Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту

Эльвира Акирова
Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызывать тревогу.

Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.

Анализ практического опыта деятельности по формированию основ безопасного поведения в быту позволил выделить по решению проблемы поиск и создание психолого-педагогических условий воспитания безопасного поведения в быту ряд недостатков.

Недостатки в результатах Недостатки в основном процессе Недостатки в условиях профессиональной деятельности

У старших дошкольников недостаточно сформированы представления о безопасном поведении в быту (опасные предметы, опасные ситуации дома, один дома, обращение с бытовыми предметами) В комплексно-тематическом планировании недостаточно сформулирована форма работы со старшими дошкольниками по социально-коммуникативному развитию. Недостаточная квалификация педагогов, отсутствие у педагога дополнительного образования, недостаточная квалификация педагога-психолога, недостаточно оборудована материально-техническая база.

Не сформировано осторожное и осмотрительное поведение старших дошкольников в быту.

Анализ выявленных недостатков позволил сформулировать противоречие. С одной стороны, формирование у дошкольников безопасного стиля поведения в быту предполагает использование современных педагогических средств, методов, форм, а с другой стороны, условия организации образовательного процесса в ДОУ не всегда позволяют формировать у детей основы безопасного поведения в быту.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа сформировалась профессиональная проблема: создание педагогических условий в образовательном процессе безопасного поведения в быту.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и с темой Пример проявления и действие

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; 1. Формирование представлений об опасных для человека и природы 1. Знает элементарные правила поведения в быту (способы безопасного взаимодействия бытовыми приборами)

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 2. Приобщение к правилам безопасного поведения в быту 2. Соблюдает элементарные правила поведения в быту (не трогает включеные бытовые приборы мокрыми руками, не дотрагивается до разетки)

3. Ребенок способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены 3. Формирование осторожного осмотрительного отношения к предметам окружающего мира 3. Различает и называет опасные группы предметов, бытовые приборы

4. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания т умения в различных видах деятельности.

4. Приобщение к правилам безопасного поведения дошкольников с бытовыми приборами 4. Различает и называет опасные группы предметов, бытовые приборы

4. Характеристика изменений в образовательном процессе

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Учитывая содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», направленное на приобретение детьми не только теоретического. Но и практического опыта, мы сделали такой вывод, что целесообразно проводить как обучающие, игровые, так и практические занятия.

Цель, задачи Способы и формы работы Деятельность Результат

Педагога Детей Продукт Эффект

Цель:

сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об основах безопасного поведения в быту

Задачи:

Сформировать представления у детей об опасных бытовых предметах;

Сформировать представления об опасных ситуациях;

Сформировать представления о безопасном обращении с бытовыми приборами Беседа «Почему беспорядок может быть опасным?»

Чтение х/л «Правила безопасности» Ю. Соколова

д/и «Инструменты домашнего мастера»

загадки про опасные предметы

тематические недели «Правила поведения для воспитанных детей»

Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники» Проводит беседу

Организует д/и

Организует деятельность по формированию знаний о бытовых приборах

Проводит тематическую неделю

Поощряет детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий

Подбирает литературу Рассматривают представленные материалы

Участвуют в тематических мероприятиях;

Участвуют в обсуждении произведений х/л;

Участвуют в д/и;

Разгадывают загадки

Участвуют в викторине

Конспекты проводимых мероприятий:

Тематические недели

Картотека д/и

План беседы

Представления об опасных предметах быта;

Представлени об опасных ситуациях;

Представления о безопасном обращении с бытовыми приборами.

Цель:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к опасным предметам окружающего мира.

Задачи:

Вызвать у детей желание изучать правила безопасного поведения в быту;

Вызвать у дошкольников интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях

Вызвать у детей желание охранять свое здоровье Организация экскурсий на пищеблок и в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка»

Показ видеофильмов по безопасном у поведению «Как избежать неприятностей»

Беседа «Если дома ты остался один»

Создание проблемных ситуаций Организует экскурсию на пищеблок и в прачечную

Знакомит с опасными электроприборами

Создает ситуации, мотивирующие личную заинтересованность детей в изучении безопасного поведения в быту

Подбирает видеоматериалы о правилах пользования бытовыми приборами

Проводит беседу. Посещают пищеблок, прачечную

Слушают, обсуждают и запоминают новые для них знания о электроприборах

Решают ситуации связанные с безопасным поведением в быту

Просматривают видеофильмы о правилах безопасного поведения

Участвуют в беседах и обсуждениях

Конспекты экскурсий

Конспекты беседы Эмоционально-положительное отношение детей к предметам окружающего мира

Желание изучать правила безопасного поведения в быту

Интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях

Желание охранять свое здоровье

Цель:

Побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о безопасном поведении в быту

Задачи:

Формировать у детей умение применять свои знания об основах безопасного поведения в жизни

Побуждать детей действовать с предметами быта в окружающей среде

Побуждать детей Рисование «Опасные предметы»

Организация выставки рисунков

Сюжетно-ролевые игры

д/и «Инструменты домашнего мастера» Создает условия для проведения изодеятельности

Организует выставку рисунков

Создает условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр Принимает участие в изобразительной деятельности (рисунки)

Участвует в выставке

Принимает участие в игровой деятельности Экспозиция совместных работ детей по изодлеятельности

Конспекты игрового взаимодействия детей и взрослого в процессе сюжетно-ролевых игр с предметами быта Кмения применять знания в продуктивной деятельности с предметами быта

Умение использовать правила безопасного поведения с бытовыми приборами и в игровой деятельности.

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасного поведения старших дошкольников в быту. Служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого находящегося рядом с ребенком, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира, важно добиваться от каждого ребенка понимания принципов работы того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему?

Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения в быту является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино») Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Показатель Автор, наименование диагностической методики Цель диагностической методики

Формирование у детей умения применять свои знания об основах безопасного поведения Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. С первых дней своего существования.

Аналитическая справка «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах» Тема «Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста» Дата проведения контроля: 22.02. 2015 г. Объекты.

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, природе. Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.   В.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок дома» 3. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок дома» 3.1. «Я и опасные.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок и природа» 2. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок и природа» Дидактическая.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок на улице» 6. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок на улице» Игра «Наша.

Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников. Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников. Интерес к воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста многие.

Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать.

Доклад «Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре» Педагогические условия формирования у старших дошкольников познавательного интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре Самостоятельная.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту
Опубликовано: 27 октября 2015 в 09:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...
День археолога в ДОУ 2018
Часть 1. Теоретическая Презентация ( слайды. Слайд 1. Добро пожаловать в археологию! Слайд2. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но,...
Фотоотчет «Тайна экспертного чемодана раскрыта!»
Без этих специалистов не обходится ни один осмотр места происшествия. Речь идет о сотрудниках экспертно-криминалистического отделения МО МВД России...