МААМ-картинки

Педагогические условия эффективной системы воспитания дошкольников на идеях народной культуры

Соня Псардиева
Педагогические условия эффективной системы воспитания дошкольников на идеях народной культуры

ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно – педагогической деятельности заведующей ДОУ, предопределенной потребностью планировать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива ДОУ.

Система социального воспитания дошкольников – педагогически целесообразная организация воспитательного в разных сферах микросреды, с участием всех субъектов социального воспитания, полноценное использование в воспитательном процессе всего арсенала средств и возможностей которыми располагает общество.

Публикация «Педагогические условия эффективной системы воспитания дошкольников на идеях народной культуры» размещена в разделах

Сегодня система социального воспитания в ДОУ ориентированна на субъект – субъектные отношения в цепочке руководитель – педагог – ребёнок – родитель.

Социальное воспитание эффективно лишь в случае активноё позиции тех, на кого оно направленно – самой личности, её семьи, группы общения. Развитие личности ребёнка – главный критерий воспитательной системы. Целостность системы социального воспитания обеспечивается созданием и укреплением связей между её субъектами. (ТАБЛИЦА № 1).

Условие социального воспитания можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние условия :

• Состояние социально – педагогической среды и социокультурная обстановка в ДОУ, регионе, районе;

• Особенности заказа родителей;

• Материально – техническое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса.

Внутренние условия это уровень профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов и родителей как субъектов системы социального воспитания, состояние образовательной среды в ДОУ.

Эффективность данной работы характеризуется показателями личностного развития детей, педагогов и родителей. По отношению к педагогам это выражается в следующем:

• Степени удовлетворённости своим трудом;

• Гуманизация отношения к ребёнку;

• Стремление к личностному росту.

По отношению к ребё нку это выражается в следующем:

• Эмоционально – положительном отношении к другим людям;

• Познавательной активности;

• Повышение уровня самооценки личности.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, важно, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы, синтезирующие знания детей можно увидеть во время праздников, развлечений. Так как у дошкольников наглядно- образное мышление, необходимо использовать наглядные предметы и материалы: посуду, мебель, утварь, старинные костюмы, украшения. В решении этой задачи очень помогает музей предметов русско-армянского быта, созданный в ДОУ. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю родного края, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

Работа с детьми направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине на основе приобщения к народной культуре.

Воспитание детей в духе народных традиций, это не отдельное направление работы, оно должно пронизывать всю жизнь ребёнка, всю его деятельность в детском саду. (Таблица2).

Мы считаем, что эффективность работы возможна если:

• Относиться к ребёнку как к субъекту своей жизни;

• Рассматривать педагога как посредника между ребёнком и народной культурой;

• Относиться к ДОУ как пространству где происходят культурные события, осуществляется воспитание человека, культуры.

Эффективность использования средств народной культуры в воспитательном процессе ДОУ, зависит от их содержания, системного, дифференцированного, интегрированного использования их в пространственно – предметной среде и художественно – творческих видах деятельности, от актуализации ребёнка ценностей народной культуры в своей жизни и специально организованных видах деятельности.

Создание среды жизнедеятельности ребёнка, наполненной культурными национальными ценностями и позволяющий ему использовать ему ментальные характеристики своего народа обеспечивает интеграция образов национальных героев, отраженных в народных сказках, играх, произведениях искусства. (таблица №3).

Проводником данной работы в детском саду, конечно, является педагог. Коллектив детского сада начал свою работу с изучения педагогического наследия педагогов-народников. Кроме этого педагоги познакомились с национальной культурой края, изучили историю, традиции, обычаи, обряды.

Большую помощь в работе оказало знакомство педагогов с программами методическими разработками по данной теме. Для этого в ДОУ проводятся традиционные еженедельные семинары «Новинки методической литературы».

После начала работы по программе «Приобщение детей к русской и армянской культуре», специалисты ДОУ начали разработку собственных программ по данной теме: «Психологическое сопровождение детей в условиях двуязычия», «Эстетическое развитие детей средствами народной музыкальной культуры», «Оздоровление детей средствами народной игры».

Педагоги ДОУ участвуют во всех районных мероприятиях, проводимых в рамках данной тематики. Стали традиционными методические объединения, проводимые на базе ДОУ, дни открытых дверей, проведение народных праздников с приглашением педагогов из ДОУ района.

Важное место в повышении квалификации педагогов занимает работа по освоению содержания образования и воспитания в ДОУ. Хорошим стимулом для повешения общекультурное подготовки педагогов служит организация в ДОУ художественной самодеятельности. Сам факт её существования заставляет педагогов работать над расширением своего культурного кругозора. Развитие общей культуры педагогов – один из самых больших резервов повышения их мастерства. Самодеятельный ансамбль педагогов «Цицах», является непременным участником внутрисадовских и районных мероприятий. В репертуаре ансамбля армянские и русские народные песни.

Необходимым условием успеха в работе педагогов является соблюдение принципов социального воспитания :

• Индивидуальная помощь в предотвращении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии детей;

• Общественная защита законных интересов и прав ребёнка на достойную жизнь;

• Практическая забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья в данной микросреде;

• Организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности;

• Помощь в создании условий в микросреде.

Основными критериями профессиональной пригодности педагога к этой деятельности являются:

• Высокий уровень интеллектуального развития педагога;

• Потребность и способность помогать людям в трудных ситуациях;

• Способность к творчеству;

• Самодисциплина, работоспособность;

• Чуткость и оптимистичность.

Особое внимание мы уделяем укреплению связей с родителями. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие во всех праздниках и развлечениях, но и помогают в подготовке и проведении занятий, семинаров, собраний. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»- эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать в работе с родителями. Работа с родителями по-прежнему трудна и актуальна.

Они могут оказать большую помощь в воссоздании местных национально-культурных традиций.

Работа с родителями: формирование новых взаимоотношений с ними, поиск новых интересных форм взаимоотношений с ними-в этом мы видим дальнейший путь развития.

Всё что мы делаем повседневно, наши традиции направлено на совершенствование и коллектива в целом, и каждой отдельной личности – будь то ребенок, сотрудник или родитель. (Таблица № 4).

Педагогический коллектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства в рамках личностного ориентированного подхода к образовательному процессу.

Целостность образовательной системы региона (создание в последние годы единого образовательного пространства Ростовской области с преобладающим видом образования – личностно ориентированного, культурологического типа) позволяет видеть дальнейшую перспективу ДОУ в работе по проблеме социально – эмоционального развития.

Обязательным условием функционирования ДОУ как системы является эффективное управление. Управление ДОУ содержит обширный круг функций : анализ, изучение состояния дел с учётом нового социального заказа, целепологание – выбор целей и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм, расстановку кадров, оказание им конкретной помощи, контроль, анализ результатов.

Управление системой социального воспитания на основе народной культуры в ДОУ – это целостная основанная на достижениях науки и передового опыта, народной педагогики, анализе социально – педагогического процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на развитие и повышение творческого потенциала педагогов, детей, родителей.

В результате проведённой работы нами установлено, что эффективность процесса социального воспитания дошкольников на основе народной культуры обеспечивается : интеграцией в тематике познавательного, языкового и художественного развития, совместной творческой деятельностью взрослых и детей, сотрудничеством педагогов и родителей, своеобразной организацией предметной среды.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности Детские игры и игровая деятельность – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов.

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.

Презентация «Организационно-педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников» "Организационно - педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников" Основными показателями экологической.

Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактической игры Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста через дидактическую игру Для сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности Социализация детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается нами как процесс овладения.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника .

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр «Педагогические условия развития художественно-творческий способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» «У ребенка есть.

Воспитание дошкольников на традициях народной культуры МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №411» г. Перми. Воспитатель : Метечко.

Возможности духовного и нравственного воспитания дошкольников средствами адыгской народной культуры в современном ДОУ Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия эффективной системы воспитания дошкольников на идеях народной культуры
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 16:28
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД