Приложение МААМ

Педагогическая поддержка подрастающего поколения

таня новикова
Педагогическая поддержка подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы

Изменения, происходящие в нашей стране и в мире в целом в первую очередь, оказывают влияние на состояние здоровья человека. В Российской Федерации особенно негативным изменениям подвержено состояние здоровья детей дошкольного возраста. В последнее время возрастает количество детей, характеризующихся теми или иными отклонениями в психофизическом развитии, что осложняют процесс социализации и приводит к психологической дезадаптации.

Снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста, по данным Министерства здравоохранения, обусловлено не только генетическими параметрами, но и состоянием среды обучения, развития и воспитания ребенка.

Публикация «Педагогическая поддержка подрастающего поколения» размещена в разделах

Проблема сохранения здоровья детей рассматривается на государственном уровне. Ежегодно представляется анализ состояния здоровья детского населения, представленный в государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации», «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» свидетельствуют о сохраняющейся тенденции к ухудшению состояния здоровья детей. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [ Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Феде- рации от 17 ноября 2008 г. – URL : www.economy.gov.ru], Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 9 октя- бря 2007 г. № 1351. – URL : https://www.garant.ru/hotlaw/federal/163630/], разработана и направлена в Правительство РФ Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 г. [Концепция развития здравоохранения до 2020 года [Проект]. – URL : www.zdravo2020.ru/concept] и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из главных задач является создание условий для физического развития детей, охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников, в том числе их эмоционального благополучия.

В исследованиях здоровье рассматривается как основа жизнедеятельности человека. Данный феномен характеризуется сложностью, его многоуровневый показатель представлен несколькими компонентами: физиологическим, психическим, социальным и педагогическим (И. И. Брехман, Е. В. Бондаревская, Р. М. Чумичева, Л. В. Абдульманова)

В современной теории воспитания здоровье определяется как одно из общечеловеческих ценностей (Е. В. Бондаревская, что обеспечивает появление педагогических исследований, в которых идет поиск оптимальных условий сохранения здоровья и воспитания у ребенка ценностного отношения к нему. Данные вопросы стали предметом изучения в работах Л. В. Абдульмановой, В. В. Колбанова и др.

Современное развитие образования в России выдвигает на первый план задачи, связанные с педагогической поддержкой подрастающего поколения. В исследованиях она стала рассматриваться как особая область педагогической деятельности, проявляющаяся в виде одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей (Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, О. С. Газман и др.).

В России понятие «поддержки» введено сравнительно недавно в 1995 году Олегом Семеновичем Газманом. Педагогическая поддержка в исследовании автором рассматривается как педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья.

Как считает автор, педагогическая поддержка - это «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [2].

Разрабатывая теорию педагогической поддержки О. С. Газман выстраивает ее на основе гуманистического мировоззрения. Давая определение педагогической поддержке, автор оперирует понятиями «свобода» и «необходимость». В его теории рассматривается две различные педагогики : педагогика необходимости, которая основывается на процессе социализации и педагогика свободы выстраиваемая на индивидуализации. Процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой автором рассматривается как социализация. А деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию единичного, особенного, своеобразного, заложенного в данном индивиде от природы или приобретенного в индивидуальном опыте как индивидуализация. Особый педагогический процесс, обеспечивающий индивидуализацию развития ребенка О. С. Газман называет педагогической поддержкой [2].

О. С. Газман пишет, что «взрослое общество, если оно сознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» [2].

О. С. Газман разрабатывает содержание понятия педагогической поддержки, определяя ее как «деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в учении, жизненным и профессиональным самоопределением».

В работах О. С. Газмана выделены этапы организации педагогической поддержки. Совместная деятельности педагога с ребенком должна начинаться с диагностики. Педагог должен обнаружить проблемы ребенка, помочь ему осознать их, способствовать появлению у ребенка желания их разрешать. На следующем этапе идет совместный поиск причин и способов разрешения возникшей проблемы. Для дальнейшего продвижения к решению проблемы педагог проектирует построение договорных отношений между ним и ребенком. Самым важным этапом в педагогические поддержки является сама деятельность педагога и ребенка, которая является взаимодополняющей. Главное, чтобы ребенок действовал сам, а взрослые ему помогали. Последний этап связан с рефлексией. Проводится совместный анализ деятельности по разрешению проблемы. Обсуждаются полученные результаты.

Теория О. С. Газмана продолжается развиваться в работах Т. В. Анохиной, Е. А. Александровой, В. П. Бедерхановой, Н. Б. Крыловой, Н. Н. Михайловой, С. Д. Полякова, Т. В. Фроловой, С. М. Юсфина и других.

Список литературы:

1. Аналитический обзор состояния населения Российской Федерации и территории с неблагополучной экологической обстановкой. – М. : Изд-во ФНПР,2000. - 27 С.

2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. - 294 с.

3. Дети в России 2009. Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М. : ИИЦ «Статистика России». 2009

4. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам всероссийской диспансеризации 2002 года) / МЗ РФ. М. 2003[электронный ресурс]. – Режим доступа: file :///C :/Users/user/Downloads/Доклад%20на%2022%(дата обращения 20.05.2017)

Публикации по теме:

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Консультация для родителей «Игрушки нового поколения «Аниматроники»Консультация для родителей «Игрушки нового поколения «Аниматроники» Игрушки нового поколения «Аниматроники». В магазинах появилось очень большое разнообразие игрушек (куклы, мягкие игрушки, мячи, роботы,.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

План мероприятий ко Дню старшего поколения в средней группе на учебный год Октябрь 2017 года: Развлечение «Мои родные» для бабушек и дедушек. а) оформление стенда с фото детей с бабушками и дедушками «Дорогие, с.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развивающий магнитный конструктор нового поколенияРазвивающий магнитный конструктор нового поколения Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В нашей группе есть развивающий магнитный конструктор нового поколения. Детали его в виде простых.

Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов»Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов» Доброго времени суток, дорогие друзья! Общаясь с коллегами вчера по поводу проектов, а самое главное про поводу финансирования проектов,.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая поддержка подрастающего поколения
Опубликовано: 22 марта 2020 в 21:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая поддержка подрастающего поколения» (включая файлы) размещена пользователем таня новикова (УИ 1011863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД