Папки-передвижки

Педагогический опыт «Дополнительное образование в дошкольных учреждениях»

Лилия Шамшиева
Педагогический опыт «Дополнительное образование в дошкольных учреждениях»

Педагогический опыт

Проработав в детском саду 7 лет, я всегда чувствовала недостаточность использования только основной программы в обучении детей в ДОУ. Поэтому в своей практике я всегда дополнительно занималась, но это происходило не систематично и не целенаправленно. Когда мы вошли в правовое поле Российской Федерации и у нас произошли изменения как в социально экономической жизни, так и в образовательной, то я изучив нормативно-правовую базу, была рада что по определениям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях и большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Публикация «Педагогический опыт „Дополнительное образование в дошкольных учреждениях“» размещена в разделах

Что же такое дополнительное образование? Это вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание на два момента:

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Нормативно-правовая база:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст. 12 п. 2,4, ст. 14.

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».

Первый мой опыт организации кружковой работы был в 2015-2016 учебном году. На основании выше указанной нормативно-правовой базы я составила программу кружковой работы в средней группе «Лучики» по художественно-эстетическому развитию, включив нетрадиционные методы рисования. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

В 2016-2017 учебном году в старшей группе «Лучики» возникла ситуация заложниками которой стали дети. При приеме детей в детский сад наша группа оказалась разновозрастной и до старшей группы это не составляло труда, так как я в обучении применяю личностно-ориентированный подход. А в 2016-2017 учебном году дети обучаясь по основной программе старшей группы должны были еще и освоить программу подготовительной к школе группы. И вот эта ситуация привела меня к организации кружковой работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений. Также как и в позапрошлом учебном году на основании нормативно-правовой базы составила две программы кружковой работы - «От звука к букве»

и «Занимательная математика», которые были успешно реализованы.

Основная задача кружка «От звука к букве» это обучение дошкольников элементам грамоты – выполнена :

• Сформировано у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

• Дети познакомились со звучанием и протяжённостью слова, овладевали способами интонационного выделения звука, называли слова с заданным звуком, усваивали смыслоразличительную функцию звука, выделяли гласные и согласные звуки, знакомились со слогом, со слоговой структурой слова, учились делить слова на слоги.

Это подготовило их к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяли ударение, сравнивали по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучились чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подвело детей к порогу овладения грамотой, заложило основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Основные задачи кружка «Занимательная математика» это обучение дошкольников формированию элементарных математических представлений– выполнена :

• Знают состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

• Знают предшествующее число, последующее число, соседей числа;

• Знают как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

• Умеют находить части целого множества и целое по известным частям;

• Умеют считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);

• Умеют называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

• Умеют соотносить цифру и количество предметов;

• Умеют составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

• Умеют пользоваться цифрами и математическими знаками;

Умеют различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

измерять длину предметов;

• Умеют ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

• Умеют определять временные отношения;

• Знают состав чисел первого и второго десятка (из отдельных единиц);

• Знают предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;

• Знают название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

В результате обучения у детей воспитывались такие качества, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Развивались умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививался интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

В начале учебного 2016-2017года на родительском собрание я озвучила программные цели и задачи по образовательным областям. В ходе беседы выяснилось, что есть необходимость в организации дополнительного обучения по развитию логического мышления. В сентябре была составлена программа кружка «Развивайка», были приобретены кубики Никитина «Сложи узор», тетради Колесниковой Е. В. «Я решаю логические задачи» и изготовлены наборы для игры «Танграм»

Цель программы. Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.

Задачи 1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса в детском саду.

Качество дошкольного образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожиданиям и запросам общества; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Дополнительное образование в дошкольных учреждениях даёт возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить, расширить и практически применить приобретённые в основной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Кружковая работа даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Я хочу чтобы кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Дополнительное образование детей в ДОУ: организация и содержание» .

Презентация «Запрещенные и ограниченные упражнения в дошкольных учреждениях» Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении Физическое воспитание является одним из приоритетных.

Актуальность изучения иностранного языка в дошкольных учреждениях В связи с изменениями программе обучения, с введением ФГОС произошёл пересмотр так же и роли изучения иностранного языка в дошкольном возрасте.

Дополнительное образование в форме кружка по пластилинографии Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах.

Фотоотчет «Кружок «Умелые ручки»Фотоотчет «Кружок «Умелые ручки» В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих.

Эссе «Дополнительное образование спасет школу» Дополнительное образование необходимо школе. Я считаю, что дополнительное образование может спасти школу. Долгие годы именно основное образование.

Дополнительное образование в средней группе Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Шкатулка полезных идей»в средней группе Содержание программы 1. Целевой раздел:.

Презентация «Использование проектного метода в дошкольных учреждениях» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Федеральные государственные требования Внесение необходимых изменений в образовательную.

Утренняя гимнастика в дошкольных учреждениях Утренняя гимнастика – своеобразное занятие, которое проводят с детьми ежедневно перед завтраком. Этот момент осуществляет ряд оздоровительных,.

Весна на окне в дошкольных учреждениях!Весна на окне в дошкольных учреждениях! В соответствии с планом работы отдела образования Администрации Славяносербского района на 2019 год, с целью активизации творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Дополнительное образование в дошкольных учреждениях»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 12:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД