Лучший педагог года

Педагогический опыт по ознакомлению младших дошкольников с произведениями мордовских писателей

Юлия Калинкина
Педагогический опыт по ознакомлению младших дошкольников с произведениями мордовских писателей

1. Актуальность и перспективность опыта состоит в том, что были определены и проверены педагогические условия литературного образования в процессе использования произведений мордовских писателей. Перспективы развития современного образования, определённые, в частности, в государственных образовательных стандартах, связаны с воспитанием саморазвивающейся, функционально грамотной личности – человека деятельного, культурного, проявляющего себя субъектом бытия, свободно реализующего себя в динамичном мире. Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с художественной литературой. Художественная литература веками служила средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Её можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.

Публикация «Педагогический опыт по ознакомлению младших дошкольников с произведениями мордовских писателей» размещена в разделах

В условиях активизации процесса национального возрождения народов в России резко возрос интерес к национальной культуре.

Влияние национально–регионального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщение детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается на основе изучение материала устно-поэтического фольклора, произведений поэтов и писателей Мордовии.

2. Условия формирования опыта.

На формирование педагогического опыта влияют следующие задачи:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме литературного образования детей младшего дошкольного возраста.

2. Определить влияние произведений мордовских писателей на литературное развитие младших дошкольников.

3. Выявить уровень литературного развития детей младшего дошкольного возраста.

4. Разработать методическую систему литературного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей.

5. Апробировать эффективность разработанной системы литературного развития младших дошкольников.

Процесс литературного развития детей младшего дошкольного возраста будет протекать более успешно при соблюдении следующих педагогических условий :

– художественное содержание произведений мордовских писателей должно быть доступно восприятию;

– использование книжных иллюстраций в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей;

– литературный образ произведений мордовских писателей достаточно определенный;

– подбор художественной литературы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детской книге. Также на формирование опыта повлияли психологические аспекты чтения (Б. Г. Ананьев, В. А. Бородина, А. А. Леонтьев); по теории читательского развития (Г. М. Андреева, В. А. Бородина, И. Н. Тимофееева, И. И. Тихомирова и др.); по проблемам развития речи и ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы (Н. В. Гавриш, З. А. Гриценко, О. С. Ушакова и др.); в области мордовской детской литературы по проблемам отбора произведений мордовских писателей для детей (С. А. Самошкин, М. М. Мудрова, М. Г. Петров и др.). Различные аспекты проблемы влияния национальной литературы и фольклора на литературное образование дошкольников нашли в трудах авторов, таких как Н. С. Карпинская, Е. И. Радина, М. М. Конина, С. А. Арутюнов, И. А. Быченков. В контексте дошкольного образования данную проблему изучали с точки зрения развития речи детей средствами фольклора Е. А. Флёрина, А. П. Усова, О. С. Ушакова, приобщения детей старшего дошкольного возраста к литературе А. М. Бородич, З. А. Гриценко, В. В. Гербова, О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Процесс восприятия литературы детьми, в том числе и дошкольниками, изучался серьезно (Л. Л. Беленькая, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, О. И. Никифорова, Б. М. Теплов и др.). Работы обобщающего характера, представляющие особенности процесса восприятия книги, произведений разных жанров, разного содержания и поэтики у современных детей, нет, хотя отдельные наблюдения имеются (Л. М. Гурович, Т. И. Алиева, Н. Е. Малахова и др.)

3. Теоретическая база опыта.

До настоящего времени не существует разработанной системы литературного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе использования мордовской художественной литературы.

Так, лексическая работа направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

4. Технология опыта. Мордовская детская художественная литература открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в сказках раскрывается меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа; в стихах – улавливают музыкальность, напевность, различность мордовской речи.

Рекомендуемая литература для детей младшего дошкольного возраста : для рассказывания детям: сказки «Мышка», «Благодарный медведь»; для чтения: народные сказки «Пугливая мышь», «Кто виноват?»; произведения мордовских писателей «Сорока-Воровка», «Ирма» П. Машканцева, «Луна и солнышко» Л. Земсковой для рассказывания; «Веточка» Я. Пинясова, «Мастер» А. Ежова, «Андрюшка» Т. Тимохина, «Лягушки-попрыгушки» Ф. Бобылев, «Вкусная малина», «Корова» П. Макшанцева для чтения; «На лугу» П. Макшанцева для дополнительного чтения, дополнительная литература: сказки «Яраска», «Бойкие саночки».

Для углубленного понимания и активного восприятия прочитанного необходимо использовать беседы по тексту рассказов, сказок, в процессе которых осуществляется элементарный анализ произведений. Занятия, на которых детей знакомят с прозой и поэзией могут быть комбинированными. Занятие по ознакомлению с мордовскими художественными произведениями можно включить в комплексный план, предусматривающий, в том числе занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. При ознакомлении с одним произведением мордовской литературой занятие можно провести в три этапа:

– рассказывание рассказа, сказок воспитателей, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей); изобразительная деятельность (дети рисуют на самостоятельно выбранные темы рассказов, сказок); творческое рассказывание (придумывание своей сказки, рассказа по мотивам прочитанного).

В процессе ознакомления с мордовской художественной литературой воспитатель детского сада применяет следующие методы: беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором; тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведений; выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев; беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы провести анализ; применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова.

Методические приемы ознакомления с литературными произведениями младших дошкольников : многократное чтение; прием домысливания. рассматривание картинок в книжке; приемы словесной помощи при слушании художественного произведения; рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть стихотворений.

5. Анализ результативности опыта.

При проведении опыта использовались следующие методы: наблюдение, беседа.

Литературное развитие детей младшего дошкольного возраста будет протекать более успешно при соблюдении педагогических условий :

– построение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с мордовской художественной литературой с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

– подбора мордовской художественной литературы и мордовских сказок в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детской книге;

– использование книжных иллюстраций в процессе ознакомления с произведениями мордовских писателей;

– создание специально организованно предметно-развивающей ориентированной среды.

При систематической работе по литературному развитию детей младшего дошкольного возраста в процессе реализации непосредственно образовательной деятельности можно добиться положительных результатов.

6. Трудоемкость опыта.

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, иллюстраций, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в :

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборов литературных произведений;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Адресность опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Участие в конференциях 2013 годаУчастие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт по ознакомлению младших дошкольников с произведениями мордовских писателей
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 17:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД