МААМ-картинки

Педагогический опыт «Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»

Татьяна Маколова
Педагогический опыт «Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребенку захотелось, еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский.

«Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»

Средняя группа

Воспитатель МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида Маколова Т. А.

Публикация «Педагогический опыт „Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем, так как речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.

Работая с детьми и наблюдая за их общением и речью, я вижу, как нелегко им общаться друг с другом. Дети не умеют высказывать свои мысли, правильно задать вопрос друг другу, т. е. не владеют диалогической устной монологической речью. Отсюда, я думаю, у детей возникает чувство робости, стеснения, даже при общении с взрослыми. Я знаю проблемы речевого развития своих детей. И мне бы хотелось видеть их более раскованными, общительными, инициативными, проявляющими интерес к окружающему.

Не умеющий говорить ребенок стесняется, у него возникает чувство неполноценности, и в результате он замыкается от детей и взрослых. Со стороны родителей я вижу стремление и старание помочь своим детям, но не всегда они знают что делать. Кроме чтения детской художественной литературы и разговоре о прочитанном не знают чем заняться с ребенком, о чем с ним поговорить. Большую часть свободного времени дети заняты компьютером, телевизором, просмотрим мультфильмов, или своими играми. Ребенок, у которого хорошо развита речь даже в одиночестве играя с игрушками, разговаривает с ними, задает вопросы и сам на них отвечает. Может, самостоятельно открыв книгу, без участия взрослых глядя на иллюстрации, придумать и озвучить героев. Но таких детей, к сожалению мало. Я задумалась: как разбудить в ребенке желание высказывать свое мнение, справляясь с волнением, общаться между собой в течение дня, быть интересными собеседниками, доброжелательным, внимательным. Любознательному ребенку интересно все, чем больше у него запас знаний и богаче активный словарь, тем сильнее тяга к познанию окружающего мира.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Я задумалась о поиске инновационных путей развития коммуникативно - речевых навыков. И пришла к выводу, что можно попробовать использовать метод «Детской журналистики».

Этот метод основывается на личностно –ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка. Все это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников,в постоянно меняющемся окружающем мире.

Я разработала проект «Детская журналистика». Учитывая интересы детей, выбрала более интересные формы работы, т. к. здесь нужна инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов.

Наметила цели и задачи.

Цель:

В процессе совместной деятельности с детьми, использовала следующие методы и приё мы:

• Логические (сравнение, анализ, моделирование, абстрагирование, гипотеза).

• Эмпирические (наблюдение, описание, систематизация, классификация, обобщение, эксперимент).

• Эвристические (эвристические беседы, мозговой штурм).

В первую очередь были разработаны планы по работе с детьми и родителями по теме «Детская журналистика», организована предметно-развивающая среда

Когда были созданы все условия, я пришла к выводу, что основным видом деятельности будет игра - она ближе и понятнее детям.

-В игре развивается мотивационно - потребностная сфера

-преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм

-развивается произвольность поведения

-развиваются умственные действия

Игра- вещь серьёзная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоёмкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра: например,прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, провожу тематические беседы,чтобы научить детей правильно говорить, нужно научить их общаться между собой, поэтому тематические беседы выбирала на такие темы: «Что такое дружба?», «Как сыграть сказку?», «Как помириться?», «С кем ты хочешь дружить?», «Совместное дело», «Кем ты хочешь быть?».

Дети познакомились со сказками «Лучшие друзья», «Бременские музыканты», «Винни-Пух и все-все-все», «Бобовое зёрнышко», инсценировали сказки,

Разучивали стихи, загадки, пословицы и поговорки о дружбе, профессиях, слушали песни из любимых сказок и мультфильмов.

На протяжении всего проекта мы играли:

Не менее важная сторона диалогической речи – привлечь к себе внимание, уметь показать доброжелательное отношение друг к другу, расположить к себе собеседника не только голосом, но и мимикой, жестами.

Игра «Эмоции»

Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица. Воспитатель показывает фотографии людей с эмоциями, а дети определяют, какие эмоции испытывает этот человек.

Игра «Настроение»

Выбирается ведущий, который должен взять интервью у детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.

Игра «Дружеское интервью»

Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.

Игра «Рассеянный»

Игра «Инопланетянин»

Развитие памяти, внимания, мышления, воображения влияет на развитие речевой активности ребёнка.

Игры на внимание:

Игра «Что лишнее?»

На столе лежат картинки с орудиями труда. Ребёнок должен выбрать только те, которые журналист использует в своей работе, обосновать свой ответ

Игра «Острый глаз»

Воспитатель задает вопросы и предлагает детям ответить о том, что они видели:

«Какого цвета футболка у Лизы», «Сколько картин в кабинете» и т. д.

Игра «Не пропусти профессию»

Игра на внимание. Если среди слов встречается название профессии-дети подпрыгивают на месте.

При знакомстве с профессиями играем в такие игры:

Игра «Найди себе пару»

В этой игре к карточке с изображением профессии нужно подобрать соответствующие действия.

Игра «Угадай, какая профессия»

Называю слова одной тематики, а ребёнок называет профессию.

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Микрофон, блокнот, диктофон (Журналист)

Микрофон, телестудия, гости программы (Диктор, телеведущий)

Словесная игра «Угадай, о ком я говорю!»

Закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми. В ходе игры воспитатель описывает профессию, но не называет ее. Можно предложить следующие профессии: воспитатель, журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, художник, дворник, повар, корректор.

«Подбери то, что тебе нужно для работы»

Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор предметов, необходимых для работы журналиста. Воспитатель называет профессию, а дети подбирают к ней всю атрибутику. Словарь детей обогащается профессиональной терминологией: оператор, диктор, звукооператор, режиссер, рекламодатель, корректор, корреспондент.

В нашу жизнь прочно вошли телевидение, современные средства связи, реклама. Ведь журналисты,ведущие различные телепередачи и делающие репортажи- ежедневные гости в квартире каждого ребёнка. Дети пытаются им подражать. И действительно, режиссерская игра «Мы- журналисты» завоевала детские признания своим своеобразием, и многообразием атрибутики, максимальной приближённостью к действительности. Такая игра несёт огромный познавательный потенциал.

Для этой игры мы изготовили атрибуты: детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны. Беседуем: как должен вести себя журналист при интервью, какие слова речевого этикета должен употреблять. Планируем: у кого будем брать интервью.

После предварительной речевой подготовки, чтения произведений, тематических бесед, дидактических игр дети узнали, что такое ТВ, кто работает на ТВ, в редакциях газет, журналов.

Выполняли творческие задания, отправлялись в командировки:

-в кабинет заведующей (кто не хочет узнать информацию из первых уст)

-в медицинский кабинет (всех волнует очередная прививка)

-в кабинет учителя-логопеда

-на кухню к повару

Стараясь максимально приблизиться к реальной жизни, брали интервью:

-в магазине

-в кулинарии у пекаря

-в аптеке у провизора

- в компьютерной библиотеке, где в дальнейшем стали там частыми гостями, т. к. там очень много полезной и интересной информации о журналистской деятельности.

После того, как дети взяли интервью, я как редактор набираю их на компьютере, и только потом мы приступаем к монтажу газеты: подбираем и анализируем материал, клеим, рисуем иллюстрации, печатаем фотографии, спорим, рассуждаем.

В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность - дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.

Прежде чем взять интервью, нужна предварительная работа- это обсуждение вопросов, которые можно задать в данной ситуации. Так у детей формируется целостный образ журналиста.

Игра «Составьте рассказ-описание о профессии журналиста

с опорой на план»

В этой игре используются план-схема по которой дети составляют рассказ-описание. Как называется профессия?В чем она заключается?Какие качества нужны человеку этой профессии?Какими знаниями должен обладать человек этой профессии? Дополнительные сведения о профессии.

Игра «Телепередача»

В этой игре выбирается ведущий, а дети делятся на две команды и уходят в другое помещение. Ведущему дается задание показать любую телепередачу. 1-ая группа угадывает что за передача по описанию и договариваются в какой форме расскажет о ней 2-ой группе. Дети должны отгадать что за передача.

Игра «Звукооператоры»

Дети самостоятельно озвучивают любую сказку с помощью шумовых инструментов, предварительно распределив роли.

Игра «Создаем фильм»

Дети делятся по интересам на микрогруппы. Каждая группа превращается в киностудию.

Дети дают название будущему фильму. Сами его озвучивают, сочиняют текст, придумывают декорации. Роль режиссера выполняет воспитатель.

Берем интервью не только у людей, но и у игрушек, у диких и домашних животных, растений, у природных явлений.

«Моя любимая игрушка»

Дети берут интервью и выступают в роли домашних животных.

«Спроси у котика»

«Интервью у капельки»

Детям интересно откуда берётся дождик? Они задают интервью и сами на него отвечают.

«Интервью у курицы, которая потеряла цыплят»

Хочется отметить, что глядя на инициативу и творчество детей, родители стали активными участниками в реализации проекта. Они помогали в сборе материала для репортажей, участвовали в совместной издательской деятельности. И отметили наиболее удобную для себя роль- внештатные корреспонденты.

С участием родителей издавались газеты:

«Говорят дети» -родители помогали собирать интересные высказывания детей.

«Времена года», «Здравствуй, осень золотая», «Дыхание весны»,

«Твои корни, малыш!» - такую газету предложила выпустить каждой семье.

«Волшебная страна», «Мои любимые сказки», «Здоровый образ жизни», «Моя мама», «Мои бабушки».

Порекомендовала родителям поиграть дома с детьми в игры: «Полезные советы», «Магнитофонный разговор», «Газетный отчет», «Обсудите интервью с ребёнком».

Для выявления интереса и уровня знаний детей по теме «Детская журналистика» провела мониторинг. Результат показал,

-дети стали более эрудированны, расширился кругозор.

-стал богаче словарный запас, пополнился выражениями из словаря речевого этикета, профессиональной лексики журналиста.

- повысился коммуникативно-речевой уровень.

Мы с детьми решили не останавливаться на достигнутом, продолжаем творческий поиск в журналистской деятельности, совместно обсуждаем решение новых задач, готовы к новым «командировкам».

Перспективный план работы с детьми в ДОУ по теме «Детская журналистика»

Неделя Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь Что такое творчество? Творческие профессии (поэт, музыкант, журналист, писатель, художник) Интервью Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Что такое язык? Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном)

Октябрь Журналист-профессия творческая. Экскурсия на типографию «Организация работы редакции» Что такое текст? Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий

Ноябрь О чём можно узнать по заголовку? Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление альбомов Интервью Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Рисование на тему «Что мне запомнилось»?

Декабрь Беседа на тему «Кто такой юнкор»? Объекты внимания юнкора Рассказывание по картине «Юные журналисты» Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном) Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий

Январь Юнкор и мобильный телефон или Этикет телефонного разговора Интервью Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Репортаж об интересном событии Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий

Февраль Мы юнкоры Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры Приём телефонных звонков Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Оформление альбомов

Март Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Работа с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном) Дорога к письменности… Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Как стать настоящим юнкором?

Апрель Интервью Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Поиграем в рифму… Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры

Май Репортаж об интересном событии Оформление альбомов Сюжетно-ролевая игра «Журналисты» Рассказывание по картине «Юные журналисты» Оформление газеты или журнала. Работа с клеем. Иллюстрация к материалу. Техника фотографий Итоговое игровое занятие

Публикации по теме:

Детская журналистика В условиях реализации в образовательном процессе Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы и условиям.

Педагогический опыт по теме самообразования «Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников» Представление педагогического опыта по теме самообразования "Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников" Казакова Наталья Николаевна.

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Инновационный педагогический опыт «Духовно - нравственное воспитание дошкольников» воспитателя МДОУ «Детский сад № 79» Кажаевой Юлии Владимировны.

Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №48» структурное подразделение детский сад ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Родина, Отечество… В корнях этих слов.

Педагогический опыт работы «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников» «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна.

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Актуальность проблемы.

Педагогический опыт работы на тему «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Аннотация на обобщённый опыт работы на.

Педагогический опыт работы «Игра как ведущий вид деятельности в развитии дошкольников» Представление собственного педагогического опыта Швецовой Разалии Николаевны воспитателя Муниципального бюджетного образовательного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 9 декабря 2017 в 03:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД