Папки-передвижки

«Арт-терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста». Педагогические чтения

Анна Клиновицкая
«Арт-терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста». Педагогические чтения
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию небольшое исследование одного из видов здоровьесберегающих технологий, направленных на обеспечение социально-психологического благополучия ребенка,на тему «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста».

Публикация «„Арт-терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста“, Педагогические чтения» размещена в разделах

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, чтоосновным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.

Но в современном обществе родители (законные представители) несовершеннолетних, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.

Так как жепомочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое?

Пытаясь ответить на этот вопрос, я познакомилась с несколькими здоровьесберегающимиметодиками и приемами, (методикаВ. Ф. Базарного,методика использования кукольного театра, театрально-игровые методики, но особое внимание привлекстремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества, когдазаботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт-терапии.

Я тоже решила апробировать эту методику при работе с детьми подготовительной группы. Для начала выяснила, арт-терапия – это что такое?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение, т. е. буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику леченияи развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работепсихологами, психотерапевтами и педагогами.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом

здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арт-терапия развивает творческие

возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения.

Задачи арт-терапии :

• диагностика психологических проблем;

• наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;

• адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;

• обучение концентрации на ощущениях и чувствах;

• облегчение установления социальных контактов;

• развитие речевой и познавательной активности;

• развитие творческих способностей;

• стимулирование креативного мышления;

• развитие самоконтроля;

• развитие уверенности в себе;

• развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи и т. д.

Каждый из видов арт-терапии имеет свои методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга.

Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их.

Правое- активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т. д.

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства. Я применяю лишь некоторые изних:

• изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. ,

• цветотерапия (технология воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе, снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка,

• песочная терапия (кинетический песок – это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство – 4 занятия в месяц по 30-35 мин. ,

• музыкотерапия (в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других техно-логий; для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя и пр. ,

• библиотерапия или сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин.

Данные виды работы я использую только второй месяц, два раза в неделю, во второй половине дня. Но уже вижу, что состояние свободного творчества дает детям эмоциональную разрядку, возможность самовыражения,доставляет им огромное удовольствие! Вхудожественном творчестве (рисуя, сочиняя какие-то истории, слушая музыку или играя песочком) ребята воплощают свои эмоции, чувства, надежды, забывают о страхах, сомнениях и конфликтах.

Арт-терапия действительно развивает творческиевозможности детей и является хорошим способом социальной адаптации. Это особенно важнодля маленьких людей, которым еще сложно иногда выразить свои мысли в словах.

И немаловажный факт, что для упражнений детской арт-терапией нужно немногое : доступные изобразительные средства, удобное место и правильный настрой. «Лечение искусством» привлекательно, понятно и безопасно.

Таким образом, применяя арт – терапию, я чуточку приближаю детей к Здоровью в широком понимании этого слова- физической, социальной и психологической гармонии Человека. А также воспитываю в них доброжелательное отношение к людям, природе и, наконец к самому себе.

Список литературы

1. Аметова Л. А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

2. Амонова О. Н., Храмкова В. Ф. Система здоровьесберегающих технологий в ДУ//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. URL : https://e-koncept.ru/2016/56811.htm.

3. Базарный В. Ф. Освоение здоровьесберегающей технологии. https://festival.1september.ru/articles/551512/

4. Базарный, Владимир Филиппович — Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/

5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн. : Игры, в которые играют люди. – СПб. ,Лениздат, 2004

6. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.

7. Зеньковский В. В. «Психология детства» – М., 2000

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб. : Златоуст, 2005.

9. Киселева М. В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб. ,Речь, 2008.

10. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.

11. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Терапия детей и подростков. М. ,«Когито-Центр», 2007.

12. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб., Речь, 2001.

13. Лебедева Л. Д. "Практика арт-терапии : подходы, диагностика". СПб. : Речь, 2003.

14. Мухина В. С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000.

15. Мардер Л. Д. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста© Издательство «Генезис», 2007

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Флэш-моб — танец как здоровьесберегающая технология» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Батагайский детский сад «Солнышко» муниципального образования «Верхоянский.

Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии» Арт-терапия – ИЗО Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста. Педагог-психолог Сазонова О. М.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯВ век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию.

Мастер-класс «Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Мастер –класс «Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Автор: воспитатель Никулина Ольга Владимировна. Филиал МАДОУ д/с.

Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» ЕРШОВА НАТАЛЬЯ Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста Аннотация: в статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрываются влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста,.

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов ДОУ тема: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей" Цель: познакомить педагогов.

Консультация «Здоровьесберегающая технология — Су-Джок терапия» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Арт-терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста». Педагогические чтения
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 10:32
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Арт-терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста». Педагогические чтения» (включая файлы) размещена пользователем Анна Клиновицкая (УИ 44018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД