Папки-передвижки

Педагогический долгосрочный проект «Экологическая тропа» (9 фото)

Маркина Ольга Владимировна
Педагогический долгосрочный проект «Экологическая тропа»

Педагогический долгосрочный проект "Экологическая тропа"

Выполнила: Маркина Ольга Владимировна, воспитатель 1 кв. категории

Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А. Г. Асмолов, С. Г. Вершловский, А. Г. Козлова, И. А. Колесникова, В. Г. Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш. А. Амонашвили, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, Б. Т. Лихачев, А. В. Петровский, В. А. Ситаров и др.).

Публикация «Педагогический долгосрочный проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах

Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э. В. Гирусов, А. А. Горелов, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С. В. Алексеев, Л. И. Пономарева и др.).

Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б. Г. Ананьев, Л. И. БожовичЛ. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др.).

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными, на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т. е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребё нка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т. п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.

Педагогический долгосрочный проект «Экологическая тропа»

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.

Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

• Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

• Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

• Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта :

• Познавательные беседы

• Дидактические игры

• Проведение наблюдений за объектами природы

• Подвижные игры

• Проведение праздников

• Организация экскурсий по экологической тропе

• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг

• Чтение произведений о животных и растениях

Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.

• Составление сказок

• Оформление материалов проекта

Фото «Экологическая тропа»

Реализация проекта

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:Цветник. Кустарники. Деревья. Птицы. Луг

Перспективный план по маршруту экологической тропы

(разработан для средней группы)

Название цикла Цель Объекты наблюдения

«Цветник» - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Многолетние и однолетние

цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.

«Кустарники»

«Деревья» -закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Сирень;

шиповник;

берёза;

ель;

клён;

рябина.

«Птицы» -углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к птицам. Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Луг» -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

- воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга. Цветы:

мать-и-мачеха, одуванчик,

ромашка,

клевер.

Травы,

насекомые.

1 этап. Подготовительный

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

• вхождение в проблему,

• вживание в игровую ситуацию,

• принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.

Проектная деятельность Задачи Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта

Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы В течение недели до начала проекта

2 этап. Содержательный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проектная деятельность Задачи Сроки реализации

Познавательная беседа «Осень пришла» Уточнение и расширение знаний детей о признаках осени 1 неделя сентября

Наблюдение за цветами. Почему желтеют и засыхают цветы в цветнике? Дать представления о цветах и сезонных изменениях 2 неделя сентября

Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки» Закрепление знаний о цветах растущих на цветнике обогащение словаря 3 неделя сентября

Грамзапись П. И. Чайковского «Вальс цветов» Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений 4 неделя сентября

Оригами «Листопад» (коллективная работа) Обучение детей передавать характерные особенности листьев, используя технику оригами.

Развитие воображения 1 неделя октября

Наблюдение за плодовым деревом боярышник, беседа о том, что происходит с растениями осенью Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках 2 неделя октября

Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок» Формирование быстрой реакции, внимание, сообразительность. 3 неделя октября

Составление сказки «О дереве» Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков 4 неделя октября

Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года» Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений 1 неделя ноября

Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево» Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта «Экологическая тропа» 2 неделя ноября

«Праздник русской берёзки» Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края. 3 неделя ноября

Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке» Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида 4 неделя ноября

Наблюдение за птицами на территории д/c.

Беседа «Какую пользу приносят птицы» Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят 1 неделя

декабря

Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению» Закрепление и систематизация знаний детей о птицах. 2 неделя декабря

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья» Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. 3 неделя декабря

Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями

М. Пришвин,

Н. Сладков Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации 4 неделя декабря

Беседа «Как зимуют птицы» Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года 2 неделя января

Чтение рассказа

В. Бианки «Лесные домишки» Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли 3 неделя января

П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки» Развитие способности к имитации движений, координации движений 4 неделя января

Февральские метели и вьюги. Пословицы и поговорки про февраль.

Расширение знаний детей о природных явлениях таких как вьюги и метели. 1 неделя февраля

«Зимующие птицы» Интегрированное занятие.

Расширять представления детей о зимующих птицах. Их повадках. 2 неделя февраля

«Сугробы». Познавательно-исследовательская деятельность.

Путешествие по экологической тропе. С помощью линейки измерить высоту сугробов. 3 неделя февраля.

Хвойные деревья нашего детского сада. Занятие образовательное с экскурсией. Учить детей находить по описанию хвойные деревья. 4 неделя февраля

Викторина про птиц.

Вопросы про птиц. Какая птица летает в «очках»? Филин 1 неделя марта

Деревья на экологической тропе. Слушание звуков музыки в природе – шум листвы и т. д. Знакомство с народными приметами. 2 неделя марта

«Вода в природе» Беседа.

Беседа, отгадывание загадок о воде, льде, снеге. 3 неделя марта

Игра викторина «Что ты знаешь о перелетных птицах»

Расширять представления о перелетных птицах. 4 неделя марта

Эмоциональные ситуации. Обними дерево, экологические песни.

Формирование бережного отношения к окружающей среде. 1 неделя апреля

Экологическая игра «Мусор в лесу»

Ребята по ходу игры собирают мусор на экологической тропе. 2 неделя апреля

Труд детей на прогулке. Приводим в порядок цветник.

Приучаем детей к труду на природе. 3 неделя апреля

Первоцветы. Познавательное занятие.

Познакомить детей с первыми цветами на клумбе. 4 неделя апреля

Рассматривание березы в березовой роще. Исполнения хоровода «Во поли березка стояла»

Вовлечь детей в мир природы. Формировать чувство прекрасного. 1 неделя мая

«Птичий двор» Экскурсия.

Расширять знания детей о птицах. 2 неделя мая

«Сиреневая аллея» Рисование.

Предварительно экскурсия провести детей на сиреневую аллею.

Развивать творческие способности у детей. 3 неделя мая

«Тропа здоровья» физкультурное занятие на прогулке Используя тропу здоровья провести детей по массажной дорожке. 4 неделя мая

Оформление альбома. «Цветники»

Проявить творческие способности с привлечением родителей. Оформить фотоальбом цветов с наших клумб. 1 неделя июня

Альпийская горка. Экскурсия.

Педагогический долгосрочный проект - фото

Через экскурсию познакомить детей с разными видами растений растущих на альпийской горке. 2 неделя июня

Метеостанция. Познавательно- исследовательская деятельность.

С помощью метеостанции определить направления и силу ветра. 3 неделя июня

«Погоду можно измерить.» Познавательно- исследовательская деятельность.

Формировать у детей представления о способах измерения количества выпавших осадков, температура воздуха и сила ветра. 4 неделя июня

«Овощной огород» Рисование овощей. Учить детей с помощью карандашей, фломастеров создавать овощи. 1 неделя июля

Страна насекомых. Лепка. Формировать представления детей о насекомых. Учить создавать из овала, круга насекомых. 2 неделя июля

Наблюдение за насекомыми.

Беседа о пользе и вреде, которые они приносят. Видео ролик. Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки. 3 неделя июля

Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.

Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники. 4 неделя июля

Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга» Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы. 1 неделя августа

Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,

«Летает, не летает» Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях 2 неделя августа

Лепка «Стрекоза и муравей»,

«Гусеница на листке», «Улитка»,

«Божья коровка» Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию 3 неделя августа

Продуктивная деятельность:

«Нарисуй муравейник»,

«Построй сам муравейник» Развитие творческих способностей, познавательного интереса по теме: «Насекомые» 4 неделя августа

3 этап. Итоговый

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Проектная деятельность Задачи Сроки реализации

Путешествие по экологической тропе (итоговое) Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе. 1 неделя июня

Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей. 2 неделя июня

Оформление фотогазеты Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции. 3 неделя июня

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками. Анализ результативности поставленных задач 4 неделя июня

Педагогический долгосрочный проект Экологическая тропа в детском саду Экологическая тропа Выполнила Маркина Ольга Владимировна воспитатель кв категории Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения А Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям природе начиная с дошкольного возраста Ш Публикация Педагогический долгосрочный проект Экологическая тропа размещена в разделах Проекты Проектная деятельность Экологическая тропа в детском саду Экологическая тропа
Публикации по теме:

Педагогический опыт воспитателя ДОО «Экологическая тропа в детском саду» Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад "Сказка" ОП "Д/С "Ромашка" комбинированного вида» Семушенковой.

Познавательный проект «Экологическая тропа»Познавательный проект «Экологическая тропа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» Познавательный проект «Экологическая тропа». (Формирование.

Проект «Экологическая тропа на территории ДОУ подготовительной группы» Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ. Цель проекта: Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством.

Проект «Экологическая тропа», как один из методов экологического воспитания дошкольников с нарушенным слухом Проект «Экологическая тропа», как один из методов экологического воспитания дошкольников с нарушенным слухом в проектно-исследовательской.

Проект «Экологическая тропа» для детей от 3 до 7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 55 Проект по экологическому развитию.

Проект «Экологическая тропа. Шаг в будущее» Паспорт «Экологической тропы. Шаг в будущее» Цель проекта: - экологическое и эстетическое благоустройство территории ДОУ,создание эколого-развивающей.

Познавательно-творческий проект «Экологическая тропа в ДОУ»Познавательно-творческий проект «Экологическая тропа в ДОУ» Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное.

Экологическая тропаЭкологическая тропа .А Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так,чтобы каждый день открывал в нем что то новое для себя чтобы.

Экологическая тропа С целью реализации задач экологического воспитания, развития экологического сознания дошкольников, в нашем дошкольном учреждении организована.

Проект «Экологическая тропа» «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. Охранять природу – значит охранять родину» М. Пришвин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический долгосрочный проект «Экологическая тропа»
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 16:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД