Анна Клиновицкая
«Арт-терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста». Педагогические чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию небольшое исследование одного из видов здоровьесберегающих технологий, направленных на обеспечение социально-психологического благополучия ребенка,на тему «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста».
Публикация «„Арт-терапия как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста“, Педагогические чтения» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, чтоосновным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.
Но в современном обществе родители (законные представители) несовершеннолетних, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.
Так как жепомочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое?
Пытаясь ответить на этот вопрос, я познакомилась с несколькими здоровьесберегающимиметодиками и приемами, (методикаВ. Ф. Базарного,методика использования кукольного театра, театрально-игровые методики, но особое внимание привлекстремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества, когдазаботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт-терапии.
Я тоже решила апробировать эту методику при работе с детьми подготовительной группы. Для начала выяснила, арт-терапия – это что такое?
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение, т. е. буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику леченияи развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работепсихологами, психотерапевтами и педагогами.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом
здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности.
В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арт-терапия развивает творческие
возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения.
Задачи арт-терапии :
• диагностика психологических проблем;
• наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;
• адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;
• обучение концентрации на ощущениях и чувствах;
• облегчение установления социальных контактов;
• развитие речевой и познавательной активности;
• развитие творческих способностей;
• стимулирование креативного мышления;
• развитие самоконтроля;
• развитие уверенности в себе;
• развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи и т. д.
Каждый из видов арт-терапии имеет свои методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга.
Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их.
Правое- активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т. д.
Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства. Я применяю лишь некоторые изних:
• изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. ,
• цветотерапия (технология воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе, снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка,
• песочная терапия (кинетический песок – это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство – 4 занятия в месяц по 30-35 мин. ,
• музыкотерапия (в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других техно-логий; для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя и пр. ,
• библиотерапия или сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин.
Данные виды работы я использую только второй месяц, два раза в неделю, во второй половине дня. Но уже вижу, что состояние свободного творчества дает детям эмоциональную разрядку, возможность самовыражения,доставляет им огромное удовольствие! Вхудожественном творчестве (рисуя, сочиняя какие-то истории, слушая музыку или играя песочком) ребята воплощают свои эмоции, чувства, надежды, забывают о страхах, сомнениях и конфликтах.
Арт-терапия действительно развивает творческиевозможности детей и является хорошим способом социальной адаптации. Это особенно важнодля маленьких людей, которым еще сложно иногда выразить свои мысли в словах.
И немаловажный факт, что для упражнений детской арт-терапией нужно немногое : доступные изобразительные средства, удобное место и правильный настрой. «Лечение искусством» привлекательно, понятно и безопасно.
Таким образом, применяя арт – терапию, я чуточку приближаю детей к Здоровью в широком понимании этого слова- физической, социальной и психологической гармонии Человека. А также воспитываю в них доброжелательное отношение к людям, природе и, наконец к самому себе.
Список литературы
1. Аметова Л. А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Амонова О. Н., Храмкова В. Ф. Система здоровьесберегающих технологий в ДУ//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. URL : https://e-koncept.ru/2016/56811.htm.
3. Базарный В. Ф. Освоение здоровьесберегающей технологии. https://festival.1september.ru/articles/551512/
4. Базарный, Владимир Филиппович — Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/
5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн. : Игры, в которые играют люди. – СПб. ,Лениздат, 2004
6. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.
7. Зеньковский В. В. «Психология детства» – М., 2000
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб. : Златоуст, 2005.
9. Киселева М. В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб. ,Речь, 2008.
10. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.
11. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Терапия детей и подростков. М. ,«Когито-Центр», 2007.
12. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб., Речь, 2001.
13. Лебедева Л. Д. "Практика арт-терапии : подходы, диагностика". СПб. : Речь, 2003.
14. Мухина В. С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000.
15. Мардер Л. Д. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста© Издательство «Генезис», 2007