Папки-передвижки

Педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников»

Ольга Бокова
Педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников»

Речь – важный фактор психического развития ребёнка, его всесторонней гармонизации. Грамотная и хорошо словарно обогащённая речь – это залог успешного обучения в школе, социализации личности. Я считаю, что наиболее интересным, доступным и эффективным средством развития речи детей является художественная литература, поэтому мною была выбрана именно эта тема углубленной работы. В настоящее время, в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, традиционные подходы к развитию речи дошкольников претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Мне бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской речи во всём её многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Поэтому тему моей работы я считаю актуальной.

Публикация «Педагогический опыт „Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

Данная проблема определила цель углубленной работы: развить компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя, связной речи – диалогической и монологической форм, интонационной выразительности) через ознакомление с художественной литературой. Этой цели я пыталась достичь через решение следующих задач:

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2. Развитие литературной речи.

3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

4. Формирование интереса и потребности в чтении.

5. Формирование выразительного, с естественными интонациями чтения стихов, участие в рассказывании текста по ролям, в инсценировках.

6. Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.

После реализации углубленной работы ожидала увидеть у своих воспитанников следующие результаты:

1. Умение детей внимательно слушать литературные произведения.

2. Различать и называть жанры литературных произведений (рассказ, сказка, проза, быль, стихотворение).

3. Эмоциональное отношение детей к литературным произведениям.

4. Понимание скрытых мотивов поведения героев произведений.

5. Умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

6. Участие в чтении текста по ролям, в инсценировках.

7. Владение детьми монологической формой речи при пересказе.

8. Сформированность художественно-речевых исполнительских навыков при чтении, драматизации. Их достижение планировала через следование принципам: системности, доступности, интеграции, преемственности с семьёй. Наметила этапы работы,которые включили в себя информационно-материальную подготовку, практическую часть и заключительные мероприятия по подведению итогов. На подготовительном этапе мною была создана база для работы: уголок книги, отвечающий требованиям программы, приобретены и изготовлены тематические папки, игры,разные виды театров для речевой активности детей. Реализация углубленной работы велась через кружок по бесплатному дополнительному образованию "Речецветик", но некоторые её темы изучались посредством других мероприятий в течение дня:«Чтение рассказа М. Зощенко «Храбрые дети», «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют, «Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень», «Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень», «Сравнительное чтение с пересказом татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Три сына», «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» и др. Вся непосредственно образовательная деятельность с детьми проводилась в игровой форме, для её эффективности я использовала приё мы речевой активности: рассказы с вопросами,рассказы с ошибками, рассказы с продолжением. Формы работы с детьми носили характер новизны, индивидуального подхода и учитывали детские запросы. Каждая тема преподносилась в интересной и увлекательной форме, что способствовало более прочному усвоению знаний. Запомнились детям тематические дни: "Творчество поэтов-классиков" (Ф. И. Тютчева,А. А. Фета,С. А. Есенина,А. С. Пушкина,И. А. Бунина,где они познакомились с портретами поэтов, их стихами. "Творчество региональных писателей" (Л. Ф. Шубной, "Творчество В. Бианки". Для речевого развития детей провела проект "Здравствуй, книга!" В рамках проекта ребята изготавливали книжки-малышки, сами их оформляли ( интеграция образовательных областей:"Художественно-эстетическое развитие" : конструирование из бумаги, рисование).Ещё одна инновационная форма работы с детьми - это литературные гостиные : под большим впечатлением дети остались от творчества любимых сказочников - Братьев Гримм. На литературной гостиной по их творчеству ребята увидели портреты великих сказочников, познакомились с их биографией, которая была преподнесена детям в доступной форме, вспомнили знакомые сказки и услышали новые: "Золотой гусь", "Храбрый портняжка". По тому же принципу прошла и литературная гостиная "Творчество К. И. Чуковского",только дети смогли ещё и услышать голос детского писателя во флэш-записи.

При обучении пересказу сказок, я предлагала в помощь детям картины известного художника-иллюстратора детских книг Ивана Яковлевича Билибина.

Анализом мероприятий по речевому развитию детей через ознакомление с художественной литературой, служили рисунки и поделки детей по прочитанным произведениям:лепили ёжика по рассказу В. Бианки "Ёж", рисовали пейзажи: весны по "Сказка о весне" Г. А. Скребицкого,осени по его рассказу "Осень", сюжетные картины по рассказу Н. Калининой "Разве так играют?" и др. Понравилось моим воспитанникам выступать и перед самыми маленькими зрителями: детям первой группы раннего возраста "Солнышко" они показали пальчиковый театр по русской народной сказке "Репка". Также свои способности в речевом развитии мои ребята проявили в стенах родного детского сада. В 2015 году выступили перед детьми среднего и старшего дошкольного возраста с инсценировкой басни И. А. Крылова "Ворона и лисица". В 2016 году выступили на фестивале по дополнительному образованию "Радуга" с "Литературной страницей "Басни И. А. Крылова", где так же прослеживалась интеграция образовательных областей: "Речевое развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"- рассказывание сопровождалось показом собственных рисунков по басням. Ребята продемонстрировали чёткую грамотную речь, силу голоса, интонационную выразительность при чтении по ролям четырё х басен: "Квартет", "Ворона и лисица", "Лебедь, щука и рак", "Кукушка и петух".

Результаты педагогического наблюдения за детьми показали, что с начала работы и на момент её завершения произошла подвижка на 1, 4 балла: начало работы - 2,4 балла (60%, конец работы - 3,8 балла (95%). Она была достигнута за счёт личностно-ориентированного подхода, систематичности проводимых мероприятий, помощи родителей.

Работа с родителями строилась на принципах доверия, помощи и совместного детско-взрослого взаимодействия. Уровень заинтересованности данной темой родители выразили в анкетировании «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников», которое выявило актуальность в понимании родителей этой темы, необходимость её реализации. На основе их пожеланий и затруднений оказала родителям необходимую информационную помощь. Работа с родителями была непрерывным и постепенным процессом, а информация, которую я предлагала, лично значимой для них. Работа велась в системе «группа-семья». Чтобы заинтересовать родителей, пополнить их багаж знаний, мною были даны консультации: «Художественная литература – средство развития речи дошкольников», «Обучение дошкольников пересказу», «Использование художественной литературы, как средства развития речи у дошкольников», рекомендации «Как приобщить ребёнка к чтению».В работе с родителями, так же старалась применить инновационный подход: так, в группе прошли совместные выставки рисунков родителей и детей по темам:"Зимние пейзажи поэтов-классиков", "Весенние пейзажи поэтов-классиков",где родители и дети смогли реализовать своё творчество после полученных впечатлений от стихов С. А. Есенина,А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина. Итогом работы с родителями по углубленной работе явилось родительское собрание по теме "Любите книгу", где родители активизировали свои знания с целью передачи их детям, возобновили традиции семейного литературного чтения.

Результаты работы с родителями были эффективны и показали подвижку на 1,1 балла. Мне удалось сделать родителей своими союзниками в деле воспитания подрастающего поколения.

Цель моей работы достигнута. Знакомство детей с лучшими образцами мировой художественной литературы помогло развить их речь, привить любовь к книгам.

Художественная литература - это кладовая развития речи детей, источник познания ценностных жизненных ориентиров. Советую использовать мой опыт коллегам других дошкольных учреждений. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие речи детей средствами художественной литературы Актуальность темы: Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. Мы живем в мире технологий и новаций,.

Консультация для педагогов: «Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста» ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА. Уважаемые коллеги! В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.

Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка» "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников" Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.

Педагогическая площадка «Роль художественной литературы во всестороннем развитии личности ребенка» Педагогическая площадка «Роль художественной литературы во всестороннем развитии личности ребенка» 25 .03 2013 года с ДОУ проведена педагогическая.

Педагогический совет «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка» Педагогический совет «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка» Повестка педагогического совета: 1. Решение предыдущего.

План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников» План работы по самообразованию Воспитатель Сандыбаева Наталья Михайловна младшей группы Тема: «Роль игры в развитии речи дошкольников».

Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников 1 слайд Тема моей презентации: «Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников». Включает в себя следующие.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Роль игры в развитии диалогической речи дошкольников. Общепринятыми методами обучения диалогической речи считаются беседа и разговор воспитателя с детьми. Разговор – непроизвольное, неподготовленное.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 7 января 2017 в 14:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД