Приложение МААМ

Педагогическая технология портфолио

Скокова Вера Вячеславовна
Педагогическая технология портфолио
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»

Муниципального образования г. Обь Новосибирской области

Технология «Портфолио дошкольника»

в условиях ФГОС ДО

Воспитатель:

В. В. Скокова

г. Обь 2017

Актуальность. В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способ-ностями, индивидуальным темпом и возрастными особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Термин портфо-лио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов). Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивиду-альных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой", показать все, на что ты способен".

Публикация «Педагогическая технология портфолио» размещена в разделах

Технология «Портфолио» является одной из образователь-ных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольни-ка, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновремен-но форму, процесс организации и технологию работы.

Цель: сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интере-сов, склонностей. Введение портфолио позволит воспитателю це-ленаправленно собирать, систематизировать информацию о ре-бенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скач-кообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Задачи:

определить форму и содержание портфолио;

привлечь родителей воспитанников к активному взаимо-действию

по оформлению портфолио;

активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;

обеспечить психологическое благополучие и здоровье де-тей в период адаптации к школе.

Функции портфолио :

диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результа-ты;

содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обуче-ния и развития от года к году;

рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).

2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:

• для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);

• накопительной, когда информация собирается за опреде-лённый период. Таким образом, можно увидеть путь раз-вития ребёнка за определенный отрезок времени;

• тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Мои увлечения», «Моё домашнее животное», «Лето - весёлая пора» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и со-держание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ре-бёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразу-мевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Виды портфолио :

1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид система-тизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством инте-ресных эффектов.

2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлека-телен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребё нок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаёт-ся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь са-мого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстра-ции.

Рубрики портфолио :

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

«Вот какой я большой» : вес, рост, можно прорисовать ладо-шку ребёнка на разных возрастных этапах.

«Чему я научился» : прописываются умения и навыки, кото-рые ребёнок приобрёл за прошедший год.

«Моя семья» : помещаются фотографии членов семьи, рисун-ки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

«Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья».

«Мир вокруг нас» : фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.

«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.

«Размышления вслух» : высказывания детей, интересные ре-чевые обороты, слова, размышления.

«Мои достижения» : грамоты, благодарственные письма и другие результаты, достигаемые детьми не только в детском саду, но и внесадиковских образовательных сетях.

Приводимые рубрики портфолио примерны. Разделы запол-няются постепенно, в соответствии с возможностями и достиже-ниями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражаю-щий их жизни в детском саду и за его пределами.

Алгоритм работы над портфолио.

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет со-бираться информация.

4. Определить структуру портфолио : количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка» про-водили следующим образом:

Работа с педагогами;

Работа с детьми;

Взаимодействие с родителями:

• Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

• Разработка структуры портфолио.

• Оформление образца портфолио ребенка.

• Индивидуальная работа по внедрению портфолио ре-бенка.

• Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ, рассматривание образцов портфолио.

• Индивидуальная беседа с детьми. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомле-нию с портфолио ребенка.

• Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Поэтому первоначально привлекали активных, неравнодуш-ных родителей. Проводили консультации, семинары по оформле-нию и заполнению страничек портфолио. Старались научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фикси-ровать, записывать.

Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Мы систе-матически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ «Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ» Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих.

«Проектный метод как инновационная педагогическая технология» В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования.

Инновационная педагогическая технология «метод проектов» .

Инновационная педагогическая технология «Ситуация месяца» Сегодня мы должны обучать детей жить в мире, которого сами не знаем… Актуальность. Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально.

Педагогическая мастерская «Портфолио дошкольника» В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно обозначена идея о необходимости смены ориентиров образования: с получения.

Педагогическая технология «Дети волонтёры» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача.

Педагогическая технология «Клубный час» Актуальность Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий,.

Педагогическая технология «Клубный час». Опыт внедрения Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (территории).

Сказкотерапия как здоровьесберегающая педагогическая технология 2. Основная часть. 2.2. Понятие метода сказкотерапии. Сказкотерапия относится к здоровьесберегающей педагогической технологии, включающая.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая технология портфолио
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 17:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология портфолио» (включая файлы) размещена пользователем Скокова Вера Вячеславовна (УИ 10723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД