Получи документы

Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность»

Снежана Солодченко
Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность»

Педагогическая концепция: «Авторская идея в моей педагогической практике" на тему:

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность».

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребёнка. «Не в том дело, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».

Б. Теплов

Публикация «Педагогическая концепция на тему: „Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность“» размещена в разделах

В настоящее время в дошкольной образовательной системе произошли изменения, в центре которых стоит гуманизация педагогического процесса, направленная на свободное развитие личности. Переходом к личностно - ориентированной модели общения педагога с детьми, послужил для меня поводом по- новому взглянуть и на проблему взаимодействия с родителями воспитанников, с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольной организации для развития музыкальности детей. Мы воспитываем одних и тех же детей. Когда в семье ребёнок впервые знакомиться с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, потешки и т. д.). В детском саду материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остаётся с ребёнком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат моей деятельности, как музыкального руководителя и родителей может быть успешным только тогда, когда мы станем союзниками. Понимая всю актуальность и практическую значимость этого воздействия, я направила максимум своего внимания на досуговое направление. Цель моей работы по данной теме заключалась в систематизации и обобщении наработанного практического материала по применению активных форм работы с родителями для развития музыкальных способностей детей.

Досуговое направление. Оно заключается в объединении моих усилий, как музыкального руководителя, усилий воспитателя и посильном участии родителей, направленном на организацию досуговой деятельности детей. Я достаточно часто привлекаю родителей, которые имеют актёрские способности и желание участвовать в постановках. Так, уже традиционным стало приглашение родителей на различные роли героев утренников. В этом заключается, по – моему, большое воспитательное значение, потому что личный пример родителей самый важный для детей дошкольного возраста. Желание подражать становится стимулом в личном музыкальном развитии для ребёнка. Также считаю полезными и часто провожу с родителями совместные педагогические мероприятия в форме музыкальных игр, викторин, конкурсов, музыкальных соревнований, в которых родители совместно с детьми играют, поют, активизируют имеющийся опыт и развивают различные музыкальные знания. Использованные в ходе таких мероприятий музыкальные игры многие вспоминают дома, а особенно понравившиеся продолжают играть и с младшими детьми. Так происходит развитие творческой активности детей, и их родителей.

Досуговая деятельность включает в себя следующие виды:

отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребёнка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок;

развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, музыкальные викторины и конкурсы, игры - забавы;

праздники – международные, государственные, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые;

музыкально – образовательная деятельность – познавательные беседы, экскурсии, посещения музеев, выставок, концертов и театра;

творчество – деятельность детей в кружках и студиях при дошкольном учреждении.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребёнка. Я использую методы досуговой педагогики, для введения дошкольника в этот вид деятельности.

Метод игры и игрового тренинга. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребёнка, становится его воспитательным тренингом. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребёнка, показывает уровень развития организаторских способностей детей, выявляет их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.

Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмирование, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.

Методы состязательности. Состязание - это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться.

Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всём.

Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом для детей условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми её противоречиями и сложностями. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность.

Методы импровизации. Импровизация - это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом.

Система музыкального воспитания, состоит из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцев, игре на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребёнка. Поэтому надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребёнка. По моему мнению, в музыкальной работе, должно быть два этапа:

- первый – воспринимающий деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

-второй – строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря этому ребёнок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).

Основная цель - научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.

Восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Каждый вид музыкальной деятельности, имеет свои особенности и оказывает влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому я использую все виды музыкальной деятельности.

Каждый вид деятельности, служит средством развития какой- либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух развивается в пении и игре на музыкальных инструментах. Ритмическое чувство находит выражение в музыкально - ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

Я считаю, что в развитии художественно - творческих представлений детей помогает воспитатель, который создаёт соответствующую атмосферу, тоже участвует в подборе музыкального репертуара, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей. Весьма актуально и современно звучат мысли К. Н. Вентцеля по поводу роли взрослого в воспитании детей («не порабощать воли и ума ребёнка, заботиться о духовном общении и равноправии с ним, и тогда станет возможным развитие в детях умения наслаждаться искусством».) Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы ни происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных занятий. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов и родителей.

Родители моих воспитанников, принимая активное участие на мастер- классах, родительских собраниях, досугах получили практические знания по применению различных методов и приёмов развития ладового чувства, музыкально - слуховых представлений, чувства ритма у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Именно в этом и заключается практическая значимость моей деятельности по организации взаимодействия с родителями воспитанников. В перспективе встреча с родителями «В мире музыкальных игр». На этой встрече я предполагаю несколько авторских дидактических игр, а также семейные клубы и музыкальные гостиные.

Вести ребёнка по дорогам музыкального мира, развивая его музыкальные и творческие способности, должны совместно музыкальный руководитель, педагоги и родители, обогащённые необходимыми педагогическими знаниями. Воспитанники детского сада «Сказка» занимаются в хореографических студиях, постигая непростое искусство танца, а также, начиная с пяти лет, становятся учащимися «Школы искусств». «Музыка – воображение - фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы»- это высказывание В. А. Сухомлинского послужило точкой к моей педагогической концепции.

Я, как, музыкальный руководитель очень рада за наших воспитанников, что они растут весёлыми, здоровыми, музыкальными детьми, и уверенна в том, что приобщившись к музыке и танцу в детстве, они не вырастут равнодушными, чёрствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость детям, счастье родителям, а результат этого труда – яркий, красочный и незабываемый праздник!

.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» «Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» Пузикова Татьяна Михайловна.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Развитие математических способностей дошкольников в игровой деятельности Актуальность Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет)Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Логоритмика, как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей дошкольного возраста Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста РАНЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Говорить о музыке – всё равно, что танцевать об архитектуре.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности» Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать.

Развитие творческих музыкальных способностей через театральную деятельностьРазвитие творческих музыкальных способностей через театральную деятельность Цель: развитие равной степени эмоционального и интеллектуального начало личности через театральную деятельность. Задачи: 1. Наличие педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность»
Опубликовано: 24 января 2016 в 21:15
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД