Получи документы

Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи

Наталья Филиппова
Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи

Проблема личностных особенностей детей, отстающих в речевом развитии, чрезвычайно актуальна. В силу разнообразных причин речевая патология продолжает расти. С помощью различных методик, описанных в представленном материале статьи, в группе шестилетних детей с нарушениями речи была проведена диагностика. Её результаты показали наличие отклонений в личностном развитии детей. В статье подробно раскрыта коррекционная работа, направленная на снятие страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности. Итоги проделанной работы дали положительную динамику. Надеюсь, что эта работа пригодится воспитателям коррекционных групп.

Публикация «Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Проблема личностных особенностей детей, отстающих в речевом развитии, чрезвычайно актуальна.

Речевая патология в силу разнообразных причин стремительно растет. В ходе работы с помощью специальных методик: “Диагностика наличиястрахов” [5], “Определение агрессивности”, “Определение импульсивности”, “Оценка степени тревожности” [4], “Многофакторный личностный опросник” Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана [5] были проведенны исследования по изучению личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

На основе полученных в ходе исследования данных, видны отличия в личностном развитии детей с нарушениями речи от детей, не имеющих недостатков в речи.

Перечислим эти отличия :

1. Дети с отставанием в речевом развитии характеризуются повышенной возбудимостью, импульсивностью в поведении.

2. У детей с нарушениями речи встречаются навязчивые чувства страха, тревоги.

3. Наблюдаются проявления агрессивности к окружающим их людям, склонность к негативизму.

Перед детьми, отстающими в речевом развитии, «встает проблема социально-психологической адаптации : нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем успешное становление отношений ребенка со сверстниками - основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые же навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно - психическим заболеваниям» [9, с. 3А].

Чрезвычайная актуальность проблемы психического здоровья детей требует оказание помощи этим детям, необходимости проведения с ними коррекционных работ по снятию страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности.

Снятие агрессивности.

Для коррекции поведения агрессивных детей, для улучшения их взаимоотношений с окружающими людьми про водится работа в четырех направлениях.

1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

Прямо (вербально или не вербально) заявить о своих чувствах, при этом, давая выход отрицательным эмоциям с помощью игровых приемов (например, «лестница гнева» Р. Кэмпбелла [5, с. 14-16]).

2. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

Прямо (вербально или не вербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям с помощью игровых приемов (например, «лестница гнева» Р. Кэмпбелла [3, с. 14-16].

Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Такое выражение гнева получило название перенос. (Описала этот способ выражения гнева В. Квинн [3, с. 16].

3. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Можно использовать в работе этюды из «Психогимнастики» М. И. Чистяковой [7].

«M.Maк-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка» [3, с. l 7].

4. Отработка навыков общения.

Задача взрослого - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом.

С этой целью можно провести в группе беседу, например, как поступить, если нужна игрушка, в которую кто-то уже играет.

Ролевая игра способствует нахождению способа примирения и разрешения конфликта.

5. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

Снятие импульсивности.

В коррекционной работе с импульсивными детьми используют три основных направления.

1. Развитие дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).

Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным.

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Должна осуществляться индивидуальная работа. На первом этапе надо научить ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно выработать систему поощрений и наказания, которая поможет ему впоследствии практиковаться в детском коллективе.

На следующем этапе следует включать импульсивного ребенка в групповые виды деятельности постепенно, сначала с малой подгруппой детей (2-4 человека). Все занятия должны проходить в игровой форме [3, с. 121].

3. В работе с гневом могут быть использованы методы, описанные в разделе «Снятие агрессивности».

Снятие тревоги

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях.

Первое направление: Повышение самооценки ребенка.

«Вирджиния Квинн предлагает оказывать им (детям) поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам» [3, с. 45].

Второе направление: Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Чтобы помочь детям снизить напряжение и мышечное, и эмоциональное - можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения при водятся в книгах Чистяковой М. И. [7], Фопеля К. [6], Кряжевой Н. Л. [2].

Рекомендуется использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезным являются игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладонями и др.)

Использование элементов массажа и даже просто растирания тела также способствуют снятию мышечного напряжения.

Третье направление: Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Снятие чувства страха

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». В 6 лет ведущим становится страх смерти. «Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка» [3, с. 43]

Поэтому работу по снятию страха надо включать направления коррекции тревожности.

М. И. Шишова говорит об игре как о мощнейшем инструменте воздействия на детскую психику. Не насилуя волю ребенка, следует предлагать им различные игры на преодоление страхов темноты, снов, одиночества, смерти, сказочных персонажей, уколов и т. д. [8].

Можно использовать психокоррекционную сказку в работе со страхами (советует Зинкевич-Евсгигнеева т. д. [1]) Прочитав ее, дети обсуждают или не обсуждают сказку, проигрывают ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Для снятия мнимых, неадекватных страхов используются такие приемы, как разыгрывания этюдов на выражение страхов, рисования на тему «мои страхи», пантомимическое разыгрывание ситуации, в которой ребенок испытывал страх, беседа «кто чего боится на самом деле».

Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей при водит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявления, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это - прямой путь к полноценному общению.

Публикации по теме:

Частушки о зиме для детей с нарушениями речи Уважаемые педагоги! Работая с детьми в кружке "Логоритмика", я использую русское частушечное творчество в развитии речи детей дошкольного.

Частушки про Осень для детей с нарушениями речиЧастушки про Осень для детей с нарушениями речи Уважаемые педагоги, проектируя работу по развитию речи у дошкольников, я решила использовать новый подход к коррекции и автоматизации.

Игровые технологии в социально-личностном развитии дошкольников "Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л. Н. Толстой. В настоящее время педагогические коллективы.

Использование физических упражнений и игр для коррекции зрительных отклонений Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в эмоционально-личностном развитии дошкольников» «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в.

Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаПальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой.

Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии Работа с семьёй является основным моментам в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно.

Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Учитель – логопед I категории МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотинка» г. Якутска Оконосова Туйара Ивановна По ФГОС речевое развитие включает владение.

Родительское собрание в логопедической группе «Психологические особенности детей с недоразвитием речи» За последние 15-20 лет резко увеличилось число дошкольников, которым нужна помощь логопеда, психолога, дефектолога и других специалистов.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Каждый человек всю жизнь доводит до совершенства свою речь, овладевая богатством языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи
Опубликовано: 17 января 2016 в 18:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД