Лучший педагог года

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

Лариса Коломыцева
Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее значение в разработке целей и содержания современного образования имеет гуманистическая идеология, обуславливающая признание абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов, становление его ценностного самосознания, убежденности в безграничных возможностях и способностях к самосовершенствованию.

Публикация «Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В работах Е. А. Аркина, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, П. Ф. Лесгафта и др. обращается внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, на создание педагогических условий для воспитания в ребенке бодрости духа, активности, выносливости и формирования здорового образа жизни.

Практические наблюдения, анализ научно-педагогической и методологической литературы позволили констатировать наличие следующих противоречий: между декларируемыми ценностными установками и реализацией их в практике воспитания дошкольных образовательных учреждений; между необходимостью построения валеологически целесообразной образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста возможна при соблюдении следующих педагогических условий : 1) повышение образовательного уровня педагогов в области здоровья; 2) здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Рассмотрим каждое педагогическое условие более подробно. Говоря о повышении образовательного уровня педагогов в области здоровья, мы считаем, что формирование профессиональной компетентности педагогов в рассматриваемой области знаний выступает одним из основных факторов, влияющих на воспитание у дошкольников ценностного отношения к здоровью.

При планировании работы с родителями педагог, в первую очередь, должен изучить осведомленность последних и выявить их интересы в области здоровья. Формировать у детей представление о том, что такое здоровье и воспитывать ценностное к нему отношение можно только в содружестве с родителями. Ведь если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться будет очень трудно. Следовательно, просвещение родителей в области здоровья – важный и сложный курс общего педагогического процесса в дошкольном учреждении, который во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы всего коллектива с учетом всех компонентов содержания.

Следующее педагогическое условие, обеспечивающее формирование здоровья детей, является здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении, которое в основе реализации имеет следующие задачи и содержание:

1. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к внутренней отделке помещений; к оборудованию помещений; к организации режима дня и учебной ООД и т. д. согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.

2. Осуществление оздоровительных мероприятий. Традиционные формы работы : закаливание; физиотерапия; массаж для профилактики простудных заболеваний; психофизическое оздоровление в структурах учебного процесса и т. д

3. Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима. Утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительная ООД; подвижные и динамические игры; профилактическая гимнастика; спортивные игры; занятия в спортивных секциях; занятия ритмикой и т. д.

4. Создание атмосферы психологического комфорта. Эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций); позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка); благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами); успешность в сфере деятельности.

5. Обеспечение безопасности детей. Техника безопасности при организации учебного процесса и свободного времени; своевременный ремонт мебели и оборудования ДОУ и т. д.

В процессе формирования ценностного отношения к здоровью детей 6-7 лет решаются следующие задачи:

1. Формирование представлений, умений через изучение и усвоение: - особенностей внешнего строения человека, индивидуального своеобразия внешнего вида каждого человека, половой дифференциации, особенностей внутреннего строения человека, функций основных органов и систем; условий, обеспечивающих их работоспособность; - сущности здоровья и факторов его определяющих, резервных возможностей здорового организма; - правил безопасного поведения в различных ситуациях.

2. Развитие потребности в здоровье через формирование и закрепление навыков: культурно-гигиенических; закаливания; физической культуры; безопасной жизнедеятельности на улице, в детском саду, дома; оказание первой помощи в необходимых случаях (ожоги, обморожения, травмы, ранения).

3. Воспитание ценностного отношения к здоровью.

Таким образом, соблюдение педагогических условий будет способствовать повышению процесса формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград:Панорама; Москва: Глобус, 2012.

2. Воднева Е. В. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровью как ценности / Е. В. Воднева. – Смоленск, 2010.

3. Волгина Л. В. Формирование ценностей и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Волгина, Е. В. Лазаренко // материалы Междунар. науч. -практ. конф. ,София, 2014.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_sj389.ppt | 20995 Кб
 
Публикации по теме:

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста».

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного.

Консультация «Педагогические условия организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста» Досуг - важная часть жизни и показатель индивидуальной образованности, как отдельного человека, так и общества в целом. Досуговая деятельность.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста Высказывание о том, что здоровье - основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы здоровью скажем «да»!» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ НА ТЕМУ: «МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ – ДА! ФИЗКУЛЬТ – УРА!» ЦЕЛЬ: Формировать двигательную.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию Задачи обновления системы дошкольного образования в стране, поставленные в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» семинар-практикум для педагогов ДОУТема: Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. или Не мелкие вопросы.

Доклад «Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре» Педагогические условия формирования у старших дошкольников познавательного интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре Самостоятельная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 марта 2016 в 15:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД