ольга зуйкина
Педагогическая концепция «Возможности использования ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности использования ИКТ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
Педагогическая концепция
«Возможности использования ИКТ
в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ»
Зуйкиной Ольги Владимировны
Первая квалификационная категория
Воспитатель средней группы
2017 г.
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи,
американский педагог и философ.
Публикация «Педагогическая концепция „Возможности использования ИКТ“» размещена в разделах
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.). Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Данное направление развития образовательной системы подчеркивается и в государственных документах. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.
Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. Сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную игрушку - трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они долго могут играть в компьютерные игры с существами, обитающими в иных мирах, но придумать свою сказочную историю для них очень сложно. И что делать нам, педагогам-дошкольникам? Перед современными педагогами стоит важнейшая задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.
Я хотела бы с вами поделиться своей концепцией возможности использования ИКТ в образовательном процессе.
Целью своей работы при использовании ИКТ я ставлю, активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачами стали:
систематизировать, обновить и пополнить информационные ресурсы образовательного процесса;
внедрить ИКТ в совместную деятельность педагога и детей;
облегчить реализацию образовательной деятельности за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения, аудиосистем;
создать активно действующую, работоспособную систему поддержки семейного воспитания с использованием ИКТ (обеспечение коммуникации, переписка - электронная почта).
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Под ИКТ подразумевается использование телевизора, компьютера, музыкального центра, магнитофона, фотоаппарата, интерактивного
оборудования, мультимедийного оборудования.
При проведении педагогической диагностики по ОО «Познавательное развитие», в своей возрастной группе – средняя группа, в начале учебного года, используя метод наблюдения и тест-игру «Составление изображений» автор Е. Торранс, я получила следующие результаты. Из 26 детей – 11, это 42% различают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, звезда крест, 13 детей (50%) - затрудняются в различении указанных геометрических фигур, а 2 ребенка (8%) малоактивны к сенсорной культуре. На основании результатов обследования, я поставила перед собой цель обогатить сенсорный опыт детей с последующей оценкой свойств предметов через ИКТ. Для решения цели я использовала ИКТ в совместной деятельности и индивидуальной работе. ИКТ помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником.
Использование компьютерных технологий помогает:
привлекать пассивных детей к активной деятельности;
вызывать у детей огромный интерес через информацию на экране в игровой форме;
формировать информационную культуру у детей;
моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природ и др.);
активизировать познавательный интерес; мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ, в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий. И я в своей работе выделяю четыре основных области применения ИКТ:
1. Ведение документации.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
3. Работа с родителями.
4. Воспитательно-образовательный процесс.
1. Ведение документации
В процессе образовательной деятельности своего ДОУ, я составляю и оформляю календарные и перспективные планы, готовлю материал для оформления родительского уголка, печатаю характеристики детей для комиссии, делаю презентации в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях и т. д. Согласитесь, что, например, напечатать характеристику ребенка с помощью компьютера легче и быстрее, чем написать от руки: ошибку сделал – переписывать, а в Microsoft Office можно исправить, дополнить, вставить целые «куски» из другого источника, сохранить в памяти и на основе одной характеристики написать другую. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации : оформление документации, подготовка портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Предлагаю вам список сайтов, информацией с которых я чаще всего использую в своей работе : «МААМ», международный образовательный портал, учебные материалы для детского сада, «Дошколенок», сайт для воспитателей детских садов, «Почемучка», сайт для детей и их родителей, «Дошкольник», сайт для всей семьи, «ВИРО» институт развития образования и т. д. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы воспитателя является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Некоторые педагоги нашего ДОУ не только принимали участие в таких конкурсах, но и являлись победителями (Соколова И. К., Максименко И. А., Торопцова О. С. и др.). Дипломы и сертификаты таких конкурсов пополняют портфолио педагога.
3. Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Важную роль в этом направлении также играет использование интерак-тивных технологий. Только в тесном сотрудничестве с родителями, я добилась нужных мне результатов. Содержание работы с родителями я реализовывала, как через традиционные, так и нетрадиционные формы общения. Технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Формы сотрудничества с родителями: проведение родительских собраний, консультаций с использованием интерактивной доски. А такая форма, как общение по Skype, создание электронной почты, ведение сайта ДОУ особенно важно с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности. На сайте, детского сада, родители имеют возможность получить информацию о жизни ДОУ. Здесь можно делиться информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, получать информацию в форме объявлений, педагогических советов и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.
С помощью Skype, я советовала родителям индивидуальные задания, подбирала материал по математике, обучению грамоте (это звуки и буквы) и другим разделам образовательной программы. Также подбирала интересные дидактические игры. Подсказывала, как лучше задать вопрос ребёнку, чтобы он понял, что от него хотят. Иногда общалась с самим ребёнком и спрашивала, что ему не понятно из объяснений мамы, и иной раз приходилось с ним играть, при этом обучая, а мама смотрела и постепенно набиралась опыта, иногда активно включалась в нашу игру. И когда этот малыш приходил после болезни в детский сад, то он уже активно включался в образовательный процесс, потому что дома с родителями они занимались и от программы он не отстал. Демонстрировала результаты образовательной деятельности (детские работы) родителям.
Это на самом деле очень эффективно и удобно. Современные технические средства используются мной также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и для повторения лексических тем, проведении родительских собраний и т. д. Родители и педагоги используют цифровую фото- и видеоаппаратуру и программы их редактирования. Кроме того, родители используют компьютер для создания портфолио своего ребенка. Когда есть видео выступлений наших ребят на конкурсах на городской сцене, на разных мероприятиях, простых моментов повседневной жизни, то их просмотр вызывает живой интерес у детей и родителей.
4. Воспитательно – образовательный процесс.
Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса, который включает в себя:
организацию НОД воспитанника;
организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;
реализацию проектов;
создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. И использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.
Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Интерактивная доска позволяет ребенку увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Работу с детьми на интерактивной доске я начинаю с простых презентаций, игр и упражнений. С детьми младшего возраста использую 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста использую больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов. Фильмы и презентации используются мною во время бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей.
Мною составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Какая фигура следующая», «Путешествие по стране Математике», «Сосчитай лисят», «Найди отличия», «Третий лишний», «Наша Родина - Россия», «Путешествия по сказкам», «и др. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу, связывают на экране картинки. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают для дошкольника качества: умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов я использую программу Power Point – мастер создания презентаций.
Также в работе с детьми я использую документ - камеру. Она представляет собой инструмент для обучения, который позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов. Можно отображать предметы любого вида: от бумаги, до человека в той же комнате, увеличивая и уменьшая масштаб изображения. Изображение, полученное с помощью документ - камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиа проектора. Она очень проста в обращении и позволяет больше концентрироваться на планировании деятельности и проведении большего времени с обучающимися. Например, чтение-рассматривание детских книжек с красочными иллюстрациями. Каждый ребенок хочет увидеть яркие рисунки в книжке? А отображение на экране через документ-камеру позволяет всем детям группы увидеть эти рисунки.
Использование, документ-камеры позволит сделать процесс рассматривания более доступным и наглядным для каждого ребенка. Возможности документ - камеры я использую и для проведения наблюдений, опытов и экспериментов. Например, «Удивительный песок» - рассматриваем песчинки при увеличении, ««Волшебные превращения: снег - вода», «Подводная лодка» - наблюдение за поведением виноградинки в стакане с газированной минеральной водой. Детям объясняется, что по такому же принципу всплывает и погружается подводная лодка.
Документ-камера позволяет анализировать детские творческие работы в увеличенном формате более доступно и наглядно для всех детей.
Используя, средства ИКТ, в своей работе с детьми и родителями и проведя повторную диагностику, я увидела, что из 26 детей, 20 – владеют высоким уровнем познавательной активности, это составляет 76%, 6 детей – средний уровень, что составляет 24%.
При проведении педагогической диагностики я использовала метод наблюдения и тест-игру «Спрятанная форма», автор Е. Торранс. Ребята стали по-разному объяснять результаты своей деятельности. Дети, даже те, которые раньше были замкнутыми, почувствовали уверенность в себе, желание проявить себя.
Результаты мониторинга дают основания утверждать о правильности выбранного мною инновационного технологического метода работы с детьми и программно-методического обеспечения: высокий уровень развития увеличился.
Теперь у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов. Этими материалами в любое время пользуется коллеги.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
ВЫВОД:
Таким образом, применение современных образовательных технологий и интерактивного обучения в дошкольном образовательном процессе, при тесном сотрудничестве с родителями дает положительные результаты.
Использование ИКТ способствует повышению качества общения, т. е. коммуникации по трем направлениям:
• Педагоги
педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.
• Дети
использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
• Родители
Родители отмечают интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
Планирование дальнейшей работы.
1. Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
2. Поиск наиболее интересных новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно – образовательного процесса.
3. Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки.
4. 100% включение родителей в жизнь группы с помощью информации через использование ИКТ.
5. Активное участие в вебсеминарах и интернет –конференциях.
Источники информации
1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Трунина В. Н «Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ».
5. Интернет-ресурсы «https://doshkol-edu.ru/default/index/about - профессиональное сообщество работников дошкольного образования, https://www.dou-ufa.ru/nashi-master-klassyi/ журнал «Дошкольный мир».