МААМ-картинки

Педагогический опыт «Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства»

Надежда Анатольевна Головня
Педагогический опыт «Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства»

МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»

Обобщение педагогического опыта по теме :

«Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства»

Воспитатель:

Головня Надежда Анатольевна

2019 г.

1. Информационно-справочные сведения об опыте

1. Автор – Головня Надежда Анатольевна.

2. МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»

Публикация «Педагогический опыт „Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства“» размещена в разделах

3. Занимаемая должность – воспитатель

4. Стаж педагогической работы – 22года

5. Тема педагогического опыта : «Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства»

6Цель педагогического опыта : Создание развивающей предметно- пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим формированием доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.

7Длительность работы над опытом Продолжительность работы над опытом составляет 2 года (2017-2018 учебный год, 2018-2019 учебный год).

6. Опыт изучался на педагогическом совете.

7. Выводы и рекомендации: опыт работы рекомендован для дальнейшего изучения и распространения, в силу его актуальности, эффективности и соответствия основным положениям современной педагогической теории.

Слайд1 (представление)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2 (тема)

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме : «Развитие детской активности через создание педагогически-организованного группового пространства»

Слайд 3 (Актуальность)

Слайд 4 (Сухомлинский)

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

(В. А. Сухомлинский.)

Проблема формирования у детей самостоятельности и активности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к активности и самостоятельности»

Одним из эффективных средств развития детской активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития. Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Слайд 5 (характеристики среды)

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

1. Содержательно-насыщенной: — соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей.

2. Трансформируемой: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативной: наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасной: соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Слайд6 (теоретическое обоснование)

Понятие «развивающая предметно- пространственная среда», ставшее в последние годы столь популярным в теории и практике дошкольного обра-зования, имеет интересную историю своего становления.

Термин «среда», под которой понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре еще в эпоху Просвещения.

Слайд7 (философы)

Особое место теория развивающей среды занимает в философско-педагогических воззрениях Жан Жак Руссо. Этот выдающийся философ и педагог одним из первых стал рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

Еще один талантливейший французский педагог и философ СелестенФрене, разрабатывая концепцию творческого развития личности, решающее значение придавал собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении.

Слайд 8 (отечественные педагоги)

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (Станислав ТиофиловичШацкий, «общественная среда ребенка» (Павел Петрович Блонский, «окружающая среда» (Антон Семенович Макаренко). В целом ряде исследований обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

Слайд 9 (лонгитюдное исследование)

В сентябре 2017 г. наш детский сад принял участие в проекте «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования в РФ». Экспериментальной стала наша средняя группа №3.

Слайд 10 (шкалы)

В качестве норматива взяты шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества в дошкольных образовательных организациях.

Слайд 11 (предметно-пространственная среда)

Одним из критериев оценивания является -«предметно-пространственная среда»

Исследование проводится по 7-бальной системе. По окончании мониторинга подсчитывается общий средний балл. В нашей группе он составил – 3.57 баллов.

Слайд 12

По результатам исследования были даны рекомендации,в том числе по организации предметно-развивающей среды группы.

Для выполнения рекомендаций был составлен план мероприятий по повышению качества образовательной деятельности. Данная работа меня заинтересовала

Поэтому определила тему по самообразованию: «Развитие детской активности через создание педагогически- организованного группового пространства»

Слайд 13

Основной целью, которой является создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим формированием и доведением соответствия к требованиям ФГОС ДО.

Слайд14 (задачи)

Для достижения данной цели обозначила задачи, одной из важных считаю:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО, шкалы ECERS-R.

2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников, способствующих эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. Организовать работу с родителями по оснащению развивающей среды группы и прогулочного участка с целью воспитания активного и успешного ребёнка.

Слайд15 (направления работы)

Работу по созданию педагогически-организованного группового пространства провожу со всеми участниками образовательных отношений и выстраиваю с учетом основных принципов.

• работа с детьми

• работа с родителями

• работа с педагогами

Слайд 16 (принципы)

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

• учёт зоны ближайшего развития;

• наглядность;

• усложнение материала;

• опора на различные анализаторы;

Слайд 17 (циклограмма)

Работу с детьми по развитию познавательной инициативы и самостоятельной активности провожу с учетом циклограммы деятельности в утреннее и вечернее время.

Слайд 18 (зонирование)

Всё групповое пространство представляет собой четыре зонысамостоятельной деятельности детей:

- зона игр и подвижной занятости;

-зона творчества;

- зона познавательного развития;

- зона уединения.

Шумные зоны отделены от спокойных таким образом, чтобы воспитанники

могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени

пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу.

Предметно-пространственная среда группы преобразуется с учётом

тематического плана недели. Были созданы условия для проведения

развлечений, игр, по оздоровлению и профилактики заболеваний, бесед,

наблюдений, опытов, в рассматривания и чтения художественной литературы,

слушания песен, проведения игр-занятий по безопасной жизнедеятельности.

Все это даёт возможность детям самостоятельно, выбрать вид деятельности.

Зона игр и подвижной занятости - такая зона необходима для того, чтобы удовлетворитьпотребность детей в движении, в активных играх, научить их безопасномуповедению в ходе игр, сформировать первичные навыки контроля своихэмоций, навыки социального поведения.

Слайд19 (центр активности)

Поэтому мы организовалицентр двигательной активности.

Наполнили его оборудованием: «дорожка здоровья», мячи,

обручи, кольцеброс, воротца, мешочки, набитые песком, эспандеры,

разноцветные флажки, ленточки, «Бильбоке», «Моталочки»,

альбомы «Знаменитые сортсмены», «Зимние и летние виды спорта»

шапочки для подвижных игр, дидактические игры.

- центр «Конструирования» оснащен конструкторами:мелкий настольный и

крупный, «Лего»,«Тико», металлический, схемы конструирования.

- в центре безопасности находятся дидактические игры, книги, знаки дорожного движения,номера экстренных служб.

Слайд 20, 21, 22 (сюжетно-ролевые игры)

Создали центр сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Магазин», «Парикмахерская»,«Больница», «Почта», «Библиотека», «Гараж». Центр насыщен различнымиматериалами, оборудованием, игрушками.

Слайд23

Зона творчествавключает в себя - центр музыки, театра, ИЗОдеятельности.

Организовали так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься

любимым делом: рисованием, ручным трудом, театрально-игровой

деятельностью.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны

к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и

увидеть одобрение своих действий, с этой целью мы оформили:

«стену» творчества, рекомендованную шкалойECERS-R,

• выставку рисунков «Вернисаж» (коллективные и персональные выставки,

• лесенку поделокиз пластилина, где ребёнок может выставить свою поделку, украситьею помещение.

Слайд24

• центр ИЗОдеятельности (творчество по рисованию, лепке, аппликации).

Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая

воображение и фантазию. В зоне доступа кроме традиционного оборудования

бросовыйматериал, альбомы «Жанры живописи», «Золотые узоры России»

Слайд25

• центр театра. Сказка – повод понять что-то большее,

посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам

учат ребёнка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать,

делать выводы и обобщения. В центре разные виды театра: пальчиковый,

Би-ба-бо, теневой, настольный из резиновых игрушек. Дети с удовольствием

инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество.

• Уголок ряженья – необходимый атрибут группы. Ребята наряжаются вплаточки,накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженьямы наполняем втечение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки,ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевыхигр.

• Дети в восторге от нашего музыкально центра. «Сапоги-плясуны» - развиваютчувство ритма, «шуршелки», «шумелки», «Музыкальная лесенка» самодельныеинструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Настоящиемузыкальные инструменты: кларнет, труба, музыкальные дидактические игры,альбом «Композиторы».

Слайд26

В зоне познавательного развития мы разместили центры книги,

развития речи, математики, патриотический и познавательно-

исследовательский. Создалицентры с применением игровых пособий,

которые побуждают детей к освоению грамоты, начальных

математических знаний, знакомству с Родиной и краем; обеспечивают

познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников,

экспериментирование с доступными детям материалами.

• Центр математики наполнен играми для развития памяти, логического

мышления, воображения, внимания изготовили ряд развивающих игр,

которые предлагаем детям. Это «Математическиепазлы», «Найди пару»,

«Найди отличия», «Логические цепочки», «Из каких я фигур»

Познавательные игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото:

буквы и цифры», «Домино», «Танграм», «Четвёртый лишний».

• Учебную зону оформили магнитной доской, рядом поместилисказочныеперсонажи Буратино и Незнайка, которых дети «обучают» разным премудростям. Материалы меняются в зависимости от темы недели.

В своей работе использую авторские развивающие игры Б. П. Никитина

«Сложи узор», «Уникуб», В. Воскобовича «Геоконт», «Игровой квадрат»,блоки Дьенеша, палочки Кюизинера.

Особое значение я придаю работе с художественной литературой,

знакомству с книгой; стараюсь привить любовь к чтению. Ведь именно

литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих ичужих поступках. В нашем центре книги много книг, разных

по содержанию, стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские

энциклопедии. Для игры в «Библиотеку», оформили читательские билеты.

• В центре речевого развития дидактические игры на развитие речи,

речевое дыхание, зеркала, картинки.

Слайд27

• Центр познавательно- исследовательской деятельности пробуждает

любознательность, чувственный и сенсорный опыт. Этот центр оснащён

оборудованиемдля опытов и экспериментов : «лаборатория», «морская коллекция», лупы,фонарики, компас.

• Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями,

используя алгоритм ухода, отмечают погоду в календаре наблюдений.

Слайд28

• Центр патриотического воспитания расширяет знания детей о Россиии малой родине. Изучаем основы краеведения, с этой целью оформили альбомы: «Знаменитые люди Зауралья», «Творчество Германа Травникова», «Памятники Кургана»

Слайд29

Комфортная «уютная» зона - объединяет центры уединения,СЭР, настроения.

В группе организовано место для уединения, где дети могут полистать

любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

В этот центр поместили: экран – «Моё настроение», который позволяет

оценить комфортность пребывания ребёнка в детском саду, служит средством

формирования первичных навыков рефлексии, игрушки и игры для снятия

напряжения, фото группы и семей детей.

В результате проведенной работы заметила, что дети стали более

самостоятельными, инициативными, высока творческая и физическая

активность, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала

оценкадетьми своих возможностей.

Слайд 30 работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачунельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Тесная работа с семьей помогает нацелить родителей нанеобходимость поддержания в ребенке пытливости,любознательности. Дети с удовольствием рассказывают о своихоткрытиях родителям, просят найти интересный материал к занятиям.

Слайд 31 (формы)

Слайд 32 (собрание)

Одно изродительских собраний посвящено «Организации предметно-пространственной среды».

Консультация - «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной

деятельности».

Родители с большим интересом участвуют в проектах, конкурсах,акциях; оформляют альбомы, плакаты, делают презентации,организуютфотосессии.

Слайд 33 (оборудование)

В рамках проекта: «Современный центрдвигательнойактивности» родителями изготовлено нестандартное оборудование: воротца; мешочки, набитые песком; эспандеры; разноцветные флажки; «Бильбоке», «Моталочки».

В ходе проведения смотров-конкурсов родители приняли активное участие в оснащении центров: «Современный центр конструирования», «Игровой центр», «Познавательно-исследовательский центр».

Центр патриотического воспитания был оснащён материалами, собранными родителями в процессе участия в детско-родительском проекте «История Кургана».

Слайд 34

В рамках акции «Наш участок – территория безопасности»смастерили новое игровое оборудование – футбольные ворота, баскетбольное кольцо, качели, песочницу;

Слайд 35

Акция «Снежный городок» также не осталась без внимания родителей: их умелыми руками были изготовлены постройки из снега.

Слайд 36,37, 38 (грамоты) Вместе с детьми родители проявляют свое творчество, участвуя в конкурсах муниципального, регионального, федерального уровня и выставках: «Осень - чудная пора», «Мастерская Деда Мороза», «Неопалимая Купина», «Зимние вечера», «И снова золотая осень».

Слайд39 (работа с педагогами)

Принимаю активное участие в методических мероприятиях детского сада : педсоветах, семинарах, конкурсах.

Слайд 40,41 (фото)Материалы из опыта работы по теме представила на совещании при заведующем, педагогическом совете, районном семинаре-практикуме «Современная предметно-развивающая среда, как условие качества дошкольного образования».

Слайд 42,43 (результативность)

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской активности. По результатам мониторинга 2017-2018 учебного года дети показали достаточно хорошие результаты.

Слайд 44 (Спасибо за внимание)

Публикации по теме:

Фотоотчет об оформлении группового пространства «Весна — весне дорогу»Фотоотчет об оформлении группового пространства «Весна — весне дорогу» Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения - в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных.

Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста» .

Инновационный педагогический опыт «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе» «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе». Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования.

Оформление группового пространства «Осень в гости к нам пришла»Оформление группового пространства «Осень в гости к нам пришла» Оформление группового пространства по теме «Осень в гости к нам пришла». 1 младшая группа. Цель: ознакомление детей с сезонными изменениями.

Педагогический опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям» В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребёнка настоящим.

Педагогический совет «Создание условий для поддержки детской инициативы» Педагогический совет «Создание условий для поддержки детской инициативы» Дата: Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

План по самообразованию «Развитие речевой активности детей через использование всех видов детской деятельности» План работы по самообразованию «развитие речевой активности детей через использование всех видов деятельности» Сроки: 2017-2018 уч/год.

Опыт работы «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС» Проблема развития у детей инициативы и творческих способностей была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. В настоящее.

Педагогический проект «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба «В гостях у Светофора» Педагогический проект «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба по интересам «В гостях у Светофора» С.

Опыт работы «Создание условий для двигательной активности детей в детском саду» Презентация «Создание условий для двигательной активности детей в детском саду» №2 • Жизнь — это система движений. • Потребность в движении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 15:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД