Педагогическая диагностика развития умений и навыков обучающихся на танцевальных занятиях детского танца

Светлана Сачавская
Педагогическая диагностика развития умений и навыков обучающихся на танцевальных занятиях детского танца

Педагогическая диагностика развития умений и навыков у обучающихся на танцевальных занятиях детского танца объединения «Танцевальная мозаика» в системе дополнительного образования.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка, также используются диагностические методики для определения полученных знаний у обучающихся; тесты, кроссворды, анкеты и т. д.

Кратко общую диагностику умений и навыков у учащихся объединения «Танцевальная мозаика» можно выразить следующей схемой.

Педагогическая диагностика развития умений и навыков обучающихся на танцевальных занятиях детского танца

Это один из возможных подходов к решению проблемы оценки образовательных результатов в дополнительном образовании детей. Он является результатом исследовательской работы ПДО.

Образовательный результат зависит от совместного взаимодействия педагога и обучающегося в процессе образовательной деятельности по данной программе.

В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству, в частности хореографическому.

Начальная и конечная диагностика обучающихся по образовательной программе «Танцевальная мозаика»

Цель :

- выявить уровень знаний, умений навыков и творческих способностей на начало и конец учебного года.

Знать:

- последовательность проведения занятия и комплекса партерной гимнастики;

- свое место в танцевальном классе при исполнении упражнений;

- основные термины танцевальных упражнений и движений.

Уметь:

- ориентироваться в коллективе и пространстве, правильно перестраиваться в круг, в линию, в колонну и т. д. по заданию педагога;

- грамотно исполнять элементы партерной гимнастики: «березка», «коробочка», «корзиночка», «ласточка».

Навыки:

- обучающиеся должны иметь представление о правильной постановки рук, ног, головы и корпуса (осанка).

Формы проверки усвоения программы:

- зачеты в виде беседы по пройденному материалу.

- выполнение заданий на проверку практических знаний по программе

«Танцевальная мозаика»

Задания нужно проводить в игровой форме, занимательно, в виде соревнований (кто быстрее угадает, какая группа исполнит без ошибок, кто придумает более интересный ритмический рисунок и т. д.

1 Построения и перестроения:

- колонна - круг

- колонна парами - цепочка

- шеренга - змейка

Обучающиеся должны уметь перестраиваться – тройками, четверками идти по диагонали, быстро строится в несколько колонн, в рассыпную, в шахматном порядке, двигаться свободной стайкой, перестраиваться из положения в рассыпную в круг, в колонну, в положение в виде буквы П,

в шеренги вдоль четырех стен, в углы.

2 Виды ходьбы:

- бодрый шаг

- спортивно-торжественная ходьба

- спокойный шаг

- высокий шаг

- шаг на носках

- тихая осторожная ходьба

- пружинистый шаг

3 Виды бега:

- легкий бег

- неторопливый, танцевальный и пружинистый бег

- стремительный бег

- широкий бег

- высокий бег

4 Прыжковые движения:

- прыжки на двух ногах

- прыжки ноги вместе - врозь

- прыжки на одной ноге

- прыжки одна вперед - назад

- прыжки со сменой ног

5 Подскоки с ноги на ногу:

- лёгкие подскоки

-сильные подскоки

-прямой галоп - движения «лошадок»

6 Упражнения для рук

- позиции рук

- хлопки

- махи руками

- взмахи и волнообразные движения руками

7 Упражнения с предметами

- флажки, ленточки, мишура, цветы

- бубны, барабаны, мячи, воздушные шарики

- скакалки, тросточки

8 Задания для развития танцевального и игрового творчества

- парные пляски

- народные пляски

- тематические (образные) пляски

9 Танцевальные элементы, танец

- позиции рук классического танца

- позиции ног классического танца

10 Отдельные элементы народного танца

- русский хороводный шаг

- русский переменный шаг

- дробный шаг

- притопы

- полуприседания с выставлением ноги на пятку

- «Ковырялочка»

- «веревочка»

- шаг с припаданием

- качалочка

- козлик

- па-де-баск

- прыжки с поочередным выбрасыванием ног вперед

- выставление ноги вперед на пятку и на носок

11 Отдельные элементы бального танца

- танцевальный шаг

- боковой галоп

- шаг польки

- па полонеза

- шаг вальса

12 Музыкальные ритмические игры

- образные упражнения под слово

- импровизация (свободная импровизация движения)

Первый год обучения.

Чувство музыкального ритма.

Способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.

Начало года Конец года

1. Хлопки под музыку.

3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку.

2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями.

1 балл – Хлопает под музыку с помощью педагога/не может хлопать под музыку. 1. Выделить хлопками сильные доли в музыке.

3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке.

2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями.

1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога/не может выделить сильные доли в музыке.

2. Смена движений со сменой частей музыки.

3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки.

2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями.

1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога. 2. Прохлопать ритмический рисунок под музыку.

3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку.

2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями.

1 балл – Хлопает под музыку с помощью педагога.

3. При помощи движений выделить смену частей музыки.

3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки.

2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями.

1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога.

Эмоциональная отзывчивость.

выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.

Начало года Конец года

1. Упражнение «О чем рассказывает музыка».

3 балла – выразительно передает заданные образы.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы.

1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 1. Упражнение «Листок».

3 балла – выразительно передает заданный образ.

2 балла – не очень выразительно передает заданный образ.

1 балл – передает заданный образ при помощи педагога.

2. Упражнение «Птичий двор».

3 балла – выразительно передает заданный образ.

2 балла – не очень выразительно передает заданный образ.

1 балл – передает заданный образ при помощи педагога

2. Упражнение «В гостях у сказки».

3 балла – выразительно передает заданные образы.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы.

1 балл – передает заданный образ при помощи педагога.

Танцевальное творчество.

Способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».

Начало года. Конец года.

1. Повторить за педагогом танцевальные движения.

3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальные движения.

2 балла – «музыкально» исполняет танцевальные движения, допуская небольшие неточности.

1 балл – исполняет танцевальные движения, допуская значительные неточности. 1. Исполнить танцевальную комбинацию.

3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию.

2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности.

1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога.

2. Выбрать движения согласно музыкальному материалу.

3 балла – правильно выбирает движения.

2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности.

1 балл – выбирает движения при помощи педагога.

3. Придумать танцевальную комбинацию на заданную музыку.

3 балла – легко придумывает комбинацию, не путает стили музыки.

2 балла – придумывает комбинацию, но иногда требуется подсказка педагога.

1 балл – затрудняется в придумывании танцевальной комбинации.

Второй год обучения.

Чувство музыкального ритма.

Начало года Конец года

1. Прохлопать и протопать ритмический рисунок под музыку.

3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку.

2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями.

1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога.

1. Упражнение «Круг друзей»

3 балла – самостоятельно выделяет сильные и слабые доли в музыке, может безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта.

2 балла – выделяет сильные и слабые доли в музыке с небольшими неточностями.

1 балл – выделяет сильные и слабые доли в музыке с помощью педагога.

2. Выделить хлопками сильные доли в музыке.

3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке.

2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями.

1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога.

2. Прохлопать ритмический рисунок под музыку.

3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку.

2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями.

1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога.

3. Выделить фразы и части музыкального материала.

3 балла – самостоятельно выделяет фразы и части музыки.

2 балла - выделяет фразы и части музыки с небольшими неточностями.

1 балл – выделяет фразы и части музыки с помощью педагога.

3. Упражнение «Угадай».

3 балла – самостоятельно различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4.

2 балла – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4

с небольшими неточностями.

1 балл – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, при помощи педагога.

Эмоциональная отзывчивость.

Начало года. Конец года.

1. Упражнение «Грустно - весело»

3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки.

1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 1. Упражнение «Подснежник».

3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки.

1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога.

2. Упражнение «На витрине магазина».

3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки.

1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога.

2. Упражнение «О чем рассказывает музыка».

3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций.

2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций.

1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога

Танцевальное творчество.

Начало года. Конец года.

1. Повторить за педагогом танцевальную комбинацию.

3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию.

2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности.

1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога

1. Исполнить танцевальную композицию.

3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную композицию.

2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную композицию, допуская небольшие неточности.

1 балл – исполняет, танцевальную композицию при помощи педагога.

2. В зависимости от характера и вида музыкального материала выбрать танцевальные движения.

3 балла – правильно выбирает движения.

2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности.

1 балл – выбирает движения при помощи педагога. 2. Импровизация под музыку.

3 балла – легко и свободно импровизирует под музыку.

2 балла – не уверенно импровизирует под музыку.

1 балл – с трудом импровизирует под музыку.

«Творческие задания».

Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг.

Творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей.

В среднем и старшем возрасте на занятиях детям можно предложить разнообразные творческие задания, которые решают задачи развития наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Эта деятельность способствует раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, но и через чувства, эмоции.

Выполняя доступные задания, воспитанники могут соотносить свои действия с действиями партнеров.

Например, рассказать сюжет (лучше сказочный, который лежит в основе задания. Дети могут исполнять движения под музыку по собственному наитию, без помощи педагога.

Здесь важна эмоциональная отзывчивость на музыку, точность в передаче определенных образов, деталей сюжета посредством движений, мимики, пластики.

«Этюды»

Творческие задания на движения еще называют этюдами (фр. учение).

Этюды могут быть сюжетными и несюжетными, групповыми и индивидуальными.

Сюжетные этюды можно разделить на следующие виды:

1 вид этюда:

Динамические этюды: позволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в развитии.

Например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», «Хитрая лисичка» и т. п.

Динамические этюды можно выделить на несколько этапов:

- создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Бежит лисичка»;

- создание изобразительного образа в контрасте: «Мишка спит», «Мишка собирает грибы»;

- создание выразительного образа: «Кошечка заболела», «Солнечный зайчик».

2 вид этюда:

Статические этюды:

- создавать и изображать образ по иллюстрации (картинке)с музыкальным оформлением: «Кукла спит», «Солдатик стоит», «Собачка отдыхает».

3 вид этюда:

Позиционные этюды:

Использовать жизненный опыт в соответствии с возрастом: «Птичка сидит на ветке», «Солнышко улыбается».

Для создания выразительного статического образа необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию движений.

Переходные этюды из динамических в статические.

Игра «Замри», «Море волнуется раз», «Одуванчики».

По условиям игры виды движений чередуются. Этот тип сочетает в себе выразительные возможности динамических и статических этюдов. Для этого вида творческих заданий предпочтение отдаётся яркой изобразительной музыке.

4 вид этюда:

«Творческие этюды».

К творческим относятся и специальные театральные игры для детей или творческие этюды.

Это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.

1. «Угадай, что я делаю».

Цель: объяснить заданную позу, развивать воображение, память.

Ход: педагог предлагает принять определенную позу и объяснить ее (определенную позу).

2. «Одно и то же по-разному».

Цель: развивать умение оправдывать и объяснять свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.

Ход:детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, человек сидит,бежит, слушает и т. д. (повар, художник)

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается. Дети делятся на 2-3 творческие группы, каждая получает определенное задание.

3.«Превращения предмета».

Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию.

Ход: предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение. Работа с воображаемым предметом обогащает фантазию, развивает творческое воображение, логику и последовательность действий.

4.«Король».

Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход: на роль короля выбирается ребенок.

Остальные — работники, они договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Дети, действуя с воображаемыми предметами,демонстрируют различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т. д. Король должен отгадать.

5.«День рождения».

Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях.Ход: выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения. Гости приходят и приносят воображаемые подарки. Именинник (и другие гости) отгадывают.

Темы нужно брать близкие и понятные детям — Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т. д.

Сочиняя этюд,дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, почему, когда, зачем.

- Можно предложить этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость, Удивление, Страх.

- Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус.

Например;

- попробовать на вкус горькое лекарство, конфету;

- ощутить запах краски, готовящегося пирога.

Сценическое воплощение образов животных побуждает наблюдать за ними, проникать в их внутренний мир, вызывает теплые чувства к «братьям нашим меньшим».

Например;

- предложить детям «образ - пушистика».

Они сами могут выбрать, кем они будут; котеночком, щеночком, цыпленочком и т. д. и попытаться изобразить, как этот котеночек лакает молоко, потягивается, изгибает спинку, умывается и т. д.

Сочинение танцевальных импровизаций (для развития творческой инициативы детей –например: устроить детскую дискотеку)

Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием будет танцевать самостоятельно, сможет придумать свои движения, попробует играть, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьировать движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.

Выполнение творческих заданий и заданий на импровизацию объединят детей общей деятельностью, научат чуткости по отношению к товарищу, воспитают чувства коллективизма и ответственности перед ним.

Самостоятельная творческая деятельность детей помогает им легче и быстрее войти в удивительный мир музыки и танца, способствует их всестороннему эстетическому развитию.

Список использованной литературы:

1) М. И. Чистякова «Психо гимнастика» 2009г.

2) «Игры, аттракционы, сюрпризы» 1999г.

3) Е. П. Раевская «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» просвещение, 1991г.

4) Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» просвещение, 1983г.

5) В. И. Петрушин «Музыкальная психология» 2009г.

6) Рогова И. «Учимся танцевать» ООО «Видео гурман» 2004г.

7) Сюжетно ролевые и подвижные игры. Сыктывкар, 1995.

8) Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей.

М., 1989

9) Савчук О. «Школа танцев для детей от 3 до 14 лет»

Ленинградское издание 2010 г.

10) Полятков С. С. «Основы современного танца» Ростов на

Дону «Феникс»2006г.

11) Конлунова И., Новоскольцева И., Алексеева И. «Топ - топ,

каблучок!» Санкт Петербург 2005г.

Публикации по теме:

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Педагогическая диагностика развития умений и навыков обучающихся на танцевальных занятиях детского танца
Опубликовано: 20 октября 2020 в 00:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...
Мастер-класс «Поделка из картона и цветной бумаги «Новогодний Дворик»
Новогодний Дворик Поделка из картона и цветной бумаги Работа проведена в рамках кружка "Самоделкин" в подготовительной группе Цель: продолжать...
Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу»...
Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Она...