Папки-передвижки

Педагогические условия раннего обучения детей граммоте

Нина Жидкова
Педагогические условия раннего обучения детей граммоте

Проблема обучения детей чтению и письму не теряет совей актуальности, специалисты продолжают искать ответы на вопросы, кто, когда и как должен это делать, является ли обучение грамоте задачей дошкольного образования?

Учителя-начальной школы к раннему обучению детей чтению и письму относятся без энтузиазма: «Не все дети посещают детские сады. Подготовка к обучению в школе разная, а программа для всех одна. Трудно работать в классе, где дети имеют разный уровень развития навыков чтения и письма. Многих детей приходится переучивать. Раннее обучение чтению и письму занимает много времени, дошкольник не успевает играть и гулять, поэтому, придя в первый класс, наверстывает упущенное – с увлечением играет. У имеющих читать и писать первоклассников формируется завышенная самооценка, ложное чувство успеха и превосходства над другими детьми».

Публикация «Педагогические условия раннего обучения детей граммоте» размещена в разделах

Родители убеждены в обратном: «Хорош тот детский сад, где научили читать и писать. Если ребенок усеет читать и писать, ему будет легче адаптироваться к школьной жизни». Умение читать и писать нередко ошибочно рассматривается как важнейший показатель готовности ребенка к школьному обучению.

Умение читать позволяет детям самостоятельно читать книги, анализировать их содержание, приобретать жизненный опыт. Умение писать дает возможность переписываться, выполнять программу школьного обучения.

Чтобы выяснить, как используются навыки чтения и письма дошкольниками, мы провели небольшое исследование. Детям старшего дошкольного возраста было предложено ответить на два вопроса, которые позволяли выяснить их отношение к самостоятельному чтению, прочитать и пересказать текст, написать письмо другу. В исследовании приняли 35 старших дошкольников.

На вопрос: «Что ты больше любишь, чтобы тебе читали или читать самому» 34 ребенка ответили «чтобы мне читали и лишь 1 ребенок –«читать самому». На вопрос: «Что ты выберешь: играть, рассматривать книгу, читать книгу самому?» 30 опрашиваемых детей ответили «играть», 5 – «рассматривать книгу», и никто из детей не выбрал самостоятельное чтение книги.

Дошкольники с разным успехом прочитали предложенный рассказ, но лишь 3 ребенка смогли пересказать прочитанное, 9 детей попытались это сделать, ограничившись одним-двумя словами, а 23 вообще не смогли сказать, о чем прочитали.

На предложение написать письмо 32 ребенка ответили отказом, а 3 ребенка написали свои фамилию и имя.

Возникает вопрос: если дошкольники не могут и не хотят использовать приобретенные навыки, зачем их учить читать и писать? При каких условиях возможно и оправданно ранее обучение ребенка грамоте?

Прежде всего, необходимо желание самого ребенка и его готовность к обучению чтению и письму. Этап подготовки детей к обучению грамоте чрезвычайно важен и может быть успешно реализован при соблюдении ряда условий.

Важнейшей задачей этапа подготовки детей к обучению грамоте является развитие всех сторон устной речи дошкольника: словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи. Опыт работы и результаты опытно-экспериментальной деятельности показывают, что если ребенок к концу дошкольного возраста хорошо освоил устную речь, то он на следующем этапе своего возрастного развития успешно овладеет и письменной.

Литература

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Методическое пособие. - М. : Изд-во «Мозаика-синтез», 2004 - 148 с.

2. Алексеева М. М, Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000 – 332 с.

3. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М. : Моск. психол. -социальный ин-т, Воронедж: НПО «МОДЭК», 2001 – 436 с.

4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М. : Воронеж, 2002.

Публикации по теме:

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия раннего обучения детей граммоте
Опубликовано: 24 марта 2023 в 13:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД