Папки-передвижки

Педагогический опыт инструктора по физической культуре «Танец — путь к здоровью»

Анна Валерьевна Иванова
Педагогический опыт инструктора по физической культуре «Танец — путь к здоровью»

Педагогический опыт инструктора по физической культуре

Районный профессиональный конкурс «Учитель года – 2018»

номинация: «Воспитатель года»

Педагогический опыт

«Танец – путь к здоровью»

Иванова Анна Валерьевна -

инструктор по физической культуре

ДОУ детский сад № 4 «Солнышко» АО «ЦСМЗ»

Публикация «Педагогический опыт инструктора по физической культуре „Танец — путь к здоровью“» размещена в разделах

«Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование,

нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».

Протагор.

Детство - одно из самых уникальных периодов в жизни человека. В это время - ребенок бурно и разносторонне развивается как физически, так и психоэмоционально. В современном мире полноценное развитие организма дошкольника - одна из основных проблем общества. Это связано, прежде всего, с ухудшением состояния здоровья и нарастающей гиподинамией будущих первоклассников.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и координации движений, ухудшения зрения, снижается сопротивляемость организма к различным родам заболеваниям.

Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнить движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы. Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия.

В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Многие ученые главным средством решения данной проблемы считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания.

Однако, как показывает практика, необходима модернизация и совершенствование физической культуры за счет внедрения новых средств физической активности, выполняемых под музыкальное сопровождение.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. В своей работе я выяснила, что танцы подразумевают определенные физические нагрузки, направленные на: укрепление мышц, развитие координации движений, улучшение осанки, растяжку, прекрасное настроение и мощный заряд положительной энергии. Под воздействием передвижений в танце формируется ориентировка в пространстве, развивается координация движений. Благодаря большому количеству микродвижений в танце в крупных мышцах происходит лимфодренаж, что благотворно сказывается на росте мышечной ткани ребенка. Физические нагрузки такого рода способствуют выработке эндорфинов – гормонов, улучшающих настроение. Движение есть жизнь! Значит движения в танце заряжают нас жизненными силами и нацеливают наше тело на здоровье.

Также необходимо отметить, что хореографическое искусство с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонично развитой личности.

Я считаю, что синтез физической культуры и хореографического искусства предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей дошкольного возраста.

Придерживаюсь принципа интеграции между образовательными областями, заложенными в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования.

. Физическая культура - не только средство для развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство для духовного, нравственного и эстетического воспитания дошкольника.

Гипотеза исследования заключается в том, что проблемой развития творческих и двигательных способностей ребенка занимаются многие известные ученые и педагоги, и видят необходимость развивать у дошкольников музыкально-ритмические и двигательные навыки, заложенные природой.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни являются одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Руководствуясь этим Стандартом, я определила цель своей работы как «Гармоничное развитие у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к занятиям по здоровьесбережению и ценностному отношению к своему здоровью» путем решения ряда задач:

- по развитию физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

- по накоплению и обогащению двигательного опыта у детей;

- по укреплению физического здоровья детей, их личностных и физических качеств;

- по развитию двигательного воображения и творческой фантазии средствами танца;

- по развитию интереса у детей и их родителей к занятиям физической культурой;

- по формированию у детей стойкой потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В своей работе я применила следующие принципы:

1. Принцип научности, который предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Он выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

3. Принцип систематичности и последовательности, предполагающий взаимосвязь знаний, умений и навыков.

4. Принцип связи теории с практикой. Формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

5. Принцип активного обучения, который обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально и др.).

6. Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка, подразумевающий создание в ДОУ условий для наиболее полного раскрытия личности ребенка.

Для формирования двигательных способностей и творческого воображения в своей работе я применила словесно-наглядные и практические методы (согласование движений с музыкой, метод образного слова и т. д., а также игровой метод организации занятий.

Новизна опыта : внедрение в практику вариативных форм, побуждающих детей к новым разнообразным видам двигательной активности.

Работа по данному направлению строится в 3 этапа:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

Целью подготовительного этапа является:

- детальное обследование состояние здоровья воспитанников в ДОУ;

- определение направления и форм работы;

- подготовка учебно-методической базы.

Для изучения состояния здоровья воспитанников, привлекается медицинская сестра из штата ДОУ.

Начальная диагностика проводится в форме тестирования детей по физическим качествам. Исследуются силовая выносливость мышц брюшного пресса и спины, координационные способности, гибкость. Данные заносятся в таблицу. Творческий потенциал ребенка оценивается в процессе наблюдения за ребенком в танцевальной деятельности. Отношение к себе и своему здоровью оценивается с использованием методики Т. Э. Токаевой.

На подготовительном этапе решались следующие задачи:

1. По изучению современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению и физическому развитию детей.

2. По изучению сформированности двигательных знаний, умений и навыков у детей.

3. Анкетирование родителей.

4. Мною разрабатывались планы, комплексы, наглядные пособия, консультативный материал, составлялись сценарии спортивных досугов и развлечений.

5. Создавалась здоровьесберегающая и двигательно-развивающая среда

(как в спортивном зале, так и на свежем воздухе).

Результатом подготовительного этапа явилось:

1. Определение состояния здоровья воспитанников.

2. Сформированность методической базы.

3. Заинтересованность детей, родителей и педагогов, их готовность сотрудничать.

Целью основного этапа является осуществление практической деятельности.

Анализируя результаты состояния здоровья детей за последние годы, я выявила тенденцию к его ухудшению, поэтому постоянно спрашиваю себя: «Как помочь ребенку быть здоровым; «Как сформировать у детей потребность в двигательной активности?»; «Как интересно и увлекательно организовать образовательную деятельность?»

Свою педагогическую деятельность я выстраиваю в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья, с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Использую технологии и пособия по физическому развитию авторов : Л. И. Пензулаевой, О. Ф. Горбатенко, Е. Н. Борисовой, Н. И. Крыловой, А. Занозиной, С. И. Гришаниной др.

Для укрепления здоровья воспитанников во всех группах организована непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию три раза в неделю.

В форме кружковой работы, реализуется моя авторская программа «Модульно-блочное обучение дошкольников танцевальной азбуке», которая направлена на развитие двигательных способностей, творческого воображения и приобретение танцевальных навыков. Разработанная программа включает в себя танцевально-двигательные комплексы, которые я использовала на своих физкультурных занятиях в ДОУ.

При разработке танцевально-двигательных комплексов я ориентировалась на программы под редакцией

- Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Профилактический танец «Фитнес-Данс» и «Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-Дансе»;

- Н. А. Фоминой, С. Ю. Максимовой, Е. П. Прописновой «Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры;

- Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко «Здоровячок». Система оздоровления дошкольников»; а также

- авторскую методику Н. Н. Ефименко «Театр горизонтального пластического балета».

Танцевально-двигательные комплексы применялись в разных формах:

- как часть занятия физической культурой (вводная, основная или заключительная);

- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

- в гимнастике после сна;

- в показательных выступлениях детей на праздниках;

- как самостоятельная игровая деятельность в группе, на прогулке или в домашних условиях.

Все танцевально-двигательные комплексы разрабатывались по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку.

Комплексы позволили решить ряд разносторонних и интегративных задач развития и воспитания детей:

- укрепить здоровье и повысить работоспособность;

- повысить интерес детей к занятиям физической культурой;

- совершенствовать общеразвивающие и основные виды движений;

- эффективно развить двигательные способности;

- раскрыть творческий потенциал ребенка;

- формировать выразительность движений;

- развить двигательное воображение;

- способствовать формированию правильной осанки;

- развить музыкальный слух и чувство ритма;

- содействовать приобретению музыкальных знаний.

Решение этих задач направлено на воспитание гармонично-развитой личности ребенка.

Дети на физкультурных занятиях знакомились с элементами танцевальных направлений: классического, народно-сценического, историко-бытового, спортивного и современного танца.

Тесная связь упражнений с музыкой делают занятия привлекательными, что ведет к расширению двигательных возможностей, повышению культуры движений, уровня физической подготовленности и физического развития, а также приобщению к здоровому образу жизни. Дети занимаются с большим желанием, на эмоциональном подъёме.

Помимо организации непосредственно - образовательной деятельности, ведется индивидуальная работа с детьми, реализуется проектная деятельность, организуются мероприятия с использованием информационно – коммуникационных технологий. Наши воспитанники активно с и удовольствием участвуют в различных праздниках и выступлениях.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия и доброжелательности, стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации. Разъясняю детям, что порой от умения бегать, прыгать, лазать, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. В своей деятельности широко использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие.

Наши родители являются активными участниками образовательного процесса. У нас проходят мастер-классы и консультации. Одним из направлений совместных занятий является Семейная Мягкая Школа.

Родителям нравится участвовать вместе с детьми в различных досугах и развлечениях. На наших встречах всегда царит атмосфера добра, взаимопонимания.

Свою работу, конечно же, я не могу представить без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом. Без их помощи, поддержки и участия я бы не смогла добиться хороших результатов. Благодаря нашему взаимодействию, через мастер-классы, консультации, презентации осуществляется работа по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и танцу.

Результатом основного этапа явилось:

1. Осознанное отношение детей к своему здоровью;

2. Сформированная потребность воспитанников к занятиям физической культурой и к танцу;

3. Повышение качества и техники выполнения упражнений под музыку;

4. Улучшение показателей физической подготовленности.

5. Формирование активной родительской позиции в вопросах физического развития детей и их здоровья;

6. Установление взаимосотрудничества с педагогами учреждения.

Целью заключительного этапа является проведение оценки результатов деятельности, подведение итогов, анализ и выводы.

Для оценки эффективности занятий была проведена повторная диагностика по тем же тестам, которые предлагались на подготовительном этапе. Это дает наглядное представление о положительной динамике развития двигательных способностей детей дошкольного возраста даже за короткий промежуток времени (см. диаграмму)

Дети легче и быстрее выполняли предлагаемые им физические упражнения, более того, проявляли заинтересованность и желание повторить их вновь. Оказалось, что цикл занятий с использованием танцевально-двигательных комплексов весьма эффективен.

Показательные выступления позволили оценить результативность творческого развития дошкольников. Дети показывали хорошие результаты. Они не только успешно и с радостью выступали на праздниках в детском саду, но и участвовали и одерживали победы в городских и всероссийских конкурсах.

Таким образом, танец имеет большое оздоровительное значение и может применяться на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Я уверена, что танцевальные навыки всегда пригодятся в жизни каждого ребенка. Танцуйте и будьте здоровы!

Распространение педагогического опыта

Результаты опыта будут интересны для руководителей, сотрудников ДОУ, родителей, заботящихся о здоровье дошкольников. Данная работа может демонстрироваться на методических объединениях для воспитателей, инструкторов и учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования.

Методический ресурс (литература)

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155).

3. Рекомендации Министерства образования РФ (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16).

4. Фомина Н. А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. [Текст]/Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. - М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2005, - 144с.

5. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

6. Горшкова, Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. [Текст] / Е. В. Горшкова. – М., 2001. – 134с.

7. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу. Учебно-методическое пособие о говорящих движениях и чудесных превращениях [Текст] / Е. В. Горшкова. – М., 2000. – 340с.

8. Немова, Г. В., Малышева, А. Н. Праздники, игры и танцы для дошкольников [Текст] / Г. В. Немова, А. Н. Малышева. – М., 2007. - 325с.

9. Пуртова, Т. В., Беликова, А. Н. Учите детей танцевать [Текст] / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова. – М., 2008. – 289с.

10. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп для детей 5-7 лет [Текст] / З. Я. Роот. – М. - 2002. – 270с.

11. Буренина А. И. Ритмическая мозаика [Текст]/А. И. Буренина //Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – 128с.

12. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. [Текст]/С. Л. Слуцкая//Хореография в детском саду. – М. : Линка Пресс, 2006. – 272 с.

Публикации по теме:

Аналитический отчет инструктора по физической культуре Аналитический отчет инструктора по физической культуре МАДОУ д/с к/в №15 Чуевой Елены Александровны 2016-2017 учебный год В нашем детском.

Аналитический отчёт инструктора по физической культуре Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии Программой «От Рождения до школы» - основной общеобразовательной.

Аттестационный материал инструктора по физической культуре МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА СТ. ЗМЕЙСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Мастер-класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателей» Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп. Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействие.

Портфолио инструктора по физической культуре Портфолио инструктора по физической культуре Морозовой Надежды Николаевны Инструктор по физической культуре в МБДОУ ДС №13 «Родничок»,.

Портфолио инструктора по физической культуре, хореографа Иванова Анна Валерьевна Дата рождения: 03.07.1983 E-mail: ivanova.anya0307@yandex.ru Адрес: г. Цимлянск, Цимлянский район Место работы:.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Программа работы с родителями инструктора по физической культуре Детский сад № 57 ОАО «РЖД» ПРОГРАММА работы с родителями Инструктор по физической культуре Павлова К. С..

Эссе инструктора по физической культуре «Моя педагогическая философия» «Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт инструктора по физической культуре «Танец — путь к здоровью»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 22:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД