Приложение МААМ

Статья «Педагогические предпосылки использования народного календаря для развития интереса к русским традициям у дошкольников»

Инна Сурмина
Статья «Педагогические предпосылки использования народного календаря для развития интереса к русским традициям у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольной педагогике большое внимание обращается на возрождение народных традиций. Повышается интерес к национальному самосознанию. Внимание педагогов уделено вопросам народной педагогике, этнопедагогике, патриотическому, нравственному воспитанию, фольклору. Русский народный календарь представлен разными аспектами и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа.

Публикация «Статья „Педагогические предпосылки использования народного календаря для развития интереса к русским традициям у дошкольников“» размещена в разделах

Календарная система как явление культуры присуща любому народу. Календари приобрели огромное значение в жизни человека, являясь уникальной системой, включающей в себя представление о времени, народные знания, верования, приметы, обряды, праздники и многое другое. Изучение календарных систем особенно важно для постижения культуры какого-либо народа, так как они несут в себе значительный объем информации о своих создателей.

Народный календарь – это сложное явление, особый вид фольклора, включающий в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, нормы общественной жизни. В огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества явлений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных

областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

Русский народный календарь – это земледельческий календарь, хранящий твердые знания нашего народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела – это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.

Народный календарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа – своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта. Это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа.

Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носила земледельческий характер. Полнейшая зависимость от природы заставила земледельца тщательным образом изучать окружающий мир, примечать даже мельчайшие изменения в природе, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Все эти наблюдения вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, пословиц, поговорок, которые о многом могли бы рассказать нам, современным людям.

Знание природы и жизненный опыт вылились в пословицы и поговорки, а непонимание истинных причин многих природных явлений, смены времен года приводило к возникновению многих обрядовых праздников.

Жизнь русских людей всегда состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Отличительной чертой будничной жизни была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степень разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира.

Будням противопоставлен праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого народа. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни.

Вообще обычаи и обряды народных праздников, посвященных проводам зимы, встречи весны и лета, завершению уборки урожая и другим вехам и датам крестьянского календаря, несли в себе огромный культурно-созидающий смысл. Они включали в себя музыкальные, хореографические произведения малых размеров, театрализованные представления, декоративно-оформительские элементы.

Главное свое выражение эстетическая сторона праздничной обрядности находила в различных произведениях искусства, составляющих обязательный ее элемент. Песни, пляски, игры, представляющие собой драматические сценки, театрализованные представления насыщали дни календарных праздников.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы. Однако за верными в целом наблюдениями и «правдой жизни» здесь стоит и «правда поэтическая». Именно она определяет притягивание примет, правил поведения к конкретным дням и датам, не к периоду, а именно к конкретным дням и датам и служит основанием для «индивидуальной» характеристики дня.

Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение. Педагоги должны продолжать эту традицию. Нужно знакомить ребят с основами русской национальной культуры, она прививает им любовь к Отечеству, яркому, образному родному языку.

Народный календарь - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные воспитательные и познавательные возможности.

Таким образом, можно с точностью сказать, что использование в воспитательно-образовательной работе народного календаря с его богатейшим педагогическим потенциалом позволит решать важную задачу приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям культуры русского народа.

Список лителатуры:

1. Дайн Г. Л. Детский народный календарь : приметы, игры, поверья, - М. :

Детская литература, 2001.

2. Дьяченко Л. Ю. Статья Проблема формирования этнокультуры у

дошкольников.

3. Некрылова А. Ф. Народный календарь как явление традиционной

культуры.

4. Чернявская Ю. В. Народная культура и народные традиции. – М., 1998.

5. Якубовская Е. И., Еремина Н. В. Традиционные народные праздники в

образовательных учреждениях. - СПб. СПбАППО. 2008.

6. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/

Публикации по теме:

С профессиональным праздником системных операторов! С профессиональным праздником системных операторов. Интересных идей, находок! Сайт радует своим особым, незаурядным, живым и позитивным лицом.

О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка»О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка» Направление. Художественно-эстетическое. Цель: продолжать развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к музыкальному фольклору,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Педагогические предпосылки использования народного календаря для развития интереса к русским традициям у дошкольников»
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 12:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Педагогические предпосылки использования народного календаря для развития интереса к русским традициям у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Сурмина (УИ 275087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД