МААМ-картинки

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни

Елена Мажанова
Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни

Педагогические условия формирования у дошкольников

здорового образа жизни.

Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

В последние годы проблема формирования представлений о ЗОЖ рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.

Публикация «Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни» размещена в разделах

Именно поэтому так важно сейчас становление ценностей здорового образа жизни, а также совершенствование двигательной активности детей, развитие их представления о своих физических возможностях.

Формирование ЗОЖ у дошкольников состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и поведенческого.

Поведенческий компонент напрямую зависит от возраста детей.

Младшие дошкольники 3–4 лет имеют небольшой двигательный опыт. Их активность характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, резиновым кольцом, кубиком и т. д. На четвертом году жизни дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Они уже способны выполнять несложные двигательные задания: восхождение на горку и сбегание с нее, проползание под разными предметами, бросание мяча и бег за ним, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перелезание через предметы, лазанье по гимнастической стенке, т. е :

- уверенно, самостоятельно и точно выполняют задания, действуют в общем для всех темпе;

-вступают в общение с другими детьми и воспитателем при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх.

Детям свойственна подражательная деятельность, что объясняется их умением управлять движениями, ориентируясь на образец. У ребенка, осознанно следящего за показом взрослого, слушающего его объяснения, формируются элементарные навыки совместной игровой деятельности.

Старшие дошкольники от 5 до 6 лет имеют большой двигательный опыт, более подготовлены физически, благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений они выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп.

Детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т. д. Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие виды упражнений.

У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает.

У них четко выражена потребность в двигательной деятельности; проявляются элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляют простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передают своеобразие конкретного образа, стремятся к неповторимости в своих движениях, инициативны.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на среднем дошкольном возрасте, поскольку я работаю с детьми 4-5 лет.

Двигательная активность детей от 4 до 5 лет во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением действовать небольшими группами. В этом возрасте интересно выполнять более сложные движения, требующие скорости, ловкости и точности действий.

У детей, владеющих (в общих чертах) всеми видами основных движений, возникает потребность в двигательных импровизациях. Растущее воображение ребенка стимулирует дополнительную двигательную активность, что хорошо проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. Разнообразие сюжетов игр связано с представлениями и знаниями детей об окружающей жизни. У воспитанников появляется:

- интерес к импровизации различных действий при выполнении определенной роли;

-проявляют элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяют физические упражнения, создают комбинации из знакомых упражнений, передают образы персонажей в подвижных играх

- проявляется настойчивость для достижения хорошего результата;

- переносят освоенные упражнения в самостоятельную деятельность;

- разнообразная самостоятельная двигательная деятельность;

- самостоятельно играют в подвижные игры, активно общаются со сверстниками и воспитателем, проявляют инициативу, контролируют и соблюдают правила.

Обучение двигательным умениям и навыкам требует от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Реализация поведенческого компонента возможна в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, чтении художественной литературы.

Нами были подобраны примеры игр и упражнений, направленных на формирование поведенческого компонента потребности в двигательной активности у детей 4-5 лет в разных видах детской деятельности.

игровая

1. дидактическая игра «Я-спортсмен», задачи: развивать у детей умение применять знания о видах спорта;

2. дидактическая игра «Для какого вида спорта?», задачи: развивать умение у детей применять знания о различных видах спора, о спортивном инвентаре, соответствующем определенному виду спорта;

3. сюжетно-ролевая игра «Тренировка», задачи: побуждать детей в сюжетной игре тренировать свой организм с пользой для здоровья, развивать умение осуществлять самоконтроль и самооценку;

коммуникативная

1. рассказ на тему : «Мой любимый вид спорта», задачи: вызвать потребность рассказывать и показывать различные упражнения, развивать умения применять знания о технике выполнения основных движений, о правильной осанке; о разнообразных подвижных играх.

2. проблемно-поисковые вопросы: «Что будет, если не заниматься спортом?», «Что делать, чтобы быть здоровым?», «Как правильно сидеть за столом?» «Каким должен быть спортсмен?», «Как правильно метать мяч?».

продуктивная

1. рисование «Спортсмен - лыжник», задачи: учить изображать простые движения - поднятая рука, нога согнутая в колене -шаг;

2. изготовление настольной игры «Помощники здоровья», задачи: развивать умения применять знания о ЗОЖ.

музыкально-художественная

1. решение проблемной ситуации : «Придумай новую игру» задачи: развивать умение применять знания о спортивных играх, проявлять инициативу, творчество.

2. досуг «С Днем рождения!» задачи: развивать у детей умения применять знания о значении двигательной активности в жизни человека, о новых способах движений, о физических качествах.

чтение художественной литературы

1. загадывание загадок о спорте и спортивном инвентаре; задачи: развивать умение применять знания о спорте, движениях, спортивном инвентаре.

2. разучивание стихотворения «Если хочешь быть здоров». задачи: развивать любознательность, ловкость, координацию движений; воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни; предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.

Публикации по теме:

Сценарий спортивного праздника «С физкультурой дружить — здоровым быть» Программное содержание: Совершенствовать различные виды ходьбы, бега, контролируя согласованные движения рук и ног. Продолжать учить детей.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» ТИП ПРОЕКТА По доминирующей в проекте.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет)Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) .

Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Консультация для воспитателей «Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Здоровый образ жизни – это активная деятельность.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Старший воспитатель: Наумова Евгения Викторовна «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» «Идеал.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Фотоотчет о формировании здорового образа жизни у дошкольниковФотоотчет о формировании здорового образа жизни у дошкольников «…Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно.

Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников. …С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит потерять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни
Опубликовано: 19 мая 2016 в 20:46
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД