских игр. Часть 2»
После просмотра презентации и раскрашивания ( см. предыдущую публикацию ) мы пошли в музыкальный зал. Там нас ждала наш музыкальный руководитель Костромина...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми: «Чтение рассказа Н. Павловой...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
План работы с родителями на 2018–2019 учебный год в первой младшей группе.
План работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год в первой младшей группе. Цель: Объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития...