Приложение МААМ

Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть III

Юлия Торопова
Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть III
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1 и ссылки на остальные части

Первый блок занятий был посвящен русской народной сказке «Репка». На первом занятии дети прослушали сказку «Репка». Почти все дети хорошо ее знают и смогли ее пересказать, некоторые рассказали наизусть. Далее с детьми была организована игра, «Какой, какая, какое?», где детям было предложено дать характеристику каждому персонажу сказки. Дети с интересом прослушали правила этой игры, им понравилось давать всем персонажам сказки характеристику, определять характер. По мнению детей, все персонажи трудолюбивые и целеустремленные (эти характеристики не раз звучат в группе в течение дня, в самостоятельной деятельности детей, поговорках и пословицах, а Даша С. сказала, что репка выросла на славу большая, и желтая как у нее на огороде. В течение дня дети из группы, самостоятельно организовали игру «Какой, какая, какое?».

Публикация «Педагогическая система работы „Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет“, Часть III» размещена в разделах

Второе занятие по теме «Репка» начали с загадывания загадок. Ребята с удовольствием их отгадывали и сразу определили, что разговор пойдет о персонажах сказки «Репка». Также поговорили о том, что умеют делать животные в жизни и в сказке. Этот вопрос вызвал у детей затруднение. После некоторой помощи воспитателя дети начали фантазировать, размышлять над вопросом «А нужна ли вообще им репка, как продукт питания?» В конце занятия поиграли в дидактическую игру «Кого можно похвалить?». С этой игрой дети справились, активно хвалили всех персонажей, но больше всего нахваливали деда и мышку - деда за то, что посадил репку, ухаживал за ней, а мышку за то, что та не побоялась кошку и не отказала ей в помощи.

На следующем занятии детям дано было задание придумать другое название сказки. Больше всего мне понравились ответы Эдика, он предложил назвать сказку «Дружная семейка», Леры «Огородное чудо» и Маши «Чудо – чудное, диво необъятное». Была проведена дидактическая игра «От каждого по словечку», в которой надо было добавить свое слово к вышесказанному для составления предложения. Дети с энтузиазмом подошли к этому занятию они шутили, смеялись от тех предложений, которые составляли. Игра понравилась, вызвала желание придумывать новые предложения для сказки.

На итоговом занятии с детьми поиграли в игру «А если бы…» в этой игре надо было подумать о том, что может произойти, если убрать одного персонажа из сказки или изменить их характер. После игры детям предложили придумать новое окончание сказки «Репка». Маша рассказала свою версию сказки : «Посадил дед репку. Все лето шли дожди, репка выросла большая, но не совсем большая, а так, средняя. Пошел дед репку тянуть - тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал бабку. Дедка за репку, бабка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку - тянут, потянут, вытянуть не могут. Устали, все выбились из сил. Тогда внучка и говорит: «А что это мы тут все тянем репку и тянем, когда у нас трактор есть?» Детям понравилась сказка, придуманная Машей. Все смеялись над ее окончанием.

Версия Вадика была не менее интересна: «Посадил дед репку, да так посадил, что аж все поле засеял. Смотрит и думает - ну и как теперь урожай собирать. Позвал он и бабку, и внучку, и Жучку, и кошку. Тянут они репки, долго тянут. Тут выходит мышка из норки, а мышцы у мышки как у силача. Отодвинула мышка всех в сторонку и сама всю репку повыдергивала. Конечно, дед с бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой поблагодарили мышку. Угостили ее репкой. Той репки мышки на год хватило».

Второй блок проводила по сюжету сказки «Колобок». На первом занятии вспомнили содержание сказки «Колобок». Побеседовали о том, кто на самом деле колобок, из чего его слепили. Дети узнали, что такое амбар и сусеки. Также дети пересказывали сказку, используя театрализованные маски.

На втором занятии было предложено написать письмо одному из героев сказки. Дети разделились по парам и бурно обсуждали, кому надо написать письмо. Одни считали, что надо предупредить деда с бабкой, чтоб они не ставили колобка на открытое окно, другие считали, что лучше предупредить колобка о том, чтоб не разговаривал с лисой. Мне больше всего понравился ответ Леры, она считает, что надо предупредить лису о том, что колобка есть вредно, потому что он грязный, катился по дорожке, а грязное есть нельзя, живот заболит. Здесь уже видно, что Лера придумала и другое окончание сказки, в которой лисе станет плохо и Лера беспокоится за здоровье лисы. Также поиграли в игру «А если бы…». В этой игре мы развивали фантазию, умение быстро и правильно отвечать на вопрос полным предложением.

На третьем занятии было предложено пересказать эпизод сказки от имени героя. С этим заданием справились все ребята. Они надели маски и вжились в роль персонажа. Однако, рассказывали они больше от лиц бабы, деда и колобка. Когда я спросила, почему они не хотят рассказать от лица, например зайца, то дети ответили, что зайчик в сказке говорит очень мало, а им хочется рассказать побольше. Следующие задание было на самостоятельное придумывание загадки о персонажах сказки. С данным заданием дети справились с некоторым затруднением, так как с таким заданием они столкнулись в первый раз. После первых загадок, которые сочинили дети, остальные ребята подхватили идеи и с удовольствием попробовали предложить свои версии загадок: «Он от бабушки ушел и от дедушки ушел, а от лисы не убежал» (колобок). «Обхитрила колобка, на носок его усадила и язычкам слизала» (лиса).

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя было предложено на четвертом занятии. Детей разделила на три команды по четыре человека. В своих подгруппах дети решали самостоятельно, каких персонажей надо добавить в сюжет. Имея небольшой опыт в изменении сказок, ребята активно начали сочинять. Сказки получились занимательные и интересные. Лера предложила ввести в сказку доктора Айболита, чтобы вылечить глупую лису, которая берет в рот грязные продукты.

Четвертый блок включает в себя работу с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». На первом занятии пересказала сказку «Гуси лебеди». После прослушивания эмоционально обсуждали ее содержание, переживали за Аленушку и сочувствовали брату Иванушке. Все ребята отметили, если бы сестрица Аленушка послушалась родителей и внимательно следила за братом, то беды не случилось.

На втором занятии ребята пробовали пересказать сказку по картинкам; не всем это сразу удалось. Вначале дети путались в последовательности встреч главной героини с помощниками. Показала еще раз, как правильно пересказывать сказку по картинкам, объяснила порядок пересказа. В дальнейшем ребята сами пересказывали знакомый сюжет. Также дети упражнялись в игре «Назови ласково», целью которой было использование суффиксов. В течение дня ребята всех называли ласково. Максим: «Дайте мне стульчик, я сяду за столик и буду рисовать на листочке карандашиком». Также на занятии придумали новое название сказки : «Не послушная дочка», «Три чуда, которые помогли Аленушке и братцу ее Иванушке». Ребята играли в игру «Задумай слово», подбирали слово, которое есть в сказке, но не называли его, а просто рассказывали, что (или кого) это слово обозначает. Максим, например, загадал детям: «Он маленький, беленький и мекает».

Фрагменты конспектов занятий представлены в приложении. (приложение 3)

Публикации по теме:

Русская народная сказка «Репка» в постановке настольного пальчикового театраРусская народная сказка «Репка» в постановке настольного пальчикового театра Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, принимать участие в драматизации её отрывков, вызвать желание повторять вслед.

Занятие по развитию речи. Игра-драматизация русской народной сказки «Репка» Цель: 1. продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Репка»; 2. подвести детей к игровой деятельности, к импровизации русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть III
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 14:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая система работы «Сказка  как средство развития связной речи у детей 4–5 лет». Часть III» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Торопова (УИ 46818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД