Лучший педагог года

Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Аксана Белова
Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Автор: Белова Аксана Ивановна.

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев- обречена на вымирание». Л. Н. Толстой.

Актуальность.

События последнего времени подтвердили, что экономическая, социальная дифференциация общества, девольвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательные воздействия культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Публикация «Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

На государственном уровне было принято ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005годы, 2006-2010годы,2011-2015годы». С 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором так же отражены принципы и задачи патриотического воспитания.

П1.4(6) Основные принципы дошкольного образования: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

П 1.6(5) Стандарт направлен на достижение следующих задач: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Образовательные области стандарта направлены на «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие интересов о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира».

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогического влияния, сила глубины впечатлений. Поэтому, что усвоено в этот период-знания, навыки, привычки, складывающиеся черты характера-оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.

Воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительный результат дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Условия формирования опыта.

Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам? Я думаю, да. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к малой родине и огромной стране России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника-к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, детскому саду, поселку.

Взрослые, воспитатель и родители, должны учесть, что воспитывать любовь к малой и большой Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и ближайшими объектами, которые окружают ребёнка.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой народ, традиции, свою малую родину. Как писал К. Д. Ушинский «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство дошкольников с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России. Обязательно при работе с детьми их надо знакомить с великой русской поэзией А. С Пушкина, А. А Фета, Ф. И Тютчева. Пусть ухо ребёнка

приучается с ранних лет к гармонии русского слова, музыкальности и поэтичности русской речи.

Издавна славиться наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви.

Такое понимание сути патриотического воспитания и определило цель моей работы- воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Теоретическая база.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в ДОУ.

Каждый автор ставит какую-то одну грань в патриотическом воспитании дошкольников. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

В современной литературе Л. А. Кондрыкинской, Т. В. Ивановой, Н. В. Алёшиной патриотическое воспитание закладывается в естественной и привычной среде обитания человека, в его окружении. И задача воспитателя отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком, наиболее доступные ему: природа, животный мир, жизнь дома, детского сада, родного края.

Технология опыта.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию я построила следующим образом: я-семья-детский сад-малая родина-Нижегородская земля-Россия.

Задачи моей работы:

- Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному посёлку.

- Расширение представлений о России.

-Знакомство с символами государства, области: флаг, герб, гимн.

-Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

- Формировать чувство гордости и ответственности за свою страну.

Выше перечисленные задачи решаются в интеграции образовательных областей, во всех видах детской деятельности: нод, беседы, экскурсии, труд, тематические праздники, взаимодействие с социумом (Ветлужская средняя школа, детская библиотека, храм «Архангела Михаила», в работе с родителями.

В пространственной предметно-развивающей среде:

- оформление патриотического уголка,

- пополнение наглядно-иллюстративного материала (альбомы «Что в имени тебе моём», «Генеалогическое древо семьи», «Милая моя Родина», «День народного единства», «Защитники Отечества», «Достопримечательности посёлка», «Нижний Новгород в годы ВОВ»,

-подборе художественной и познавательной литературы (А. Клиентов «Города России», Н. Ермильченко «История Москвы», «Великая Россия-символы и награды российской державы», С. Агафонов «Нижегородский кремль») и др.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается- процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческим прошлым своего народа и его культурой.

Анализ результативности опыта.

Предлагаемый мною материал, поможет сформировать у детей дошкольного возраста первые чувства патриотизма: гордость, любовь и уважение к малой и большой Родине, к народным традициям Полученные знания во время бесед, игр, тематических праздников и мероприятий позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

В процессе ознакомления детей с разделом «Я», «Семья» внимание уделялось самопознанию и воспитанию у ребёнка к себе, своим достоинствам и недостаткам, расширялись представления о семье, родственных отношениях.

Дети старшего возраста могут и должны знать название своего посёлка, его достопримечательности. Детям сообщалась информация, которую они могут усвоить. По разделу «Малая родина» была организована работа совместно с Ветлужской поселковой библиотекой, где дети знакомились с историей посёлка и предметами старины.

В работе по ознакомлению детей с Россией большое внимание уделяется воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Огромное значение уделяется празднику «День Победы». Время всё дальше отодвигает события тех дне, ветеранов остаётся мало. Очень важно не прервать эту нить памяти о героическом подвиге нашего народа. Родители и дети принимают активное участие в мероприятиях, организованных в детском саду в честь этого праздника. В прошедшем году очень трогательно прошёл литературный вечер «День Победы», в этом году, посвящённому «Году кино» в нашей стране мы планируем устроить «Битву хоров» по песням из кинофильмов о ВОВ. Обязательно проводятся экскурсии с детьми к памятнику погибшим воинам, участие семей в акции «Бессмертный полк».

Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ, вызываем желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Всё это способствует расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они задают больше вопросов по истории и достопримечательностях нашего края, страны.

Трудности при использовании данного опыта.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный, требующий от воспитателя большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор. При этом важна поддержка семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Детский сад в своей работе должен «взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность» (ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»). В нравственно- патриотическом воспитании особое значение имеет пример взрослых, близких людей.

Ребёнок-это чистый лист, на котором остаётся след всех тех, кто соприкасается с ребёнком. Хорошо, если это умные, добрые, высоконравственные люди.

Адресные рекомендации по использовании опыта.

Методическая разработка доступна в практическом применении и может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей среднего, старшего, подготовительного возраста.

Публикации по теме:

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей Байдаулетова Корлан Серикбаевна БДОУ г. Омска «Детский сад №112» Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы.

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников Год Тема опыта Форма трансляции опыта 2012-2013 уч. год 1.«Новые формы планирования в МБДОУ в соответствии с ФГТ» 2. Обмен опытом работы.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Опыт работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так.

Педагогический опыт по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности» "Здоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Педагогический опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» И. Гёте Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных.

«Великой Победе посвящается… Воспитать гражданина!» Опыт работы по патриотическому воспитанию Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Прекрасное пробуждает доброе»Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Прекрасное пробуждает доброе» Представляем Вашему вниманию опыт работы МБДОУ детского сада №7 города Донецка Ростовской области в виде доклада и презентации. Каждый человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 21:26
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД