Получи документы

Педагогическая оценка, как средство воспитания

Кристина Маркелова
Педагогическая оценка, как средство воспитания

Одно из важных средств педагогического влияния на детей является оценка.

Педагогическая оценка, как главное средство, направляющее поведение и деятельность ребёнка, представляет собой органическую составную часть процесса обучения, которая наряду с другими педагогическими средствами призвана служить решению его основных задач.

Публикация «Педагогическая оценка, как средство воспитания» размещена в разделах

Одной их основных задач воспитания, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребёнком. Для того, чтобы установить такой контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в нем как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроениях.

Ребёнок нуждается в общении, ему важно, чтобы его слушали, понимали, обращали на него внимания. Ребёнок нуждается в одобрении взрослого, для него это важно. «Например, когда все дети пошли одеваться на прогулку, девочка Ксюша села на скамейку и начала рассказывать, как она с папой ходила в зоопарк. Ей взрослый говорит, сначала оденься, потом расскажешь. Посмотри, все одеваются, и некто не разговаривает». Это не правильно. Нужно ребёнку сказать «Давай договоримся, ты будешь одеваться, и рассказывать, кого вы с папой видели в зоопарке».

Для педагогической оценки является активное слушание, которое предполагает ваше стремление понять, что же хочет сказать ребёнок на самом деле, умение его слушать.

В дошкольном возрасте ребёнок нуждается постоянном одобрении, его поступков (то есть, нет плохих и хороших детей, ребёнок совершает разные поступки, а взрослый объясняет, как надо поступать в данной ситуации.)

Педагогическая оценка оказывает огромное влияние на ребёнка, его сознание. Поэтому важно, если у ребенка что-то не получается, подбодрить его словами: «Ничего страшного, давай попробуешь ещё раз, не получится, я тебе помогу, подскажу. Или давай попробуем сделать вместе». Наблюдая за поведением ребёнка, за его реакцией на успехи или неудачу в разных видах деятельности можно составить общее представление о том, насколько ребёнок уверен в себе.

Педагогическая оценка направлена на помощь ребенку в обучении и развитии. Она не направлена на то, чтобы делить детей, способен или не способен освоить или понять что-либо. Всегда помните, что ваша цель – оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать что-то новое, сориентировать, разобраться в себе. Педагогическая оценка ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску и не должна сравнивать («Вот посмотри, как хорошо ведёт себя Катя, а ты как всегда только балуешься. Плохое поведение». Результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребенка. Недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей «Посмотрите дети, как плохо слепил гнёздышко для птички Максим, не так как я показывала, разве это гнездо… В твоё гнездо птичка не прилетит….» «Вот посмотри, как Юра умеет одеваться, а ты даже сандали не можешь застегнуть». Любое достижение ребенка сопоставляется лишь с его собственными достижениями.

Таким образом педагогическая оценка является основой педагогического процесса. Она помогает воспитателю выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и группы в целом. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт. Если у ребёнка что-то не получается нужно улыбнуться ребёнку сказать «У Насти получилось и у тебя обязательно получится (я тебе в этом помогу…» … «Вот видишь какой ты молодец, получилось же.» Ребёнка нужно подбадривать и тогда у ребёнка повысится эмоциональный настрой.

Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;

Педагог должен не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка. Ребенок испытывает чувство обиды, если незаслуженно получает отрицательную оценку. Например в выше приводящем примере (в лепке гнезда). Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку. Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.

Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)

Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.

Педагогическая оценка даёт ребёнку коррекцию в его поведении и действиях.

Публикации по теме:

«Социальное развитие ребенка и его педагогическая оценка» В программе «Детство» социальное развитие ребенка представлено как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчеркивается.

Консультация для воспитателей «Педагогическая оценка, ее значение в воспитании» Откуда ребенок узнает, хорошо или плохо он поступил, правильно или неправильно выполнил задание. Он узнает из оценочных суждений педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая оценка, как средство воспитания
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 10:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД