Получи документы

Педагогический опыт работы «Работа по социализации ребенка — инвалида в группе детского сада»

Иванова Светлана Евгеньевна
Педагогический опыт работы «Работа по социализации ребенка — инвалида в группе детского сада»

В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение в РФ придается воспитанию и обучению детей с особенностями в развитии.

Ведь в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование.

В законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.

Публикация «Педагогический опыт работы „Работа по социализации ребенка — инвалида в группе детского сада“» размещена в разделах

В п. 5 данной статьи говорится:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Нашу группу посещает ребенок - инвалид с нарушениями опорно- двигательного аппарата – диагноз: детский церебральный паралич легкой степени тяжести.

Как только нам было сообщено о том, что нашу группу будет посещать ребенок - инвалид с ДЦП мы определили основную цель работы с ним – создание системы психолого-педагогических мероприятий направленных на предотвращение детской дезадаптации.

Перед собой поставили задачи:

разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение социального развития ребенка - инвалида, направленное на обеспечение его социальной адаптации к условиям дошкольного учреждения, с минимальными потерями в физическом, психологическом, социальном здоровье;

создать условия для раннего выявления нарушений в эмоциональной и коммуникативной сфере у всех участников педагогического процесса;

повышать медико-психолого-педагогическую компетентность родителей.

Для организации образовательного процесса педагогами дошкольного учреждения была написана индивидуальная адаптированная программа, сроком обучения на 2 года. Так как ребенок посещает массовую группу, АОП была разработана в части коррекционной работы узкими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем).

Мы воспитатели скорректировали II содержательный раздел основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют» в освоении программы старшей и подготовительной к школе группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Изодеятельность – лепка, рисование, аппликация, «Познавательное развитие» (ФЭМП, моделирование и конструирование, «Речевое развитие».

Была создана безборьерная среда помещения групповой комнаты, в которой устранены все барьеры, мешающие передвижению ребенку, мебель (полки, шкафы) закреплены к стенам, что создает дополнительную опору для ребенка. При расстановке мебели и игрового оборудования мы учитывали недостаточную координированность и устойчивость ребенка с ДЦП. В свободном доступе расположены стеллажи для настольных и дидактических игр и упражнений, книжный уголок. Для ребенка-инвалида детским садом приобретена специальная индивидуальная парта, которая может менять высоту столешницы.

Так как людей с ДЦП плохо развита мелкая моторика рук, нами было подобрано «массажное» оборудование для рук и для ног, которое позволит реализовывать разные методики по развитию мелкой и общей моторики:

- мячи разного размера и веса, которые способствуют мышечной тренировке;

- контейнеры от киндера сюрприза, прищепки, мелкие предметы для развития тактильных ощущений;

- дорожка «Лужок» на развитие координации движений и профилактики плоскостопия.

Разработан план работы по адаптационным мероприятиям ребенка в коллектив.

До поступления мальчика в нашу группу с детьми были проведены беседы, которые направлены на развитие навыков толерантного восприятия и отношений к людям с различными особенностями здоровья - «Мы такие разные, но мы все прекрасны!», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»». Познакомили детей с достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья через просмотр документального фильма «Параолимпийские игры». Были даны советы как общаться с людьми, у которых есть проблемы со здоровьем. Прочитали и обсудили сказку «Цветик - семицветик» В. Катаева. посмотрели мультипликационный фильм. Все эти мероприятия были направлены на формирование эмоционального отклика на чужую беду.

Проводили игры на сплочение детского коллектива (настольные игры, детский настольный театр, которые позволяли детям активно взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.

При поступлении ребенка-инвалида в группу, большое внимание уделили его социальной адаптации в коллективе через игровую деятельность и специально организованные ситуации, развивали добрые отношения к новому другу и желание сделать ему приятное.

На совместных организованных видах деятельности использовали метод индивидуального подхода, личностно-ориентированный метод (облегченные задания, четко поставленный вопрос, обыгрывание посильных ситуаций).

Наш ребенок с ДЦП имеет возможность посещать и принимать участие в массовых мероприятиях: праздниках, развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает стимулирующее воздействие на всех детей, способствует их социальной интеграции, а у детей, не имеющих нарушений в здоровье, формируются гуманные личностные качества.

На праздниках мальчик читает стихи, поет песни, участвует в совместных групповых танцах и хороводах.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это еще и работа с его родителями. Что же значит работать с родителями?

Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский).

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности.

Мы выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы воспитателя зависит, насколько семьи воспитанников группы понимают политику, проводимую детским садом по отношению к воспитанию, обучению детей с ОВЗ и участвуют в ее реализации.

Такая работа нами проводилась по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое. Мы выявляли интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности по отношению к взаимодействию детей массовой группы с детьми с ОВЗ. В качестве основной формы работы в данном направлении выступало анкетирование: «Что вы знаете о людях не похожих на нас?», «Живет ли доброта в твоем сердце?».

2. Познавательное направление предполагало ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, а так же формирование у родителей практических навыков взаимодействия с людьми с ОВЗ.

Так как родительское собрание – является классической и самой распространенной формой мы провели родительское собрание «Роль окружающих во взаимодействии с людьми с ОВЗ». Познакомили с характеристиками диагноза ДЦП. Подготовили консультации «Жизнь с ДЦП. Проблемы и пути решения» для того чтобы совместно оказывать психологическую поддержку семье и ребенку.

Провели семинар - практикум с участием педагога-психолога «Совместные коррекционно-развивающие игры», на который были приглашены все родители. На нем поднимался так же вопрос адаптации ребенка - инвалида в группе сверстников, подготовке детей к принятию особого ребенка.

С родителями ребенка с ДЦП проводились индивидуальные беседы и консультации.

3. Досуговое направление - включение родителей ребенка-инвалида в массовые мероприятия (их участие в аттракционах, конкурсах, соревнованиях, выставках, акциях, основная цель которого - снятие эмоционального напряжения как у родителей и, так и у ребенка, а также формирования чувства гордости за своих родителей и уверенность в своих достижениях и возможностях.

4. Наглядно-информационное направление дало возможность родителям ознакомиться с работой детского сада по созданию без барьерной среды для людей с ОВЗ и проведению инклюзивного образования в нем. Например, «Влияние сенсорной комнаты на эмоциональную сферу ребенка», «Песочная терапия», «Работа консультационного центра в ДОУ» и др.

Мы считаем, что поставленные задачи нами были реализованы в полном объеме.

Коллектив детей принял мальчика без каких-либо проблем. Дети оказывали посильную помощь в формировании навыков самообслуживания, например, при сборе на прогулку и возвращения с нее, по возможности помогали выполнять продуктивные работы (для того, чтобы ребенок видел конечный результат своей деятельности). Мальчик чувствует себя в группе комфортно. Конфликтных ситуаций между детьми не возникает. Родители полностью удовлетворены работой педагогов ДОУ.

Публикации по теме:

Пути обеспечения преемственности детского сада и школы посредством применения технологии эффективной социализации Пути обеспечения преемственности детского сада и школы, посредством применения технологии эффективной социализации» «…Школьное обучение.

Опыт работы «Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста» Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на формирование у ребенка адаптационных способностей к требованиям.

Индивидуальная программа адаптации ребенка-инвалида Цель:обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Организация индивидуальной работы для успешной социализации ребенка с нарушением зрения Цель: *Предупреждение и коррекция вторичных отклонений в развитии ребёнка; *Формирование компенсаторных способов деятельности; *Подготовка.

Педагогический опыт работы воспитателя Муниципальное дошкольное образованное автономного учреждение «Детский сад «Золотнка» Представление педагогического опыта работы воспитателя.

Педагогический проект по развитию социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Основное содержание проекта При работе над проектом надо создать эффективные условия социализации ребенка в условиях дошкольного учреждения.

Педагогический совет «Основные направления работы детского сада по развитию связной речи» Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. В игровой.

Программа индивидуального сопровождения ребенка-инвалида Программа индивидуального сопровождения ребенка - инвалида Ф. И. О. ребенка ___дата рожд. 10.09.2010 На 2017- 2018 уч. год.

Работа в разновозрастной группе детского сада Работа в разновозрастной группе детского сада Каждый ребенок имеет право на счастливый период дошкольного детства и качество образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы «Работа по социализации ребенка — инвалида в группе детского сада»
Опубликовано: 13 октября 2018 в 19:01
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД